|
Светлана Фельде
11 лет назад я приехала в Германию. Спустя восемь месяцев нашла работу по специальности - она у меня была вполне гуманитарная и творческая. Нашла почти просто - позвонила редактору газеты, показала публикации, написала материал и подписала договор о приеме на работу.
Правда, счастье длилось недолго - спустя полтора года у нашего “предприятия” появился новый хозяин, мы стали ему не нужны. Тогда я впервые поняла, что на самом деле ничего делать не умею, кроме того, чему пять лет училась в университете. Конечно, тяжко было расставаться с любимой профессией, но получать пособие, имея на руках подрастающего ребенка, - не самый лучший вариант. Ибо на пособие, собственно, разве что ноги не протянешь, а хотелось предложить чаду более-менее достойные социально-бытовые условия. Короче, пришлось идти учиться и три года перебиваться с воды на хлеб, но зато потом на руках у меня имелся диплом медсестры. Почему именно эта специальность? Если честно, просто потому, что ничего другого в то время мне не подвернулось. К тому же все говорили: с этой специальностью без места не останешься. Будешь иметь на кусок хлеба. Так что именно о нем и шла речь, когда я приняла решение пойти учиться.
Это уже гораздо позже нашла в своей новой деятельности много такого, за что смогла не только притерпеться к ней, но и полюбить. Но мы сейчас не о любви.
Итак, сразу после сдачи госэкзамена меня приняли на работу - туда, где я часто проходила практику. Так что никакого опыта на предмет рассылок резюме и собеседований я не приобрела.
И вот пять лет спустя по причине семейных обстоятельств я затеяла переезд в другой город. Как следствие - начала искать рабочее место в этом другом городе. Первое и главное, что осознала, - понятия не имею, как его искать, где? Открывать телефонный справочник, звонить? Выуживать из Интернета адреса?
Второе - поняла, что понятия не имею, как себя вести на собеседованиях, не умею писать резюме и еще меньше умею “продавать” себя.
В общем, просидев много часов у компьютера, изучив массу советов, заготовила пару резюме, нашла адреса клиник, домов для престарелых и - на почту. Отправив, принялась ждать ответов, штудируя тем временем умные статьи на тему, как себя вести во время собеседования.
Дорогой читатель, вот тут я подошла к самому интересному, для чего, собственно, и села писать этот материал. Так для чего? Чтобы поделиться своим личным опытом поисков работы в Германии.
Итак, опыт первый, он же и основной: все советы о том, как себя вести, во что одеваться, как сидеть, улыбаться и отвечать на вопросы - чистой воды теория. К практике никакого отношения не имеющая. Никакие сценарии предстоящей беседы вам продумать не удастся, потому что сценарии у каждого работодателя свои.
Единственное, что я почерпнула в Интернете действительно ценного, - лучше всего одеться в светлое или бежевое, можно - черно-белое. Короче, пришлось раскошелиться на пару соответствующих нарядов.
Все остальные советы мне так и не пригодились. А иногда даже и вредили.
Например, вняв рекомендации не протягивать первой руку, я ждала этого от директора маленькой клиники на своем собеседовании номер один.
На работу меня там не приняли. Директор сказал, что я дурно воспитана - нужно было первой протянуть руку и поздороваться.
Совет заставить работодателя поверить, что, принимая тебя на работу, он оказывает самому себе услугу, - полный мираж. Так бывает разве что в сказках, думаю.
Пережив десять собеседований, беру на себя смелость утверждать: каждый работодатель ведет себя так, чтобы ты сразу понял, кто кому услугу оказывает. То есть - никак не ты ему. А он - тебе.
Ну а теперь немного о частностях, легендах и деталях.
Легенда номер один - на все отосланные резюме вы непременно получите хотя бы какой-то ответ. Из двух резиденций для престарелых меня так ответом и не удостоили. Легенда номер два - собеседования начинаются в точно назначенное время. На все десять я являлась на пятнадцать минут раньше. И везде мне пришлось ждать от пятнадцати до сорока минут. Легенда номер три - немецкий работодатель непременно вернет вам вашу папку с документами, которые стали ему без надобности, если вы его как работник не устроили. Придется звонить, напоминать. И не факт, кстати, что в конечном итоге вам вернут запрашиваемое назад.
Теперь о самих собеседованиях. Вывести среднее арифметическое в контексте понимания, как к ним готовиться, - просто невозможно. В одном месте начальнику по работе с персоналом было жутко интересно, почему я решила переехать. Больше никаких вопросов мне не задали. Другого начальника интересовали вопросы типа: почему я решила 11 лет назад уехать в Германию, как часто посещаю бывшую родину. Третий спросил, почему из всех хобби я предпочитаю именно цветоводство.
Спустя две недели после отправки всех своих ценных бумажек в очередной дом престарелых получила приглашение на собеседование с просьбой привезти копии всех аттестатов за три года, в которых стоят оценки по разным предметам.
Сделала копии, нарядилась в бежевого цвета костюм и явилась, как и говорила, на пятнадцать минут раньше. Получила почти замечание: дескать, еще целых пятнадцать минут. Ждите. Ждать пришлось почти час. А собеседовать - сто двадцать минут. Начальник отдела по работе с персоналом выяснил детали о судьбе российских немцев, уточнил, где именно родился мой отец, где учился и почему он решил в свое время переехать из России в Казахстан. Долго расспрашивал меня о том, как ведется документация на моем нынешнем рабочем месте. Уточнял, почему я решила после пяти лет получить дополнительное образование - медсестры по работе в паллиативном отделении. Потом попросил меня рассказать, как я себя буду вести, если умрет пациент. Озвучил еще пару желаний, а именно: я должна была похвалить себя, рассказать о своих сильных сторонах, о том, что во мне хорошего. И обрисовать нюансы поведения в том случае, если какой-то коллега, например, терпеть меня не может. Уточнил также, на каком языке мы говорим дома, есть ли у меня телевидение на русском языке и поинтересовался, существуют ли проблемы с литературным немецким языком. Кстати, последний вопрос показался мне более чем странным, ибо разговор наш, как вы понимаете, происходил без переводчика. В общем, через сто двадцать минут он гордо сказал: “Предлагаю вам у нас один день поработать, чтобы мы могли присмотреться к вам, а потом уже будем решать. К слову, предлагаю это не всем...”
Очередное “испытание” на крепость нервов состоялось в большой клинике. Где в начале осени открывают то самое паллиативное отделение. При собеседовании присутствовали шесть человек. Здесь снова поинтересовались моим прошлым, попросили объяснить, как после своей гуманитарной специальности я решила заняться абсолютно другим. Из нового в вопросах было следующее: как выглядит мой рабочий день, как часто мне приходится общаться с врачами и родственниками пациентов, согласна ли я с тем, что в клинике придется работать не только в первую или вторую смену, но и дежурить по ночам. Итогом сорокаминутного собеседования стало предложение позвонить завтра начальнице онкологического отделения и договориться о пробном рабочем дне.
Еще о двух совершенно неудачных попытках...
В одном доме престарелых директор попросил меня рассказать о школе, в которой я получала образование в Германии. Честно призналась, что с тех пор прошло пять лет и никакого контакта с учителями и преподавателями у меня нет. Лично мне кажется это совершенно нормальным, но потенциальному работодателю мой ответ не понравился.
Видимо, с кем-то из бывших учителей нужно дружить. Так что учтите на будущее.
Еще один начальник остался недоволен моим признанием на вопрос о том, как я провожу свободное время, каким видом спорта занимаюсь. Ему почему-то не понравилось, что я предпочитаю плавание, а не велосипед. Впрочем, в остальном все было корректно: мне достаточно быстро прислали отказ и вернули все документы.
Таким образом через два месяца после начала активных поисков рабочего места я осталась с двумя потенциальными шансами на трудоустройство, но сначала - поработать денек.
К этому моменту я успела понять: подобное предложение действительно говорит о том, что ты вызвал интерес. Иначе с тобой просто прощаются и говорят: “Мы с вами свяжемся”.
Итак, отработала один день в клинике, где, конечно, пришлось несладко, ибо рабочий ритм и организация труда, как говорится, выглядят совершенно иначе, чем в доме для престарелых.
После окончания смены начальница отделения повела меня к главному боссу. Босс достал атлас, попросил меня рассказать об Алматы и Астане, очень интересовался тем, что такое Шелковый путь, похвалил мой рабочий китель, спросил, где я его купила, уточнил, сколько лет сыну, и пожелал всего хорошего.
После чего начальница посоветовала как можно быстрее написать тому-то и тому-то по электронной почте свое мнение о проведенном дне. И - ждать ответа.
Пробный рабочий день в доме для престарелых, начальник которого хотел знать о том, как я буду вести себя в случае нелюбви одного коллеги ко мне, выглядел так: беготня от пациента к пациенту, краткое ознакомление с документацией, кормление с ложечки трех лежачих.
Ну вот, а теперь - слово заключительное.
Опускаю страдания по поводу ожидания ответа и сообщаю: из клиники мне прислали договор спустя три дня после прохождения “однодневной практики”, из дома для престарелых позвонили через четыре и сказали: “Будем рады видеть вас в качестве нового работника”. К этому моменту я уже приняла решение в пользу клиники, и дому престарелых пришлось отказать. Его директор, кстати, сильно расстроился и сказал, что если через полгода прохождения испытательного срока мне не понравится в клинике, двери их всегда для меня открыты. Что и говорить - бальзам на душу.
Теперь полагается подвести итог. Каков же он? Сейчас, вспоминая все свои хождения от одного работодателя к другому, я понимаю следующее: устроиться на работу и “понравиться” будущему боссу - дело такое же странное и необъяснимое, как любовь. Иногда, как ни старайся, не достучишься до предмета обожания, а иногда все совпадает сразу, и ты понимаешь, что выиграл.
А дальше - дело такта, способности идти на компромиссы и, конечно, профессионализма. |