ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



ГЕОРГИЙ ЖЖЕНОВ Последняя страница / Горячие новости

Из чего складывается успех отдельного человека? Успешным считается тот, кто достиг высокого положения в обществе или определенного финансового достатка.
Подчас успешными становятся не благодаря обстоятельствам, а как раз-таки вопреки им. История такого успеха наиболее интересна, потому что его залогом становятся очень сильная внутренняя работа, мотивация, противодействие, преодоление, которое, если хотите, способно изменить предначертанное. И потенциальный изгой, середнячок или прожигатель жизни на первых порах удивляет окружающих своим усердием, а затем и головокружительным успехом.
Чем не пример для каждого, кто поставил крест на собственной жизни и смирился с пресным блужданием по кругу или топтанием на месте?
Мы продолжаем публиковать истории о тех героях, кто своим примером учит нас смотреть на мир с оптимизмом

Галя Галкина
Мой суд - зритель!
Когда в 2005 году из жизни ушел Георгий Жженов, российская пресса писала: “В Москве на 91-м году жизни скончался народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, артист театра и кино Георгий Степанович Жженов. Самый обаятельный инспектор ГАИ, самый любимый советский разведчик, самый ответственный командарм, самый лучший пилот самолета “Ту-154”. Один из любимейших актеров советского кино...”
Его действительно любили все - и бандиты, и партийные боссы. Возможно, потому, что отсидел 17 лет, был реабилитирован, не сломался, не обозлился. Напротив, испытания выковали в нем порядочность и доброту.
 Он воплотил на экране всех знаковых персонажей советских времен: и гаишника в “Берегись, автомобиля!”, и разведчика в “Судьбе резидента”, и летчика - капитана авиалайнера в “Экипаже”, и генерала в “Горячем снеге”. Cнялся более чем в ста фильмах у множества крупнейших режиссеров. Народный артист СССР, он был обладателем буквально всех наград нашего кино. Но когда Георгия Жженова арестовали в 1938 году, он ведь не знал о предстоящей славе, всенародной любви. Молодой человек двадцати с небольшим лет был поставлен на грань жизни и смерти...

И не раз умирал в заключении. Вот как он описывает одну из своих возможных смертей в рассказе “Саночки”: “Хотелось съежиться, оцепенеть, забыться... Но всякий раз кто-то невидимый во мне наперекор моей слабости упрямо твердил: вставай, иди, двигайся... В этом твое спасение. По опыту предыдущих зим знал: нет злейшего врага для человека, идущего или работающего на большом морозе, чем жаркий костер и частый “перекур”. Только работа и движение, движение... Без конца движение, иначе конец!”
Что помогло ему выжить в нечеловеческих условиях ГУЛАГа, и в особенности на Колыме? Он размышлял над этим спустя годы: “Когда я попал на Колыму, у меня уже не оставалось ровным счетом никаких иллюзий, никакой веры в справедливость, которая якобы должна восторжествовать, в закон и так далее, никакой надежды на пересмотр дела. Была лишь каждодневная, ежечасная борьба за физическое выживание. Именно выживание. И потом, конечно, определенное везение. Ведь в ГУЛАГе гибли люди и посильнее меня...” О 17 годах заключения, о жестокости обстоятельств и удивительном порой везении артист написал около тридцати книг. И этот вопрос - “Что помогло ему выстоять в смертельных испытаниях и подняться?” - вновь побуждает обращаться к обстоятельствам невероятной жизни Георгия Жженова.

alt
Родом из детства

Георгий Жженов родился 22 марта 1915 года в Петрограде. Отец и мать будущего знаменитого артиста были родом из бедных крестьянских семей Тверской губернии. Отец мальчишкой переехал в Петербург, где поступил в услужение к земляку-булочнику. Когда он остался вдовцом и женился во второй раз на молоденькой сироте, у него уже было пятеро детей, а тут пошли и общие дети. Жили, вспоминает Георгий Степанович, бедно и далеко не в согласии - чем жестче становилась нужда, тем больше пил отец, пропивая все, что было в доме, и нередко поднимая руку на жену. Мать же была человеком добрым, мудрым и любящим, и для Георгия Степановича она навсегда осталась “моей прекрасной Мамой”.
Начало жизни прошло на Васильевском острове, на углу Первой линии и Большого проспекта. В 1930 году Жженов окончил 7-й класс трудовой школы с математическим уклоном. Чтобы продолжить обучение в 8-м классе, необходимо было сдать экзамены, однако математика Жженова интересовала мало - куда интереснее были цирк, кино и театр. В том же году Жженов поступил на акробатическое отделение Ленинградского эстрадно-циркового техникума. Уже через год студент Жженов вместе с приятелем начал выступать в Ленинградском цирке “Шапито”, где его заметили работники кино и пригласили сниматься на “Ленфильм”. После проб Жженов был взят на главную роль в фильм “Ошибка героя” (1932) режиссера Иогансона. Вместе с ним в этом фильме дебютировала еще одна будущая звезда советского кино Ефим Копелян, атаман Бурнаш и закадровый голос Штирлица-Тихонова.
После кино возвращаться в цирк не хотелось и Жженов стал студентом отделения киноактера Ленинградского театрального училища. С преподавателем ему повезло - актерскому делу Жженова учил будущий постановщик “Молодой гвардии” и “Тихого Дона” Сергей Герасимов. Параллельно с учебой юноша успел сняться в нескольких фильмах, в том числе и в “Чапаеве”. Жженову досталась роль Сережки, ординарца Фурманова. При монтаже фильма тема ординарцев комдива и комиссара была порядком сокращена, но несколько эпизодов с участием Жженова остались в прокатном варианте.

