ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Не будем судить о кильке келейно Последняя страница

Когда в прессе бывшего Советского Союза появились первые рекламные материалы, то весьма престижным стало работать в агентствах “Союзторгреклама”. Журналисты отважно пробовали себя в новом качестве двигателей торговли, высекая емкие слоганы о товарах народного потребления. В основной массе гастрономических продуктов были нескончаемые майонезы, комбижир и консервы типа “Завтрак туриста” и “Килька в томатном соусе”.

Под какими только соусами мы ни рекламировали последнюю. Раз в неделю эта тема кому-нибудь из редакторов Казторгрекламы доставалась обязательно. И в 66-й раз нужно было придумывать что-то новенькое. В наших сюжетах Карлсон истошным голосом требовал банки не с вареньем, а с кильками, Буратино зарывал их на Поле Чудес вместо золотых монет, а Шурик плакал в “Кавказской пленнице” не со словами “Птичку жалко”, а “Всю кильку съели”. Местные актеры драматического театра играли в рекламных роликах индейцев, которые обещали не есть бледнолицых только в обмен на ящик с вожделенным морским деликатесом.
Выручали еще и письма трудящихся. Они присылали собственные кулинарные рецепты и истории из жизни. Один пенсионер экспериментировал настолько эффектно, что вначале мы радостно публиковали его изыски, потом сами захотели попробовать, и в конце концов республиканский Казконсерввинторг вынужден был поставлять в редакцию все больше и больше образцов этой “уникальной” продукции.
alt
Под сурдинку, то есть под кильку, редакционные вечеринки проходили на ура. Уложенные на картофель пай рыбки, присыпанные пудрой из толченых раковых панцирей (ноу-хау все того же пенсионера), вполне заменяли анчоусы. А пикантное масло из кильки, смешанной с крилем креветки? А маслины без косточек (косточки удалялись вручную, шпилькой), фаршированные шариками из кильки с лимонными дольками? Кстати, в годы тотального дефицита продуктов в магазинах лежали горы мороженого криля, стояли жестяные бочонки с маслинами, но народ их игнорировал и толпился в диких очередях за сосисками с добавлением основы для туалетной бумаги. Наверное, поэтому рекламировать туалетную бумагу нам не пришлось. В открытой продаже ее не было долгие годы.
Рецепты обычно начинались с привычной фразы: “Взять одну банку натуральной кильки в томатном соусе”. Задуматься над этими, казалось бы, совершенно обычными словами мне пришлось спустя много лет. Попав вновь на территорию южной столицы Казахстана, где я когда-то практиковалась в искусстве советской рекламы, решила найти своих коллег и устроить вечеринку а-ля 70-е. “Завтрака туриста” в супермаркетах не было, а вот балтийская килечка нашлась.
Открыв заветную баночку в предвкушении дальнейшего удовольствия, не сразу поняла, что чудесное путешествие в прошлое в этот вечер не предвидится.
 В розовато-мутной водице плавали головки каких-то рыбок вперемешку с хвостами и хребтами. О запахе этого содержимого и говорить не стоит.
Моему возмущению не было предела. Я отчетливо представила, как шайка мошенников, подделывающих водку, шампанское и икру, добралась и до любимого народного деликатеса. Где-нибудь на окраинах стран СНГ в заброшенных подвалах банкотару с красочными этикетками на латышском, литовском, казахском и русском языках нелегальные рабочие наполняют всякими отходами рыбной промышленности и отправляют их в торговлю. Ну не может известный балтийский рыбоконсервный комбинат выпускать столь низкопробную продукцию под маркой европейского сообщества.
Конечно, наша вечеринка прошла замечательно, но неприятное послевкусие осталось. Вернувшись в Латвию, через некоторое время я купила в одном из рижских магазинов “Maxima” баночку кильки в томатном соусе от этого же предприятия. Внимательно изучила состав - он был тот же, как и энергетическая ценность. Повторное “вскрытие” подтвердило весьма плачевный диагноз: головы и хвосты в жидком розовом соусе являлись не поддельной, а совершенно легальной продукцией уважаемого балтийского предприятия.
alt
Скорее всего, ее нынешний состав с “массой рыбы не менее 60 процентов” был одобрен и утвержден соответствующими и уполномоченными инстанциями. И цена в 24 сантима (80 тенге) установлена в нижнем пределе стоимости, согласно прейскуранту.
Вопрос в другом - кому нужна такая килька? На кого рассчитана сомнительная продукция, продаваемая аж за 6 тысяч километров? Это как раз тот случай, когда весь процесс, сопутствующий подобной реализации, делает маленькую рыбку поистине золотой.
Головы с выпученными глазами глядят на нас из аккуратных жестяных баночек. Этикетки отпечатаны на высококачественном полиграфическом оборудовании. Заботливые руки включили кнопки современных фасовочных и упаковочных машин, коробки из хорошего картона погрузили на поддоны из натуральной древесины и надежно укрыли блестящей целлофановой пленкой. Водители на транспортных фурах - ”Мерседесах” - с невероятными трудностями пересекли две границы, заполнив документы и заплатив придорожные сборы, развезли заказы по магазинам в разные города и веси Казахстана. Грузчики перегрузили, а персонал водрузил баночки на полки, наклеил этикетки на двух языках и установил ценники. Покупатели, даже самые отчаянные, вряд ли употребят в пищу содержимое банки до конца, но кому захочется идти разбираться из-за 80 тенге? И опять выгрузка-разгрузка, утилизация и пр. Все при деле, все работает.
Как там было у Райкина: “У вас есть претензии к тем, кто пришивал пуговицы к костюму? Претензий нет! Так в чем дело?”.
А вот у меня претензия есть. Не удается, как 40 лет назад, для изготовления простейшей из закусок “взять банку натуральной кильки в томатном соусе”. И неловко как-то в далеких от латвийского производителя странах вскрывать банки с экспонатами по ихтиологии, а не с уважаемым и некогда хорошо зарекомендовавшим себя консервированным продуктом. На создание этого бренда ушло несколько десятилетий упорного труда лучших рекламистов советского периода, его ошеломляющему потребительскому спросу кока-кола могла бы позавидовать. Да, за это время мы открыли для себя омаров и устриц, но продукты для минимальной потребительской корзины никто не отменял.
И может быть, сетуя о товарообороте между Казахстаном и Латвией, который упорно не желает расти стремительными темпами, потребителям стоит сказать свое веское слово производителям, а тем, в свою очередь, предложить нечто, более приближенное к европейским стандартам?

P.S. Кстати, на одном из чатов увидела недавно вопрос:
- Не знаете, где можно в Риге купить конские деликатесы?
Чей-то лаконичный ответ говорит о многом:
- Где-где? В Караганде! Не в Балтии же.
А может быть, это блестящая идея для тех, кто уже 20 лет возрождает былую торговую кооперацию?

Татьяна Гульбас, Рига

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение