|
Ирина Ковалева из Павлодара
На 15-летие реабилитационного центра “Самал” к павлодарским детям-инвалидам приехал Посол Японии в Казахстане. Эта встреча - не просто дружеский визит с концертом и поздравлениями. Господин Юдзо Харада пожелал лично увидеть, как пришелся детям подарок из Страны восходящего солнца
Вот уже 15 лет самаловцы борются за то, чтобы у этих особенных детей было обычное, как у всех, детство. За эти годы центр стал опытнейшей организацией подобного рода не только в регионе, но и в Казахстане. Свое имя центр “Самал” получил в честь умершей от лейкемии семипалатинской девочки. Самал Мухаметкалиевой не стало в 1991-м - в год закрытия Семипалатинского ядерного полигона. А в 1996 году именем школьницы назвали павлодарский центр, который занимается решением проблем детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями.
- Если бы год назад мне задали вопрос, кому небезразличны казахстанские дети-инвалиды, я бы ответила: кому угодно, кроме наших чиновников, - заявила председатель реабилитационного центра “Самал” Зинаида Багненко. - Помогали спонсоры, частные жертвователи, общественные фонды. Выручала собственная хозяйственная деятельность, гранты зарубежных посольств. В этом году появился госзаказ - более 50 процентов финансирования дается из бюджета. Но и этих средств недостаточно. Не выделяется госзаказ для привлечения высококвалифицированных специалистов, для того чтобы детей поставить на ноги. Мы хотим не просто занять их на время, а реабилитировать. Адаптация в быту и интеграция в общество - это конечная цель.
|
Послу Японии Луиза подарила собственноручно сделанную открытку |
Ежедневно в здании бывшего детского сада, где размещается “Самал”, находится около двухсот ребятишек. 150 детей от полутора до 25 лет с ограниченными возможностями, 20 детей с тяжелой инвалидизацией обслуживаются на дому, еще 50 малышей с нормой в развитии ходят в группы мини-центра. В Павлодаре не хватает детсадов, и государство оплачивает пребывание здоровых ребятишек в “Самале”. Раньше создать детям-инвалидам интеграционную среду, чтобы они могли развиваться наравне со здоровыми сверстниками, не получалось. Дать равные права детям находиться вместе друг с другом удалось лишь в этом году. Новые возможности появились при поддержке правительства Японии.
- Нам предложили поучаствовать в грантовой японской программе “Корни травы”, - рассказывает Зинаида Дмитриевна. - Было выделено 100 тысяч долларов на модернизацию дополнительных площадей центра. На эти деньги мы перестроили несколько балконов. Это кабинеты психологов, трудотерапии, творческая мастерская, прогулочное помещение для детей с тяжелой инвалидизацией. И перестройка холлов, чтобы свободно двигались колясочники. В планах - зал для адаптивной физкультуры, зимний сад для агротерапии.
Японская программа безвозмездной помощи “Корни травы”, направленная на помощь НПО, в Казахстане действует с 1997 года. В переводе с японского “корни травы” - выражение образное, означающее простых людей. За это время была оказана финансовая поддержка 53 проектам на сумму более трех с половиной миллионов долларов.
Во время экскурсии по “Самалу” господин Юдзо Харада сам увидел, на что пошли средства гранта. Ознакомились и представители местных департаментов. Однако все проблемы центра “Корни травы”, естественно, не решили. У стенгазеты с красочными фотографиями самаловцы рассказали о поездке в Чалдай на традиционные параолимпийские игры, об отдыхе детей в заповеднике Баянаул.
- За 15 лет у нас так и не появилось своего транспорта, - сетует Зинаида Багненко. - Средства на эту статью расходов не выделяют, мы сами изыскиваем. Иногда спонсоры помогают. Но было бы лучше получить специализированный автобус, чтоб и колясочники могли ездить.
|
У аппарата “Комфорт” |
Особенно заинтересовал японского посла зал, в котором специалисты занимались с детьми по индивидуальным программам в нейрокоррекционных костюмах и на аппарате “Комфорт”. За столом - подросток, с интересом наблюдающий за импульсами на экране.
