|
Светлана Фельде
Дискуссии о сохранении русского языка в Германии - явление постоянное и немаловажное. Тема исчезновения “русских уголков” на немецкой земле или намеренное искажение истории - тоже вопрос для бывших советских граждан очень актуальный. Примеров печальных в этом контексте много. Например, слышала от одного своего знакомого, что лет двадцать назад на углу картинной галереи в Дрездене можно было прочитать: “Проверено. Мин нет”. И роспись советского лейтенанта. Почти полвека не стерли эту надпись. Она исчезла после объединения страны. Нашелся желающий уничтожить это историческое напоминание.
В Лейпциге на одном из старинных домов у рыночной площади когда-то доводилось видеть солидную мраморную доску, извещавшую, что здесь в далеком 1698 году останавливался на постой российский царь Петр I - приезжавший из России на знаменитую в те времена ярмарку. Ныне этого дома нет и в помине. Еще грустный, хотя, может, и неоднозначный факт: некогда все в том же Лейпциге имелся Музей Ленина. Разумеется, к вождю пролетариата можно относиться по-разному, тем не менее, как-то немного жаль, что новая и законная владелица дома первым делом выбросила на помойку все экспонаты музея. Никто, конечно, сегодня уже не знает, куда подевались раритеты из музея газеты “Искра”, как покрыт мраком и вопрос о том, где именно находится многотонная голова Ленина, установленная прежде у главного павильона на территории старой Лейпцигской ярмарки. Некогда немецкая пресса вскользь упомянула о “бюсте” - якобы его буквально за бесценок приобрел предприниматель из Западной Германии, чтобы установить в своем огороде.
Немного радостнее обстоят дела с русским наследием в городе Баден-Бадене. Как Ницца во Франции или озеро Гарда в Италии, Баден-Баден является неким символом страны, тем местом, куда все стремятся попасть хоть однажды. Баден-Баден называют третьим городом в русской литературе после Петербурга и Москвы. О русских аристократах здесь охотно вспоминают и сегодня. Экскурсоводы непременно расскажут легенду о князе Владимире Меньшикове, который имел обыкновение мчаться на тройке по Лихтентальской аллее - до сегодняшних дней излюбленному месту прогулок горожан. Баден-Баден - самый русский немецкий город. Да и как же может быть иначе! История города неразрывно связана с историей России. Отовсюду звучат русские фамилии - здесь жил Жуковский, там - Достоевский, здесь - Тургенев, там проживал Лев Толстой. Достоевский пристрастился здесь к игре в рулетку. В 1863 году Федор Михайлович проигрался в пух и прах. А в феврале 1867 года он пять недель подряд дневал и ночевал в казино и, говорят, просадил обручальное кольцо своей жены, а потом очередь дошла даже до ее последнего платья. Лев Николаевич в 1857 году спустил всю наличность, занял денег у своих русских друзей писателей Полонского и Боткина и... снова проиграл. После чего гневно заметил: “Окружен негодяями! А самый большой негодяй - это я!” На том писатель и покинул славный курорт.
Горожане бережно относятся к “местам боевой славы русских” - то есть это я о том, что никому не приходит в голову уничтожить мемориальные доски с именами Гоголя, Тургенева, Достоевского, князя Гагарина...
Пожалуй, больше других прославил Баден-Баден Иван Тургенев. Он оставил здесь заметный след не столько благодаря своему литературному труду (в Баден-Бадене были написаны роман “Дым” и повесть “Призраки”), сколько загадочному роману с певицей Полиной Виардо. Тургенев прожил в Баден-Бадене семь наполненных любовью лет. Как напоминание о ней, в Баден-Бадене на Фремергсбергштрассе до сих пор стоит “вилла Тургенева”, построенная им по соседству с домом Виардо. Здесь в то время находился культурный центр города, и получить приглашение на вечер в этот дом считалось высокой честью. Сегодня вилла принадлежит одному из местных миллионеров доктору Шнеллю, который, к сожалению, закрыл доступ к ней для гостей курорта.
Одним словом, русская аристократия обожала Баден-Баден. Обожает его она и сегодня. Например, не так давно в городе проводилась Выставка ретроавтомобилей. Основная звучавшая речь - русская. Другие языки были исключением. Посетителей - не протолкнуться.
Понятное дело - приятно прикоснуться к истории, которая стала экзотикой и стоит баснословных денег.
Правда, понятие “баснословные” - относительно. То есть кому как. Например, как сообщила моя знакомая, жительница курорта, русский коллекционер Александр Иванов, профессор, доктор исторических наук, эксперт Министерства культуры России по вопросам прикладного искусства, автор целого ряда статей и книг по истории ювелирного дела, на средства которого в Баден-Бадене открыт Музей имени Фаберже, купил для участия в выставке симпатичный автомобильчик почти бесплатно - по слухам, всего тысяч двести. Вот он, кстати, на фото, экземплярчик. Ну что ж, видимо, за такую красоту и вправду недорого. “Чайка” - одним словом...
Среди гостей выставки, как я и упомянула, было немало русских, немцев, впрочем, тоже. Несколько топ-менеджеров крупных компаний приехали специально на выходные в Баден-Баден, чтобы полюбоваться раритетами. Увы, только полюбоваться. Даже им при наличии “нехилой” зарплаты прибрести что-то на выставке нереально.
Кстати, служебный автомобиль входит в соцпакет немецких топ-менеджеров. В общественном сознании служебный автомобиль топ-менеджера - это роскошный “мобиль” с мощным двигателем, обязательно Made in Germany, непременно черного цвета. Как правило, это Mercedes-Benz S-класса, “семерка” BMW или Audi A8, гораздо реже -Volkswagen Phaeton или выделяющееся в этом ряду четырехдверное купе Porsche Panamera.
Если судить не по слухам, а руководствоваться цифрами, то топ-менеджеры в Германии действительно предпочитают автомобили Mercedes-Benz, BMW и Audi, однако это вовсе не обязательно должны быть самые дорогие модели этих марок. А некоторые и вовсе в последнее время предпочли пересесть с представительских лимузинов на машины бизнес-класса. Так, глава энергетического гиганта RWE Юрген Гросман использует в качестве служебного автомобиль Mercedes-Benz E-класса. А глава концерна Puma Йохен Цайц, входящий в десятку самых высокооплачиваемых европейских менеджеров, вообще не имеет служебного автомобиля. Наверное, как и мы, смертные, на работу - пешочком...
Закругляясь, хочу вернуться к русским в Германии. А именно: один автомобиль, представленный на выставке, перешел во владение “русского товарища”, проживающего в ФРГ. Если я не ошибаюсь, товарищ владеет русскоязычным туристическим бюро. Так что - да здравствуют “наши”! |