|
Руслан Туганов, креативный директор интернет-агентства “Apex”, стоял у истоков внедрения технологий интернет-маркетинга на территории Казнета. Несмотря на то, что сам является частью Казнета, считает его болотом и все время ищет новые идеи и новых людей. В общем, поговорим мы сегодня о буднях Казнета, перспективном инструменте интерактивной рекламы, а также о главных тормозах развития “нашей” Сети
- Можно ли сказать, что без поддержки бизнеса в Казнет не придут новые технологии, в том числе и рекламные, и он останется на своей нынешней ступени развития?
- Да, это логично, что кто-то должен выступать в роли локомотива. Пусть это звучит неполиткорректно, но государство сделало меньше для развития Казнета, чем малый и средний бизнес. Последние принесли в Интернет “живые” деньги. Согласно исследованиям национального инфокоммуникационного холдинга “Зерде”, годовой оборот в Казнете составляет примерно 5 миллионов долларов. И это именно те деньги, которые принес бизнес. В то же время, когда мы говорим о монетизации Казнета, мы не говорим только о “чистых” деньгах, что приносят сами ресурсы. Страницы Сети могут нести другую “нагрузку”, главное, чтобы они оправдывали свое существование. Если речь идет о сайте компании, понятно, что он фактически не приносит живых денег и влияет на продажи, так сказать, косвенно. Конечно, метод, который сегодня у нас используется, - баннерная реклама - на мой взгляд, несколько устаревший формат.
Мы знаем, что баннерная реклама появилась еще в начале 90-х годов прошлого столетия. Однако у нас она набирает обороты (появляются по-настоящему интересные экземпляры) только сейчас. Но полностью отказываться от этого глупо, но и делать на устаревший метод основную ставку тоже не стоит. Все время появляются новые “фишки” и новые методы рекламирования товаров.
Взять, например, “Твиттер”. Там есть возможность купить контент (музыку, фильм, книгу), “заплатив” при этом своей единицей - “твиттом”. Получить же эту единицу можно, опубликовав на своей страничке определенную информацию, например, о том или ином продукте, и тем самым проинформировав своих друзей о наличии такового. Это новая технология, и придумали ее два парня, которым надо было промоутировать свою книгу. В общем, благодаря такому ходу их книга в кротчайшие сроки вышла в десятку самых продаваемых на специализированном сайте. И это только один пример, на самом же деле масса способов заработать в Интернете, используя ресурс того или иного сервиса.
- Что сегодня нужно Казнету, то есть на чем можно неплохо заработать?
- К сожалению, у нас практически нет ресурсов, которые бы освещали события местного характера. Есть, конечно, новостные сайты. Но с таким же успехом мы можем получить эту же информацию посредством других источников. Поэтому, для того чтобы проект мог приносить неплохую прибыль, надо идти в направлении специальных сайтов-сервисов. Принцип простой - предлагается услуга в двух вариантах: в бесплатной урезанной версии и в платной расширенной. Есть и такой вариант - если мы говорим о деньгах, то необходимо развивать платежные шлюзы и сервисы. Конечно, у некоторых банков уже есть такие решения, и, как показывает анализ, потребность оплаты с помощью Интернета есть и в дальнейшем будет только расти.
- Вы неоднократно высказывались об интерактивной рекламе как о наиболее перспективном способе донести до потребителя свою идею. Мы готовы к ней сейчас или есть все же какие-то сложности в плане реализации?
- Мы в одном из проектов уже использовали технологии интерактивной рекламы. Идея такова - перед просмотром рекламного ролика в Интернете пользователь указывает свой номер телефона и имя. В процессе просмотра ему поступает звонок. При этом звук в компьютере пропадает, и вся аудиоинформация поступает к нему на телефон, накладываясь на видеоряд. Это производит потрясающий эффект на потребителя. Более того, такая подача информации также имеет хороший “вирусный” потенциал - ссылки на ролик тут же переходят от знакомых к знакомым - мол, посмотри на эту новую фишку. Когда мы запускали подобное, в мире это также было достаточно новым словом. И здесь, наверное, вопрос не в том, что пользователь не готов к таким технологиям, наверное, не готовы пока сами клиенты. В общем, обратная ситуация.
- Что их останавливает? Смелость такого вида рекламы?
- Не то чтобы смелость, а более прогнозируемые результаты традиционных видов интернет-рекламы. Мы знаем, что если баннер “висит” на странице и посещаемость сайта условно 100 человек, то мы можем утверждать, что эти 100 человек обязательно увидят его. Какая-то часть даже нажмет на него и перейдет по ссылке. Это более прогнозируемо. И когда предлагаешь новый способ рекламы продукта, очень часто клиент сомневается - вернутся ли его деньги. Однако, как показывает практика и мировой опыт, интерактивная реклама - чрезвычайно эффективный инструмент. Поэтому мы стараемся объяснить клиенту и показать, сколько он потратит и заработает. То есть “смелость” в этом плане ключевой момент. В то же время такой способ хоть и действенен, но достаточно сложен в техническом плане. И сейчас приходится обращаться к зарубежным специалистам для разработки технической части этого инструмента. К сожалению, в Казахстане никто не может этого сделать своими силами. Однако, если интернет-технологии будут развиваться такими же темпами, не исключено, что через два или три года мы сможем сократить отставание в этой области.
- Отставание .kz от зон .ru или .com очевидно. Чему нам надо учиться?
- Чему учиться? Сложный вопрос. Перенимать опыт, конечно, надо, но зачастую это приносит не самый хороший эффект - появляется масса клонов, и мы теряем свою индивидуальность. Поэтому необходимо опираться на некоторый опыт, но идти все же своим путем и предлагать свои решения. Взять такой пример - социальные сети были придуманы еще до “Фэйсбука”. Однако именно он “выстрелил”. Жаль, но я не уверен, что у нас в Казахстане в ближайшее время появится столь прорывной проект, который сможет привлечь такую аудиторию.
- В одном из своих интервью Вы упомянули, что Казнет - это... болото. Так в чем же проблема - в пользователях или, может быть, все же в недостатке идей или просто в нежелании клиентов работать с новыми инструментами?
- Да. Но жизнь в болоте тоже идет - просто экосистема живет по своим законам. Поэтому вопрос все же в идеях и их реализации. Я, честно, не вижу, что у нас появится новый сервис, как это происходит в мире. Взять “Твиттер”, например. Кто же мог предугадать, что людям понравится писать и при этом умещаться в 140 символов? Я вижу, конечно, что попадаются инвестфонды, которые готовы вкладывать деньги в интересные идеи. Но я лично давно уже не видел хорошей идеи, которая бы меня “зацепила”.
В то же время Казнету не хватает самостоятельных сервисов. Взять условно новостные ресурсы. Достаточно прийти на один из них для того, чтобы понять, что произошло - новости попросту копируются, нет своего уникального контента.
- Как Вы относитесь к “встряске”, то есть к пересмотру концепции и смене декораций того или иного ресурса время от времени?
- Мне кажется, это абсолютно правильное решение. Это даже должно стать нормой для сайтов. Потому что со временем меняется поведение публики и появляются какие-то новые технологии. Поэтому глупо сайту все время оставаться на первоначальном уровне. Если пользователю нужна информация, он сможет добыть ее и на ничем не примечательном ресурсе. Вопрос в другом, захочет ли он вновь вернуться?
- Что, на Ваш взгляд, может сделать государство для популяризации Казнета как самостоятельного пространства?
- С одной стороны, я не пойму, почему Казнет должен выделяться в отдельное пространство? Это глобальная сеть, и пытаться разбить ее на границы наивно. Но шаги для улучшения внутреннего климата должны предприниматься. Хотя мне лично не нравится, когда что-то регулируется вот так, на государственном уровне, особенно, если это Интернет. Понятно, когда речь идет о защите отечественного автопрома, то здесь, например, без заградительных пошлин не обойтись. Конечно, можно поступать так же, так как большинство пользователей все равно “сидят” на российских сайтах и пользуются российскими сервисами. Однако простыми методами запрещения этого не добьешься.
- И все же, если на момент представить - в Вашей власти весь Казнет. Что бы Вы сделали и изменили?
- Понятно, что увеличение пользователей чрезвычайно необходимо. И моим первым шагом, наверное, было бы решение дать всем бесплатный и хороший доступ в Интернет. Но это экономически нецелесообразно. Поэтому, если не брать во внимание такие популистские методы, то я могу сказать - мне понравился один из шагов, что был предпринят государством в прошлом году. Так, любой сайт мог подать заявку на бесплатный хостинг. И он, пусть и не самый лучший, был предоставлен двадцати “живым” проектам.
В то же время есть не самые позитивные моменты. Например, контроль за доступом в “Живому журналу”. Это выглядит несколько наивно - кто хотел, тот окольными путями все равно попал на этот ресурс. Или такое - обязательное размещение серверов сайта на территории Казахстана. Тоже не лучший шаг - для такого решения необходима развитая инфраструктура. Я смотрел для своих проектов условия и цены на хостинг и пришел к выводу, что за рубежом пока условия интереснее.
Беседовал Алан Байтенов |