ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Семь - число удачи Последняя страница

Алан Байтенов
Седьмая экспедиция в рамках программы “Культурное наследие” завершена. (Напомним: традиционно летом автор этого материала выезжает в составе научной экспедиции обследовать потаенные уголки Восточно-Казахстанской области.) Вновь нам повезло. Хребет Тарбагатай (работа проводится в основном на территории его владений) и в этот раз подарил нам уникальные находки. Среди них древнетюркская надпись на подступах к горе Кожур, рисунок знаменосца (неподалеку от пограничной заставы Чаган-Обо), наскальное изображение шамана (в районе пограничной заставы Терсайрык) и уникальная писаница Айнатас (верховья золотоносной реки Курчум)

Перед выездом в особую, седьмую экспедицию автор этого материала надеялся -число семь принято считать счастливым, поэтому поездка обязана быть удачной. Так и произошло.
Ненасытный до чужого времени город остался позади. Привычная и знакомая трасса. Вот он, наконец, указатель, что приветствует нас на территории Восточно-Казахстанской области. Теперь можно выдохнуть - точно выбрался. План, по которому решено работать на второй круг экспедиции, давно уже определен. Так получилось, что за последние 2-3 года собралось множество “долгов” - то времени не хватало прибыть на место, то здоровье, то состояние транспорта не позволяло рисковать. Решено - в этот раз посмотрим все.
О надписи, что находится на подступах к вершине горы Кожур, нам стало известно еще два года назад. Рассказали о ней сотрудники пограничной службы. Однако для того, чтобы добраться до нее, необходимо проехать примерно 20 километров по сложнейшему горному маршруту на автомобиле и только потом, пересев на лошадей, наконец прибыть в пункт назначения.
alt
Неповторимый стиль древнего “пера”
Так уж сложилось, что гора Кожур в древности считалась непростым, священным местом. Все дело в определенном расположении заостренных вершин - с некоторых ракурсов они образуют своеобразный трезубец, который так похож на головной убор почитаемой древними тюрками богини Умай. Сейчас мы пока что воздерживаемся от интерпретации найденной нами надписи, но вполне возможно, что это было именно то место, где древние тюрки останавливались на подступе к священной вершине и молились своему божеству. Место на склоне особое также и потому, что здесь в изобилии растет так называемый “золотой корень” - целебное средство от множества болезней.
alt
Первая находка второго круга экспедиции, вне сомнений, большая удача. Особенно, если учесть, что последние несколько лет надписи нам не попадались. Однако надо идти дальше, тем более, что это только первый пункт намеченного плана. Короткие сборы, и мы вновь в дороге. Так уж сложилось, что во время экспедиции мы не ночуем дважды в одном месте. Поэтому что ни день, то новые впечатления и новые высоты. Конечно, это несколько изматывает, но сжатый график диктует свои условия. Следующий пункт - пограничная застава Чаган-Обо. Там, по сообщениям “информаторов”, есть интересные наскальные рисунки, относящиеся (по описанию) к древнетюркскому времени. И вновь удача. На скальных выходах, что находятся в долине (расположена неподалеку от пограничной заставы Чаган-Обо), мы находим изображение древнетюркского знаменосца. Воин представлен, можно сказать, нетрадиционно. Во многих случаях знаменосцы изображаются верхом.
alt
В нашем же случае он, вполне возможно, стоит или сидит. Но все равно у него в руках предположительно знамя в виде “волчьей головы” с открытой пастью. Такие знамена - явный признак древнетюркского времени. Кстати, не исключено, что современные флажки, что раздваиваются на конце, имеют некоторую связь с этими древними знаменами.
Повинуясь обстоятельствам, мы вновь движемся вперед. На пути пограничная застава Терсайрык. В местности Уялы нас встречает уникальное изображение древнего шамана. Предположительно наша находка относится к эпохе бронзы. Шаман представлен в своем полном убранстве. И у него есть одна очень интересная черта - развевающаяся пола его костюма. Примерно то же самое можно увидеть в специальных одеяниях шаманов Сибири, которые были зафиксированы в начале ХХ века.
Все же как глубоко уходят корни и насколько традиционна и консервативна эта область...
alt
На подступах к вершине горы Кожур
И еще немного об удаче, которая особенно покровительствовала нам в эту поездку. Возвращаясь к машине и обсуждая уникальную находку, мы вдруг заметили подкову, которая лежала на открытом месте. Здесь только обмен - забираешь, будь добр оставь что-либо взамен. Идеально подходит блестящий предмет, например, монета. В общем, подкова в кармане, а мы мысленно уже в районе озера Маркаколь. Пока везет, надо этим пользоваться до конца. Тем более, что следующий пункт - Чоптыколь. Автор уже знакомил читателя с легендой этого озера и о том, как краевед Борис Васильевич Жуков рассказывал нам историю того необычного места. Делясь легендой (описанной нами в одном из прошлогодних номеров) “мертвого” озера Чоптыколь и реки Блезек, Борис Васильевич Жуков поведал нам также об одной надписи, что находится в долине реки Блезек. Однажды мы уже выходили в 20-километровый пеший поход, целью которого было найти ту самую загадочную надпись. Но, к сожалению, прошлый год был менее удачен.
alt
И все же нам удалось найти то, о чем нам говорили. Правда, оказалось, что это не надпись, а очень точное изображение реки Блезек со всеми впадающими в нее ключами. Можно быть уверенным - именно это изображение имел в виду Борис Васильевич Жуков, рассказывая о таинственных символах в долине реки Блезек. Обследовав все ближайшие каменные поверхности, на которых могут быть еще рисунки, мы не нашли ничего подходящего настолько точно к описанию краеведа.
Время в экспедиции тянется медленно. Это не город, где не замечаешь месяцы, а то и годы. Но даже при таком раскладе отпущенный нам срок все же подходил к концу. Последнее, что хотелось бы сделать в этом году, так это найти уникальную писаницу Айнатас, что расположена, по описаниям, в верховьях Курчума, неподалеку от местности Каражир. Айнатас стал местной легендой. О нем слышал еще краевед Александр Адрианов, что путешествовал ровно 100 лет назад по этим местам. Кстати, он не поверил в существование этого места и не пошел на его поиски. С одной стороны, ожидаемо: для местных Айнатас - легенда, и рассказы о нем больше походят на народные небылицы, чем на что-то существующее в реальности. Мы же поверили и были вознаграждены. Айнатас представляет собой отвесную поверхность высотой примерно 2,5 метра, полностью покрытую наскальными рисунками, которые имеют свою неповторимую стилистику.
alt
Айнатас. Общий видСемь - число удачи
Рассказывать словами о неповторимом почерке древних художников сложно, легче все увидеть своими глазами на представленных фотографиях.
Фото автора

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение