|
Константин Маскаев
Сегодня завершается пребывание в Казахстане одной из древнейших святынь православия - чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери “Знамение”. О событии в целом и о том, кто помогает путешествовать святыням, с нашими читателями в своем интервью поделился пресс-секретарь алматинской епархии иерей отец Евгений
У каждого нашего архипастыря есть свое представление о проповеди. Нынешний глава казахстанского православия митрополит владыка Александр избрал такой вот путь: принесение святынь, общение со святыми. Прежде он 20 лет возглавлял Костромскую епархию. Следует сказать, что в Костроме хранилась чудотворная Федоровская икона Божией Матери, великая всероссийская святыня. Еще до революции была традиция износить святыню к местам торжеств, религиозных праздников. Проводились крестные ходы. Например, из Костромы икону приносили в город Галич, не говоря уж о том, что икона была носима по всей Костроме. В наше время владыка возродил эту традицию. В 2000 году по благословению патриарха Алексия II мы принесли икону в Москву - на Первый съезд православной молодежи. Затем икона побывала в разных местах. На Дальнем Востоке, Краснодарье, на Украине.
Мы обнаружили, с каким душевным подъемом народ откликнулся на такие посещения иконой разных мест. Люди приносили к иконе свои горести и чаяния, благоговейный трепет, слезы счастья и печали.
Народ наш, к сожалению, пока ограничен в возможности выезжать куда-то далеко, совершать паломнические поездки, путешествовать. Тут и стесненность в средствах, и нехватка времени, и немощь, если говорить о болящих или пожилых людях. А если говорить о Курской Коренной иконе, то кто может себе позволить побывать в Америке, пообщаться с этим чудотворным образом? Только единицы.
Эта традиция приносить святыни была прочно усвоена владыкой. Кроме того, такое паломничество святыни - а это можно рассматривать как одну из сторон паломничества - объединяет православный народ. Посредством поклонения путешествующей иконе люди получали осознание, что точно так же к этому явленному им образу прикладывались миллионы людей - и на протяжении веков, и в наше время повсеместно, где была икона, и что она отправится дальше, и будет утешать, творить чудеса. Владыка сопровождал икону и повсеместно рассказывал о Костроме, о ее святынях, о том, что там тоже живут православные люди. Возвращаясь из поездок, владыка уже костромичам ведал, где, в каких городах бывала путешественница и что там ей поклонялись братья и сестры. Это объединяет людей, дает ощущение некой семейности.
Святыням поклоняться необходимо вот почему. Происходит приобщение на исключительно высоком уровне. Представьте, за семь веков Курской Коренной иконе поклонялись миллионы людей десятков разных поколений! И раньше, и тем более теперь в этом обнаруживается связь веков. Прикосновение к святыням такого масштаба поднимает нас над ощущением “здесь и сейчас”, оно дает чувство единения с православием вселенского масштаба. Перед этим образом молилась седая древность, этому образу поклонялись по лицу всей Земли: на Балканах, в Европе, Австралии, США, России, Украине... Вся полнота церкви была перед этим образом.
Современного человека отличает отсутствие горячей, пламенной веры. Нужно эту благодать, полученный от Бога дар веры возгревать. В одном из Давидовых псалмов (Псалом 142. -
“НП”) есть такая строка, которая в современном изложении может звучать так: “Помянув дни древние, поучился во всех делах Твоих...” То есть, вспоминая те дни древние и чудеса, я сейчас учусь Твоим заповедям, учусь верить в Тебя, любить Тебя. Приходя к древней иконе, мы мысленно вспоминаем эту массу связанных с ней чудес, череду событий, знамений, и мы осознаем, что это та же Божия Матерь, и это - тот же самый подарок ее народу. И она через этот образ точно так же, как и века назад, готова откликнуться!
Это нужно осознать и принять. Потому что через веру и духовное здоровье мы можем получить от Бога все: здоровье телесное, материальные блага, духовные блага, спасение. “По вере вашей да будет вам”.
Фото Талгата Галимова |