Константин Маскаев
Минувший год, как известно, был объявлен в Алматы годом экологии. Предполагалось, что при решении важнейших задач развития городского хозяйства особый упор следует делать на экологическую составляющую проектов
Известная экологическая беда Алматы - состояние воздушного бассейна. В отчете муниципальной власти перед горожанами указано, что на комплексные природоохранные меры в прошлом году было направлено 5,1 миллиарда тенге. Утверждается, что в результате этой работы уровень загрязнения воздуха сократился на 10 процентов. Однако основным источником загрязнения воздушного бассейна города называют автомобильный транспорт, и его количество продолжает неуклонно расти - на начало 2011 года превысило отметку в 550 тысяч единиц. А ведь эта статистика совершенно не учитывает огромного количества машин, имеющих “прописку” в Алматинской области, которые ежедневно и постоянно передвигаются по Алматы.
В прошлом году говорилось, что контроль технического состояния транспортных средств должен быть усилен. Наступило ли (и с каким тщанием было произведено) обещанное ужесточение проверок норм токсичности и прохождения техосмотра автомобилей - можно поставить под справедливое сомнение.
В 2009 году акиматом города была достигнута договоренность с Европейским банком реконструкции и развития об улучшении работы муниципального транспорта. Результатом стало заключение договора с банком о финансировании создания первого в современном Алматы муниципального автобусного парка. На эти средства планируется взять 200 современных автобусов на газовом топливе и модернизировать транспортный комплекс. Первая партия этих автобусов уже обслуживала гостей Азиады. В этом году за счет кредита ЕБРР по государственной гарантии обещают приобрести 200 троллейбусов.
Большие надежды на улучшение экологической составляющей городского транспортного сообщения возлагаются на метрополитен. Он сможет хотя бы частично облегчить наземный пассажирский трафик. Запуск первой очереди принципиально нового для Алматы вида транспорта запланировано на конец года. В стадии подготовки проект второй очереди, которая сможет соединить центр города с микрорайонами.
Но попытку пересадить алматинцев на принципиально новый, правда, другой вид транспорта - велосипедный, алматинские власти в прошлом году уже предприняли. Они с гордостью демонстрируют “первую в Средней Азии” велосипедную дорожку. Да, большая и наиболее удобная для пешеходов часть тротуара вдоль проспекта Абая отдана под велодорожку. Но пока говорить о появлении в Алматы постоянной транспортной альтернативы слишком преждевременно. Короткий участок одной из центральных улиц Алматы, пусть и оформленный по всем правилам, пока выглядит лишь как витрина, выставочный образец, фрагмент городской архитектуры, который приятно при случае показать гостям города.
По-видимому, за те 10 процентов, на которые воздух Алматы стал чуточку светлее, мы должны быть благодарны другому проекту. Переводу городских котельных на газ, а также газификации домов частного сектора. Это действительно весомый фактор, от которого справедливо ожидать снижения экологического давления. Согласно отчетам, количество вредных выбросов в атмосферу от стационарных источников загрязнения, то есть от ТЭЦ и котельных, удалось снизить на 2,6 тысячи тонн. Согласно меморандуму, заключенному между муниципальной властью и нацкомпанией “Казтрансгаз”, процесс газификации жилья должен быть завершен до 2014 года.
Реконструированы несколько участков городских рек общей протяженностью более 46 километров, благоустроены прилегающие территории. Удалось найти основания для сноса 38 незаконных объектов, что помогло создать условия для прохождения в город потоков горного воздуха.
Районные акиматы, на территории которых раскинулся центр Алматы, охотно демонстрируют скверы, разбитые на нетронутых строительством пустырях. Прежде эти пустыри появились на несостоявшихся строительных площадках. Городские власти обязали застройщиков убрать заборы и до времени оборудовать места отдыха горожан. Но такие благоприятные изменения произошли далеко не везде. Вероятно, один из самых больших пустырей расположился в районе популярного места отдыха - торгово-развлекательного центра MEGA ALMA-ATA. Огромная территория, которую уже пару лет, как можно было бы использовать для прогулок, любительского спорта и других занятий, зияет неустроенной дырой и представляет собой не самое веселое зрелище. Просторно и неуютно.
Городскими властями по-прежнему не использован рекреационный потенциал двух крупных водных объектов: озера Сайран и Большого Алматинского канала. Хотя при рациональном подходе там можно было бы разместить места туристического интереса и отдыха горожан.
Подведя итоги 2010 года, власти Алматы заговорили о позитивных тенденциях развития экономики города. Реально располагаемый бюджет города (за вычетом бюджетных изъятий) в прошлом году составил 267 миллиардов тенге и был самым большим в истории Алматы. Рост валового продукта Алматы за год составил около 3 процентов, или более 3 триллионов тенге в денежном выражении. В пересчете на душу населения он составил порядка 15 тысяч долларов США. Логично было бы теперь ожидать соответствия этим красивым параметрам и качества жизни в Алматы. |