|
В прошлые выходные в очередной раз собрался посетить Национальный природный парк Алтын-Эмель. Несколько часов автомобильной поездки от Алматы проходят незаметно, и я уже в парке. Поводом для его посещения была проверка гнезда черного грифа - одного из самых крупных представителей летающих пернатых в мировой фауне. Эти птицы ежегодно гнездятся на территории парка и интересны тем, что в кладке всегда одно яйцо и единственный птенец растет долго и медленно. Почти достигнув размеров родителей и уже умея летать, не покидает родительский “очаг” до конца лета, а иногда и середины осени
Мое первое знакомство с Алтын-Эмелем началось еще в октябре 1982 года, когда мне впервые удалось попасть на охотничий кордон Кзылаус в горном отроге Шолак - самом западном в системе хребтов Джунгарского Алатау. Говорили, что в свое время это место очень понравилось тогдашнему руководителю республики Д.А. Кунаеву, кстати, большому ценителю и знатоку природы, и по его устному распоряжению в конце 1970-х годов здесь построили капитальный гостевой домик из разобранного рубленого купеческого дома. Гостевой домик стоит здесь до сих пор, его внутреннее убранство соответствует современным требованиям цивилизации. В первое посещение сразу поразило то, что, несмотря на середину осени с ее нередкими похолоданиями, в этом горном урочище существовал свой благоприятный микроклимат: было по-летнему жарко, а пронизывающий ветер, часто буйствовавший на равнине, заметно умерял свой пыл благодаря петляющему горному ущелью, в котором и гасилась его сила.
Но в те, уже исторические 1980-е, годы здесь находилось охотничье заповедное хозяйство, вызывавшее немало критики со стороны ученых-зоологов: можно ли совместить два несовместимых понятия - заповедание природы и охоту на животных в одном отдельно взятом хозяйстве?! Решение нашлось в виде американской идеи создания национального природного парка. Тогда никто не мог и предположить, что пройдет совсем немного времени и здесь будет организован государственный национальный природный парк со звучным древним названием - Алтын-Эмель, что при образном переводе означает “золотое седло”. Время летит быстро, и в текущем году парку исполнилось 15 лет, то есть он был создан всего через 4,5 года после образования нашей суверенной республики. Алтын-Эмель с территорией в почти 600 тысяч гектаров - один из самых крупных национальных парков в Казахстане.
А вообще здешние места люди приметили с давних времен. Современная территория национального парка много веков назад уже была освоена древними скифами. Сооруженные ими и сохранившиеся до наших дней курганы для усопших знатных людей расположены на значительной площади - порядка 1000 квадратных километров. Знаменитый Бесшатыр - самый значительный в Казахстане пантеон скифских царей - находится именно на территории Алтын-Эмеля. Кочевые казахи-скотоводы тоже знали об особых микроклиматических особенностях здешних горных образований, составляющих одну непрерывную цепь: Шолак, Дегерес, Матай и Алтын-Эмель. На зиму местные номады вместе со своими стадами домашних животных прикочевывали в горные ущелья для выживания в суровые зимние месяцы.
Поющий бархан
Но в тот памятный 1982 год я забыл бросить монетку в окрестностях Кзылауса, чтобы обязательно вернуться сюда снова. Прошло еще немало лет и только в 1990-х годах мне вновь удалось посетить эти уникальные места. В бытность же первого генерального директора парка Г.Т. Тургамбаева при его содействии, а также помощи инспектора Малика Нурманова и фрилансера Нурлана Досова мной был создан документальный эколого-познавательный фильм “Манящий звук поющего бархана”, который многократно демонстрировали и по республиканскому телеэфиру, и до сих пор нет-нет да и показывают по Алматинскому областному телеканалу.
Этот географический район издавна привлекал мое внимание, поскольку здесь находится одно из самых интересных географических мест в Казахстане - поющая гора, метко названная народом Айгайкум, настоящий природный памятник, жемчужина парка. Поющий бархан располагается между горами Улькен и Киши Калкан. Не последнюю роль для него играют постоянная “роза ветров” и особое месторасположение, которое моделирует ветровую ситуацию, подобную создаваемой в аэродинамической трубе. Вспоминаю первое вступление на склоны Айгайкума: мой коллега Нурлан Досов, уже в сумерках достигнув подножья поющей горы, попытался взобраться на ее вершину. Но ему не удалось этого сделать, каждый шаг давался с большим трудом. Главным сдерживающим фактором оказалось охватывавшее оцепенение и ощущение страха, что песок, в котором утопали ноги, вот-вот разверзнется и поглотит шагающего по нему человека. Это ощущение подкреплялось начинавшими появляться необычными звуками, которые возникали от все сильнее скатывавшегося песка. В наступивших сумерках ему пришлось срочно ретироваться. Забраться на бархан удалось только на следующий день. Мой компаньон, не без труда достигнув вершины, побежал вниз, скатываясь и увлекая за собой большие массы песка, и гора, как бы пробуждаясь, зазвучала, сначала тихо и нехотя, а потом, как рассерженный зверь, издавая какой-то внутренний протяжный рык. Он, как ветер тысячелетий, до сих пор навевает нам что-то сокровенное из глубины веков, давая ощущение прикосновения к седому времени прошедших эпох.
Поющая гора - что мы знаем о ней сегодня? Такие горы есть и в других местах земного шара. О них известно около тысячи лет, но точная причина загадочного звучания остается неизвестной и до наших дней. Все это говорит о том, что в природе не все до конца исследовано и найдено. Порой необычное происходит в самом близком соседстве, о котором мы и не подозреваем.