Заключенный
В 34-м году, сразу же после смерти Кирова, старший брат Борис, он был студентом механико-математического факультета университета, необыкновенно талантливым и подающим большие надежды, обратился к комсоргу своего курса с просьбой разрешить ему не идти на похороны. Показав на свои разбитые ботинки, он сказал: “Если я пойду в Таврический дворец, обязательно обморожу ноги. Какой смысл? Кирову это не поможет”. Борис уже натерпелся в этих дырявых башмаках в морозном Петербурге. И, казалось, был зол на Кирова, который умер в самые лютые холода. Комсорг в духе новой коммунистической морали тут же донес на него. Блестящего студента немедля исключили из университета и лишили прописки в Ленинграде. Искать правды Борис Жженов поехал в Москву, где добился приема у Вышинского - суровый генеральный прокурор, вникнув в суть дела, приказал восстановить студента. Но учиться ему пришлось недолго: 12 декабря 1936 года его вызвали в Большой дом, где предъявили обвинение в “антисоветской деятельности и террористических настроениях”. Обратно Борис не вернулся: его осудили на 7 лет за “антисоветскую деятельность”. В 1943 году он умер в Воркуте от дистрофии, надорвавшись в угольной шахте. Во время последнего свидания Борис умудрился передать матери несколько листочков бумаги, покрытых мелким, но разборчивым почерком. Рискуя жизнью, он пытался в своем письме показать истинное положение дел в органах правосудия. Георгий Жженов не может себе простить последний разговор с братом Борисом. Когда его арестовали, держали в тюрьме, а потом дали свидание, Георгий призывал его трудиться, работать в лагере честно. Мол, советская власть вознаградит за труд. “Это самое страшное воспоминание. Самый постыдный мой поступок. Я поражаюсь стойкости и достоинству Бориса, который, выслушав чушь, которую несет его родной брат, сказал: “Пошел вон, позови мать”. Да, это были последние слова, которые он мне сказал. А потом я сжигал переданные им записки, где он описывал, что с ним было в тюрьме. А мать - никогда не забуду этого - сказала: “Напрасно, сынок, может, пригодилось бы в жизни”. Вещие слова! Это грех, который во мне так и остался.
После осуждения Бориса вся семья - мать и три сестры - была выслана в Казахстан. Георгий, который к этому времени, окончив Ленинградское театральное училище, уже снялся на киностудии “Ленфильм” в нескольких картинах, среди которых были “Ошибка героя”, “Чапаев”, уезжать в Казахстан отказался. Ему равнодушно ответили: “Не поедешь - посадим”. За молодого артиста похлопотала съемочная группа, его отпустили. Но в 1938 году после окончания съемок у режиссера Сергея Герасимова в картине “Комсомольск” молодого начинающего актера арестовали. Как в кошмарном сне, вспоминает Георгий Степанович, он слушал, как его обвиняют в установлении преступной шпионской связи с американцем, который якобы завербовал его как человека, мстящего за судьбу брата.
“Очень страшно, когда с понятий Справедливость и Человечность впервые вдруг сорвали все красивые одежды... Мне было только 22 года. Я боялся не физических увечий, нет - может быть, я и вытерпел бы их, - боялся сумасшествия. Знать бы, во имя чего ты принимаешь муки, было бы легче!”
Все попытки хоть как-то сопротивляться издевательствам следствия, когда молодому человеку со смехом всовывали в руку карандаш и приказывали подписать признания, окончились пятилетним приговором и этапом на страшную Колыму. Пять лет обернулись семнадцатью годами лишения свободы.
“В 45-м году меня все-таки освободили, и я работал в Магаданском заполярном драматическом театре, а в 47-м приехал в Москву за назначением на работу. В моем паспорте была отметка, запрещавшая мне жить в сколь-нибудь крупных промышленных городах, где есть киностудии. По ходатайству моего учителя режиссера Сергея Аполлинариевича Герасимова меня направили работать в Свердловск, где я получил временную прописку и начал съемки в фильме “Алитет уходит в горы”. Но тут как на грех киностудию закрыли, производство “Алитета” передали в Москву, где мне жить с моим паспортом запрещалось. Я нанялся работать в г. Павлов-на-Оке в местный драмтеатр. И здесь в 49-м году я был снова арестован. Целых полгода ел в Горьком тюремную кашу, а затем меня отправили в ссылку в северный Норильск. За что, почему, как же так - если бы терзал себя этими вопросами, я бы быстро сошел с ума. Но как я уже сказал, другого от них не ждал, ни на что не надеялся и потому выжил и на этот раз”.
В ссылке в Норильске он проработал до 1953 года в драматическом театре. В декабре 1955 года военный трибунал Ленинградского военного округа полностью реабилитировал Жженова.

alt

Кадр из документальной трилогии “Русский крест”, посвященной биографии народного артиста Советского Союза, лауреата профессионального кинематографического приза “Ника” с формулировкой “Честь и достоинство” актера Георгия Жженова. В основе сюжета поездки Георгия Степановича по местам, связанным с его жизнью. Географически фильм охватывает всю территорию России - от Владивостока до Архангельска. В жизни Георгия Жженова, как в капле воды, отразилась судьба советского народа в ХХ веке, и зритель проходит этот путь вместе с авторами фильма

...И все начать
сначала

Ему было 38 лет - возраст, в котором многие считают, что пора свершений навсегда осталась позади. За плечами были 17 лет лагерей и ссылок, впереди была неопределенность. Жженов не принадлежал ни к неисправимым оптимистам, ни к законченным пессимистам, ни к сломленным судьбой фаталистам. Он воспринимал жизнь такой, как она есть, а потому просто принялся спокойно делать свое дело. После реабилитации он начал служить в Ленинградском областном драмтеатре, позже перешел в Театр Ленсовета. Там он трудился до 1962 года, после чего перебрался в Москву, в Театр имени Моссовета. Впереди было восхождение на артистический олимп, восхождение к профессиональному признанию, буквально всенародной любви. Впереди была жизнь, полная радости. Он не сломался, не озлобился и никогда не жаловался - человек, познавший цену жизни и смерти, жил и работал с удовольствием, делясь теплотой с окружающими.
Однажды он написал: “Мой суд - зритель! Его одобрение и аплодисменты - плата за труд, за те положительные идеи, которые я, человек и артист, стараюсь донести до зрителя”. Эти слова содержатся в потрясающем документе, который сохранился в семье Георгия Жженова. Это черновик жалобы в адрес органов НКВД. И сохранился он у Гергия Степановича потому, что в свое время ее отверг начальник отдела по делам ссыльных по причине “непочтительности” тона. Артист вспоминал всю историю написания этой жалобы...

