|
Константин Маскаев
Пока в сфере отечественного выездного туризма разбираются с недобросовестными участниками, допустившими ситуацию, когда казахстанские туристы не вернулись вовремя с китайского островного курорта, мы решили изучить, как происходит ценообразование в этом виде экономической деятельности. И почему, например, часто бывает, что пользоваться услугами туристических компаний, расположенных за пределами Казахстана, оказывается дешевле
Опытный отечественный турист все интенсивнее пробивает себе маршруты на курорты в обход Казахстана. Не останавливает даже то, что с казахстанского оператора в случае чего гораздо проще взыскать неустойки, чем с фирмы, которая сидит за тысячи километров в городе с населением, равным населению самого Казахстана. Первое время, конечно, были опасения за качественное выполнение условий со стороны зарубежных, как правило, российских, компаний. Но оказалось, что для добросовестного участника рынка нет разницы гражданином какой страны является клиент. Клиент при любом раскладе - царь и бог. Наши туристы в этом быстро убедились. И нашли для себя комфортное решение.
Адекватно отреагировать на эту ситуацию казахстанскому туристическому рынку - в части ценообразования, как выясняется, отчасти мешает собственное законодательство. В частности, новая редакция Налогового кодекса.
Как разъясняет ситуацию директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова, существует список стран с льготным налогообложением, состоящий из 63 стран. В этом списке немало и тех направлений, которые охотно осваивают казахстанские туристы: Кипр, Гонконг, часть Малайзии, Сингапур, Мальдивы, Мальта, Дубай и другие территории.
- В 2009 году вступили в действие изменения Налогового кодекса и появился повод для беспокойства. В статье 192 говорится о том, что если отечественное турагентство отправляет гражданина в страну из списка, то тамошний партнер казахстанской туристической компании - отель, транспортная компания, экскурсионное бюро и т.д., автоматически должен уплатить в бюджет Казахстана 20-процентный налог. Это значит, что наше турагентство еще здесь обязано изъять из клиентских платежей 20 процентов и только оставшуюся сумму перечислить, например, в Дубай.
Несложно догадаться, какое недоумение испытывает партнер от такого нюанса - платить в бюджет чужой страны. И партнер, чтобы не терять денег, увеличивает стоимость своих услуг на эти 20 процентов. Маржа наших туристических компаний, по словам Рашиды Шайкеновой, составляет от 3 до 10 процентов. Поэтому проблему получения этих 20 процентов наши компании перекладывают на клиента.
Это же ни в какие рамки не укладывается, скажете вы! Любой клиент, как добропорядочный налогоплательщик, производит все необходимые платежи в бюджет. Но если он вдруг решит посетить любую страну из списка, он фактически попадет под двойное налогообложение. Он будет вынужден заплатить в бюджет 20 процентов от стоимости тура.
Определенный выход из такой ситуации найти все же удалось. Туристическая компания может порекомендовать клиенту произвести оплату за отель и прочие услуги напрямую через банк непосредственно на расчетный счет поставщика услуг. В этом случае не возникает никакого обязательства по удержанию 20 процентов. И сумма платежа, соответственно, будет меньше - на эти самые 20 процентов!
Выходит, государство наделило отечественные туристические компании “высокой миссией”: сделало своим налоговым агентом. Но впечатление такое, что одновременно законодатель в Казахстане делает все возможное, чтобы отвернуть клиента от отечественных компаний. Развернуть их в сторону прямых контактов с зарубежными курортами либо с агентствами из соседних стран. Получается, что приобретение тура через Бишкек или Москву оказывается значительно дешевле. Наиболее “продвинутые” пользователи так и поступают. Некоторые пошли еще дальше. Посредством Интернета связываются с отелем, оговаривают условия, производят оплату напрямую через банк. При этом государство с этих сделок не получает ничего.
Почему туристические компании буквально “замели метелкой” под это налоговое бремя, в общем-то догадаться несложно. Имея в виду список стран с льготным налогообложением, государство пытается поставить заслон перед недобросовестными налогоплательщиками, которые гонят в эти страны крупные суммы денег. Но туристический бизнес со своей мелочью (относительной мелочью, конечно) там, как говорится, и рядом не стоял. Кроме того, все платежи в этом виде экономической деятельности прозрачны. Назначение платежей указано отнюдь недвусмысленно: за гостиницу, за ресторанное обслуживание, за транспортные, экскурсионные услуги и т.д.
Мы наблюдаем какой-то обратный процесс. О стимуле для развития отечественного рынка туристических услуг речи быть не может. Каждая отдельная компания держится на репутации, которую, как известно, может в один миг утратить. Каждая отдельная компания балансирует на отрезке между тремя и десятью процентами маржи со сделки. При этом содержит офис, штат и платит налоги. Государству бы попытаться вникнуть, дать возможность компаниям привлечь больше клиентов, позволить этой сфере бизнеса развиваться. Но пока все происходит с точностью до наоборот.
Практика налогообложения туристических услуг нерезидентов Казахстана по ставке 20 процентов применяется только в Казахстане. В странах Европы, в США, РФ выездной туризм не обложен подобным налогом. В других странах государства прилагают усилия для развития туристической деятельности. В Казахстане о необходимости этого принято лишь высокопарно рассуждать. |