- От центральной нервной системы идет связь, обрабатываются сигналы и выводятся на монитор, - объясняет принцип действия аппарата психолог Леонид Янченко. - Пациент видит “себя” на экране. Это очень важно для самоконтроля. Динамика хороша, прекрасный пример - наш Азат. В течение года он отказался от медикаментозного лечения и теперь может контролировать свои движения. В этом году он поступил в бизнес-колледж.
К слову, в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы обозначены такие данные: “Из 149 246 детей с ограниченными возможностями 29 212 человек, или 19,5 процента - дети дошкольного возраста”. Остальные, получается, - учащиеся. Для них в этой программе планируется разработать специальный комплекс мер. Например, будут “приняты правила организации дистанционного образования детей-инвалидов, правила интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной среде”. Но только к 2015 году. В школах появятся “безбарьерные зоны” для детей-инвалидов - пандусы, подъемные устройства и парты, за которыми смогут учиться дети-инвалиды. Это событие может случиться в 2020 году. И не раньше 2030-го в Казахстане будут “созданы условия для равного доступа к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями”. А пока инвалидам-школьникам, наверное, придется пробиваться к знаниям по старинке.
Впрочем, в мире уже сегодня существуют технологии, позволяющие взглянуть на проблему ограниченных возможностей с надеждой. Врач Леонид Янченко стал расспрашивать Юдзо Харада о японском чуде - аппарате HAL. Так называемую “гибридную вспомогательную конечность”, или экзоскелет, в Стране восходящего солнца запустили в массовое производство в прошлом году. Костюм считывает нервные импульсы человека и отправляет в суставы искусственных конечностей, надетых на свои собственные. То есть стоит только подумать, и ноги-роботы пойдут сами. Для инвалидов - просто спасение. На чудо-костюм - огромная очередь. Посол Японии пообещал выяснить, что можно сделать.
Впрочем, уже сейчас у “Самала” есть наработки, которых не имеет даже Республиканский реабилитационный центр. Например, комната Монтессори, где специальные приспособления позволяют развить у малышей речь и навыки. Детишки вытаскивают непослушными ручонками из крупы игрушки, мешают ложкой “кашу”, пробуют нажимать выключатели. Родители учатся вместе с детьми.
- В “Самале” мы с внуком уже 4 года, - рассказывает бабушка Мария Ерофеева. - Успехи есть - Ванечка начал говорить слоги! Дети здесь учатся жить в коллективе, общаться. И мамочки получают большую поддержку. Есть массаж, лечебная физкультура, музыкальное обучение. Эти детки такие музыкальные - и похлопают, и потопают!
|
Занятия по индивидуальной программе |
Для гостей дети устроили праздничное представление с песнями и танцами - “Про мир и дом, где мы живем”. А в творческой мастерской показали, как работают в непростой технике “Гобелен”. Послу Японии подарили понравившийся ему образец ковроткачества - панно с филином. С творчеством подходят специалисты и к социально-бытовой ориентации. В этом году реабилитационный центр получил областной госзаказ на оказание соцуслуг детям-психохроникам.
- Это школа безопасности для ребят от 18 до 25 лет, - объясняет заместитель председателя центра “Самал” Фаина Серебрякова. - Пока подросток один в квартире, кто-нибудь может попытаться обманом забраться в дом. Их учат, как правильно отвечать на вопросы, чтобы не пострадать. И еще один аспект: эти дети зачастую привыкли жить на всем готовом. Мы приучаем их к самостоятельности, чтобы дети могли шить, гладить одежду, варить пищу.
Когда “Самал” только открылся, в Павлодаре было 500 ребят с диагнозом детский церебральный паралич. Все они прошли через центр - ничего другого в те годы не было. В Павлодаре даже появилось выражение - “дети “Самала”. В планах - создание филиалов центра в приполигонных районах Павлодарской области. Следующая программа - открытие социального дома молодежи для инвалидов, достигших 25-летнего возраста. Предстоит большая работа: нужны производственные мастерские и рабочие места, чтобы дети-инвалиды, повзрослев, почувствовали себя полезными обществу. |