Назад - в будущее
alt
“Норильск... Осень пятьдесят третьего. Уже позади смерть Сталина, низложение Берии и иже с ним... Уже сменилось правительство. И только в судьбе ссыльных по-прежнему никаких перемен, никаких надежд... И вдруг вызов в УВД Норильска. “Жженов! Пиши жалобу о снятии с тебя ссылки”, - это говорит полковник МВД, начальник отдела по делам ссыльных. После долгой паузы отвечаю: “Никаких жалоб писать не буду. Я прошу не пощады, а восстановления справедливости... Протестов и заявлений за пятнадцать лет написал сотню - и все без толку!” - “Пиши в сто первый раз!”
Полковник был далеко не из худших. Поговаривали, что он работал в центральном аппарате НКВД. После конфликта с Берией угодил в Норильск. Норильск для него - своеобразная ссылка, опала, и здесь он нередко действовал по-человечески.
Заявление я в конце концов написал. Писал долго, обстоятельно. Мучительно вспоминал малейшие подробности, как предшествовавшие аресту, так и происходившие потом. Называл все своими настоящими именами.
...Полковник прочитал написанное и сказал: “Слушай меня внимательно. Твою дальнейшую судьбу буду решать не я, наблюдавший тебя эти годы и как артиста, и всяко, - будут решать другие люди. Поэтому пойми следующее: “заявление-протест” для них единственный источник сведений о тебе. По нему будут судить о тебе настоящем, каков ты есть сейчас, после пятнадцати лет репрессий. И примут то или иное решение. Резким тоном своего заявления ты вредишь себе и никому больше....”
Только с третьего захода полковник принял наконец “жалобу-заявление”, пожелав мне “ни пуха ни пера”. Через полгода меня освободили из ссылки. Я покинул Норильск и вернулся в Ленинград. А 2 декабря 1955 года определением военного трибунала Ленинградского военного округа я был дважды реабилитирован и в возрасте тридцати восьми лет начал свою профессиональную жизнь актера сызнова, как говорится - с нуля!”
Вот выдержка из черновика “жалобы-заявления”, которая включает пятнадцать лет жизни Георгия Жженова. В ней он подробно описывает и события, послужившие поводом к обвинению в шпионаже:

“Начальнику Управления МВД
гор. Норильска тов.Дергунову.
Ссыльный-поселенец Жженов Г.С.
Норильск. Драм, театр.

