|
ArtBatFest-2011
Итак, свершилось. Второй международный фестиваль современного искусства ArtBatFest-2011 начал свою работу на алматинском Арбате. Этого события с замиранием сердца ждали не только ведущие арт-деятели, искусствоведы, журналисты и завсегдатаи арт-тусовок. Это событие стало праздником, которого ждал город, страна и вся Средняя Азия.
И совершенно не случаен тот факт, что фестиваль public art, призванный расширять границы дозволенного, случился именно здесь, в Казахстане.
В этом году куратором фестиваля выступил Дмитрий Пиликин, заместитель директора Музея современного искусства Санкт-Петербурга. Искусство не имеет границ. Современному арту стало тесно в музейных галереях. Он выходит на улицы. Искусство становится публичным, превращая обывателей в часть картины, а каждого жаждущего - в сопричастного художника. Пройти мимо такого невозможно
Чем же порадовал ArtBatFest в этом году? Во-первых, фестиваль стал значительно масштабнее: расширилась география участников, на суд зрителей были представлены объемные инсталляции художников Казахстана, России, Узбекистана, Израиля. Вся территория Арбата видоизменилась, оттеснив бойкую торговлю и коммерческих художников, предлагающих картины “горы - орлы - юрты”, на задворки. Внимание вновь и вновь прибывающих - на “Бал балы” Молдакула Нарымбетова. Фигуры древних воинов, выполненные из крепкой резины и металла в количестве ста штук, поражают своей монументальностью, точностью и высокохудожественной начинкой.
Не может не радовать то, что наши художники стали наконец облекать этнику в креатив. Еще больший восторг вызвал ретроавтомобиль “Победа”, выполненный в той же технике: при всеобщем ликовании чудо-объект доставил авторов прямо на красную дорожку, и именно с этого момента началась церемония открытия фестиваля.
В какой-то момент действо со сцены перестало быть отдельным от зрительской массы: в воздухе витали свобода, радость, ликование, одновременно в разных уголках Арбата вспыхнули очаги всякого рода действа: тут тебе кучкуются модники-хипстеры и хендмейкеры, там - танцоры, здесь - вездесущие журналисты ведут прямой репортаж с места события, далее - рубит “четкий” minimal диджей PIT, на лужайках расположились хиппи, на сцене - светящиеся танцоры и fire show.
С огромных мониторов вещает не реклама, а жизнеутверждающий видеоарт Вероники Рудьевой (Санкт-Петербург). Возвышаются над толпой скульптуры “Красные человечки” Андрея Люблинского. Выполненные в этом же кубическом направлении лавочки становятся центром релакса и любопытных обсуждений на предмет “Ух ты!” - “Ты видел?”... Удивил и Ташкент. Замечательный молодой художник Андрей Кондратьев представил инсталляцию “Желудок” - набор из огромного количества скворечников скрепился в одно большое государство: птицам в этом “Желудке” наверняка не будет скучно.
Изюминкой фестиваля стало выступление удивительного музыканта-электронщика Дмитрия Шубина из Питера. Если уж и говорить об экспериментальной музыке, то эксперимент Шубина с терменвоксом, фортепиано и диджейским пультом потрясает. Звуки, извлекаемые из воздуха посредством редкого инструмента терменвокса, масштабны, пугающе объемны.
Шубин не заигрывает со зрителем, не пытается нравиться, быть удобным: его музыка заставляет не просто умолкнуть многотысячную аудиторию зрителей, но и войти в единение, в динамику всего происходящего, ощутить себя не туристом, а человеком в открытом пространстве.
По словам куратора фестиваля российского арт-критика Дмитрия Пиликина, идея нынешнего проекта - показать место искусства в общественном пространстве. “Все, что сегодня мы видим на улицах наших городов, - дизайн, реклама, праздники, - все это не только средства коммуникации и социальной активности, но и формы воспитания нового зрителя искусства”, - говорит Дмитрий. Исходя из этой мысли зрителю не остается ничего, кроме как стать культурнее, современнее. И с этой точки зрения миссия фестиваля действительно значима.
Таким было открытие. Фестиваль продлится до 26 июня и будет поделен на четыре тематические недели. Они будут посвящены театру, фотоарту, живописи и графике.
Фото Андрея Халина |