Петроглифы
и курганы
В горах Шолак можно найти множество рисунков на скалах и камнях, высеченных первобытными людьми. Это уникальная галерея творений древнего человека, сохранившаяся в природе через время тысячелетий. Наскальные рисунки - петроглифы - четко контрастируют на фоне так называемого “пустынного загара”, который образовался под воздействием солнца, влаги и ветра. Многие петроглифы относятся к периоду каменного века и эпохе ранней бронзы.
На рисунках четко изображены живые звери, до сих пор обитающие здесь в немалом количестве. Это свидетельствует о таланте древних художников, которые смогли так точно отразить внешний облик животных, почти не изменившихся за многие тысячелетия.
В Алтын-Эмеле множество древних захоронений - курганов и ритуальных сооружений. На протяжении многих поколений предгорная равнина служила своего рода некрополем былых цивилизаций. Выделяется своей масштабностью городище курганов Бесшатыр. Эти курганы - усыпальницы династий сакских царей, правивших восточным племенем эпохи скифов. Среди курганов самый большой один: 140 метров в диаметре и 27 метров в высоту. Казахи образно назвали этот древний пантеон Бесшатыр за то, что издалека видны от 5 до 7 курганов. На самом деле их здесь 16 - крупных, небольших и совсем маленьких, разбросанных на довольно большой площади.
Куланы
Как утверждает гендиректор парка Халык Баядилов, Алтын-Эмель - единственный среди республиканских национальных парков, где в течение дня можно встретить до 10 разных видов позвоночных животных - самых крупных в казахстанской фауне, и при этом есть возможность для наблюдений и съемки каракуйрыков (джейранов), куланов и многих других животных.
Первых 23 куланов привезли сюда с острова Барса-Кельмес в Аральском море в феврале 1982 года. В тот же год родились 5 куланят. А уже в 1986 году общее их количество достигло 60 особей. При проведении последнего учета численности в феврале 2011 года подтвердилось обитание в парке не менее 2000 куланов и около 3100 джейранов.
Лошадь
Пржевальского
На территории современного Казахстана лошадь Пржевальского исчезла из дикой природы более века назад. Впрочем, она перестала существовать не только в дикой природе Казахстана, но к 70-м годам ХХ столетия и в последней точке своего естественного ареала. Это дикий биологический вид, доживший до наших дней, большинство особей которого находится или в зоопарках, или же в полувольных условиях содержания.
Численность дикой лошади успешно росла в советские годы в украинской Аскании-Нова, а в вольных (по-настоящему диких) условиях она сейчас благодаря работам по восстановлению обитает на небольших плато в Монголии (Национальный парк Хустан-Нуру). Начаты работы по ее реакклиматизации и в природе Китая (Национальный парк Тахин-Тал). В обоих национальных парках в 2005 году насчитывалось около 200 особей.
Прицельные изыскания по возвращению этого вида в казахстанскую природу велись еще со второй половины ХХ столетия.
Однако мечте удалось осуществиться лишь в наступившем миллениуме. В целях постепенной реинтродукции в казахстанскую природу на территорию Государственного национального природного парка Алтын-Эмель в 2003 и 2008 году из Германии (зоопарк г.Мюнхена) было завезено 14 особей лошади Пржевальского, 8 и 6 соответственно по годам. Правда, из-за разных причин сейчас в Алтын-Эмеле осталось 7 диких лошадей. Задача сохранения и увеличения численности лошади Пржевальского в Казахстане - это проблема, которую необходимо сообща решать силами и национального парка, и КЛОХа вместе с республиканским Минсельхозом, и, скорее всего, этим могли бы озадачиться в правительстве при составлении госбюджета страны на предстоящие годы, чтобы предусмотреть и выделить достойное финансирование на специальную программу по реинтродукции лошади Пржевальского в природу Казахстана.
|
Лошадь Пржевальского - эпоха возрождения... |
Заповедная охота
Логика сегодняшних подходов руководства парка в развитии Алтын-Эмеля очевидна: под патронажем государства с ограниченным бюджетным финансированием при использовании внутренних ресурсов живой природы - а это и экологический, и этнографический, и пасторальный туризм, и коммерческая лицензионная охота - создать базу для выхода на новый уровень работы национального парка. И уже сегодня необходимые условия для достойного приема туристов и охотников в парке имеются, хотя и не на всех кордонах. Неслучайно тысячи туристов и десятки охотников из всех регионов республики, ближнего и дальнего зарубежья ежегодно стремятся приехать и посетить парк. По большому счету, задумываешься: что такое коммерческая охота - инвестиции в охрану дикой природы или легализованный бизнес на животном мире? Но при грамотном менеджменте и приоритете целей сохранения поголовья диких копытных животных как возобновляемого биологического ресурса научно-обоснованная, регламентированная коммерческая охота помогает решать вопросы и улучшения всей деятельности парка, и охраны животных в нем.
В эту поездку при содействии генерального директора и сотрудников парка удалось провести зоологические наблюдения и удостовериться, что жизнь в гнезде черного грифа на скальном выступе продолжается. Накормленный оперенный птенец продолжал находиться в нем, взрослые кружили невысоко в небе. Оказалось, что в шести километрах от гнезда волчий выводок, возглавляемый матерой волчицей, задрал уже подросшего теленка, отбившегося от коровы из маленького поселка. И взрослые грифы попировали на остатках волчьей добычи, потом вдоволь накормив и своего единственного птенца, изголодавшегося за несколько дней. Вот и очередная встреча с парком подходит к концу. Время, как всегда, быстротечно, заставляет меня торопиться в обратный путь, и лишь беспристрастная природа спокойна и величественна в своем ожидании вечности.
Алтай Жатканбаев, зоолог, кандидат биологических наук, фотограф и создатель фильмов о дикой природе
Фотографии автора (публикуются впервые)
Алматы - Алтын-Эмель - Алматы |