Жалоба-заявление
...За пятнадцать с лишним лет из своих тридцати восьми, что я мыкаюсь по тюрьмам, лагерям и ссылкам, всей своей жизнью и работой безуспешно пытаюсь доказать, что я честный человек, гражданин своей страны, ничего общего не имеющий с тем политическим преступником-”шпионом”, которым меня сделали в НКВД в 1938 году.
...16 июля вся наша киногруппа во главе с режиссером С.А.Герасимовым выехала из Москвы на Восток. За шесть суток пути скорого поезда Москва - Владивосток все пассажиры, естественно, перезнакомились друг с другом. Артисты - народ веселый, всегда вызывающий к себе повышенный интерес и внимание окружающих. Тем более - среди нас были уже знаменитые, популярные артисты: Николай Крючков, Петр Алейников, Иван Кузнецов и другие... Все мы были молоды, беззаботны - шутили без конца, смеялись, играли в карты, пели песни, дурачились - одним словом, всю дорогу до Хабаровска веселили не только себя, но и всех, кто охотно посещал нашу компанию.
Среди поездных знакомых, ехавших с нами в одном вагоне, был американец Файмонвилл (В “деле” Г.С.Жженова американец назван Файвонмилем). Он ехал во Владивосток встречать какую-то делегацию своих соотечественников. Файмонвилл, как и остальные пассажиры вагона, не только терпел шум, производимый нашей компанией, но и сам охотно принимал участие во всех наших дурачествах и играх. К тому же Файмонвилл прекрасно говорил по-русски. Нам безразлично было - американец он, негр или папуас! Иностранцев мы рассматривали исключительно с точки зрения наличия хороших сигарет. В Хабаровске мы распрощались с нашими попутчиками, поскольку дальнейший наш путь лежал по Амуру, пароходом.
Вторая “преступная” встреча с Файмонвиллом состоялась через полтора месяца в Москве, на вокзале, в день возвращения нашей киногруппы из экспедиции. Файмонвилл с этим поездом встречал кого-то и, увидев нас, поздоровался, и мы в ответ шумно, со смехом приветствовали его как старого знакомого. И последний раз я видел Файмонвилла через несколько дней в Большом театре на спектакле “Лебединое озеро”. Со мной были мои друзья - Вера Климова и ее муж Заур-Дагир, артисты Московского театра оперетты. В антрактах мы разговаривали с ним о балете, об искусстве вообще, курили сигареты (его сигареты). Прощаясь в этот вечер с Файмонвиллом, я пожелал ему здоровья, поблагодарил за внимание, сказал, что уезжаю домой, в Ленинград, короче говоря, как можно вежливее дал понять, что эта встреча с ним последняя. На мои дипломатические зигзаги он ответил: “Пожалуйста. Вы не первый русский, который прекращает знакомство без объяснений. Поступайте, как вам угодно, хотя я и не понимаю этого”.
Что я ему мог ответить? Что иностранцев мы боимся как черт ладана? Что в стране свирепствует шпиономания? Что люди всячески избегают любых контактов с ними, даже в общественных местах, на людях, в театрах?.. Я предпочел промолчать.
Вот и все мое знакомство с этим человеком. Никогда больше я его не видел и ничего о нем не слышал. Прекратил знакомство не потому, что убедился в преступных намерениях этого человека, - Файмонвилл не давал ни малейшего повода заподозрить его в злом умысле, он всегда был вежлив, тактичен и никогда не касался в разговоре никаких тем, кроме общих разговоров об искусстве, кино и театре.
И я жил и работал вплоть до 4 июля 1938 года. Ночью 5 июля я был арестован. Мне было предъявлено обвинение в преступной, шпионской связи с американцем. Действительно имевший место факт моего безобидного знакомства с иностранцем следствием был оформлен как преступный акт против Родины...
...Меня вынуждали признаться, что Файмонвилл завербовал меня как человека, мстящего за судьбу брата... Что я передал ему сведения о морально-политических настроениях работников советской кинематографии...(?!) Сведения об оборонной промышленности г.Ленинграда и о количестве вырабатываемой ею продукции...(?!) Сведения о строительстве г.Комсомольска-на-Амуре...(?!) Даже комментировать эту очевидную чушь не хочется, противно. 15 декабря 1953 года, Норильск. Жженов Г.С.”
В одном из интервью его спросили: “Вы знаете, кто на вас написал донос?” - “Знаю, но об этом не скажу никому. Я его давно простил. С годами по-иному оцениваешь все происходящее. Ненависть - чувство, разрушающее душу. Бог ему судья. Я простил, но не забыл, потому что забыть такое невозможно. Память - лучшее лекарство, чтобы такое больше не повторилось”.

“Когда я говорю, что научился ничего не ждать от лагерного начальства и ничего не просить и что это помогло мне выжить, я не преувеличиваю. В 43-м году кончился срок моего заключения и мне вручили официальную бумагу с гербом - к заключению добавили еще 21 месяц лагерей. Я прочел ее почти равнодушно - а чего еще можно было ждать от этой системы?

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение