|
Ирина Ковалева из Павлодара
С давних пор кузницы устраивались на околицах, чтобы от летящих искр из пылающего горна не загорелось село, а постоянный перестук не досаждал соседям. Дом и кузница поэта Виктора Васильевича Квиткова примостились на самом краю села Жетекши, на границе с бескрайней степью, в десяти километрах от Павлодара. За кованой калиткой, увитой металлической лозой, - совсем другая жизнь
В село Жетекши потомственный кузнец Виктор Квитков приехал в 1987 году из Лениногорска (ныне город Риддер) Восточно-Казахстанской области. Запах и лязг железа стали для Виктора родными, ведь детство прошло в кузне. Перенять у отца старинное ремесло он не успел - тот рано ушел из жизни, оставив в наследство сыну свои разносторонние творческие способности.
Однако теперь, в свои 52 года Виктор Квитков так же, как и отец, мастерски владеет кузнечным ремеслом, рисует картины маслом - горные пейзажи родного Алтая и пишет стихи, идущие из глубины сердца. Их уже накопилось на целую книгу. Сейчас кузнец всерьез озадачен ее изданием.
- В Лениногорском ГПТУ №99 в 1974-75-х годах набирали две группы кузнецов, больше в тот период в Казахстане не было, - вспоминает Виктор Квитков. - Я профессию особо не выбирал, раз отец - кузнец, то и я пошел по этой стезе. Художественной ковкой он не занимался, больше болванки крутил, но рисовал хорошо и руки у него были золотые.
Художественной ковкой Виктор Квитков занялся, переехав в Павлодар. Здесь в старом городе он впервые увидел кованые ворота и выяснил - это была известная от Москвы до Дальнего Востока так называемая “французская” ковка. Местные купцы привозили эту роскошь издалека. Своих мастеров такого класса в то время в городе не было.
- Работал я на автобазе и ходил на работу через Пахомовское кладбище, - рассказывает кузнец. - Однажды увидел старинную оградку с отломившимся узором. Взял этот узор, показал одному старику-работяге. “Дядя Боря, - спрашиваю, - как это делали?” А он: “Это старые мастера делали, давно уже забыли все, что и как”. Я смотрю - четыре элемента сварены в горне вместе. Незамысловатый, вроде, узор. Попробовал такой же сделать. Поначалу получалось аляповато, но потом руку набил, и завитушки эти перестали интересовать. Уже захотелось розу сделать. Книги в библиотеке брал. Потом решил рисовать научиться, пошел в учкомбинат на курсы художников-оформителей. Преподавал у нас учитель черчения, самобытный художник Вячеслав Леонидович Леонов. Вот он и натаскал меня на живопись.
Однако в творчестве Виктор Квитков предпочитает импровизацию. Многие идеи приходят к нему во время работы. Даже кованые лестничные пролеты он старается делать с изюминкой. В последнее время ему ближе по духу стал стиль модерн, в котором нет строгой симметрии - “виноград же не растет по линейке”.
Большую часть художественных работ Квитков выполняет в собственной кузнице, которую он оборудовал в сарае на задворках своего дома. Практически все оборудование и инструменты - от горна до кувалды - он сделал своими руками. Здесь появились на свет многие вещи, украсившие жизнь павлодарцев. Самую первую крупную работу он выполнил в 1990 году за две недели. Это были кованые ворота длиной шесть и высотой три с половиной метра. Потом был особняк, где все, начиная от ворот, украшенных конниками, до флюгера в виде рыцаря-копьеносца, было выковано из железа. Даже вольер для собаки. Но самым ярким моментом творчества Квиткова стало создание железной копии сакского Золотого человека.
- Меня сначала заинтересовала скифская тема, украшения в виде животных, - объясняет Виктор Васильевич. - Попробовал сначала такого быка отковать, получилось. Потом голову лошади, барана, архара и так далее. Над дверью дома у себя сделал химер, они от дурного глаза защищают. Крылатого ирбиса цельнокованого сделал и поставил его на шанырак. А “Золотому человеку” сначала шлем выковал. Это самый сложный был элемент. Кирасу ковал по своему размеру. Года три на “Золотого человека” у меня ушло. Теперь стоит в сарае.
Еще одним интересным экспериментом Квиткова стало изготовление знаменитой дамасской стали. Сегодня рецепт, за которым раньше охотились мастера всего мира, не является тайной - Квитков нашел его в Интернете. В огне он сварил шесть видов металла с разным содержанием углерода. В ход пошли старый напильник, подшипник, рифленая сталь и прочий лом. Получилась металлическая слоенка, которая после ковки, шлифовки, закаливания в кислоте и стала той самой дамасской сталью.
- На одну из выставок народного творчества я выставил свой кинжал из дамасской стали, но мне его потом не вернули, говорят, куда-то пропал, - рассказывает Виктор Квитков. - Дамасский клинок чем был хорош: он самозатачивающийся, режет и рубит хорошо, да и сама сталь выглядит красиво - с узорами. Помните, в саге о Нибелунгах Зигфрид сковал меч из найденного лунного камня - небесного железа? Скорее всего, этот Зигфрид занимался дамасской работой. Для тех времен это был прогресс, лучше стали не было. А сейчас в ней нет надобности - современные космические металлы намного лучше.
Все кузнечные работы Квитков делает в одиночку, так как помощника-молотобойца у него нет. Поэтому Квитков называет себя “одноруким кузнецом” - одной рукой приходится держать, а другой - ковать. “Жалею, что третьей руки у меня нет”, - усмехается он.
- Хорошего молотобойца сейчас и не подготовишь. Где найти такого человека, который смог бы работать синхронно - ты только подумал, а он уже ударил? - сетует мастер. - Молотобоец - это ударная сила, черновая работа, все кузнецы с этого начинали. А мое кузнечное дело - показать, куда ударить, и сделать доводку, поправить.
Поэтому в давние времена кузнецы работали в паре с сыном, передавая ремесло по наследству. Но сын Виктора Квиткова избрал себе другую стезю и переехал в город. Учеников у мастера тоже нет. Те, кто немного научился стучать молотком, удовлетворились достигнутым и стали клепать ширпотреб, зачастую заменяя ковку обычной сваркой. Весь профессиональный опыт, накопленный Квитковым за 36 лет работы, может быть утерян.
- В Лениногорске у нас был бригадир - Вовка Цвингер. После обучения он нам сказал: “Будем вас в кузнецы принимать!” - с улыбкой вспоминает Виктор Квитков. - И заставил нас выполнить несколько фокусов - лизнуть раскаленное до 800 градусов жигало - такой железный прут для прочистки отверстия в горне, потом жонглировать кувалдой и целовать ее на лету, да так, чтобы не выбить себе зубы. Я и сейчас могу показать.
И в подтверждение своих слов Квитков достал из пылающего горна раскаленное жигало и провел им по языку. Потом показал трюк с кувалдой. Довольный произведенным впечатлением он взял большой кровельный гвоздь и согнул его, а потом так же выпрямил.
А на вопрос, почему кузнецы обычно носят бороду, Квитков ответил просто: во-первых, борода - это естественный респиратор от пыли, во-вторых, кузнец своей бородой проверяет готовность металла. Если прикоснуться горячим клинком к бороде, и она не загорится и не подпалится, а лишь зашуршит - значит, металл готов к сварке. “Кузнецам даже Петр I бороды не рубил”, - отметил он.
Фото автора |