|
Анна Шелепова
В Центральном государственном музее Республики Казахстан в разгаре Центральноазиатская выставка прикладного искусства “Караван-сарай”. Яркие, колоритные изделия из войлока и уникальные картины, выполненные в казахской национальной технике “чи”, авторские украшения из серебра, золота и драгоценных камней, шерстяные ковры и шелковые палантины собрали в Алматы азиатские мастера. О том, что умеют и как живут ремесленники, мы спросили у них самих и организаторов проекта
Первое, на что обращают внимание посетители, - перед входом в музей темные вертикальные силуэты объемных изваяний мастера Молдагула Нарымбетова, по сути представляющие объект Contemporary art, связаны с общей художественной концепцией веры и культом почитания предков, историей тюркской монументальной пластики.
Образ Мирового Древа, установленного в зале, объединяет всю структуру мироздания, служит осью мира, его центром и точкой отсчета горизонтального пространства. Разноцветные ленточки, как обращение к божественной силе вселенной, способствуют выполнению желаний - уверяют авторы.
|
Ручная работа |
Отдельно на стендах размещены изделия победителей казахстанского конкурса “Шебер-2010” и “Знак качества ЮНЕСКО”. Конкурсы проходили под знаком возрождения и сохранения ремесленных очагов, обуславливающих духовно-нравственное здоровье общества. Нынешняя же акция проходит в рамках программы “Культурная Азиада-2011”.
“У каждого народа существует огромное количество оригинальных техник, - комментирует один из постоянных организаторов мероприятия Айжан Беккулова, президент Общественного фонда “Our Heritage”. - Увы, современный Казахстан во многом утратил традиции. Но сегодня в Алматы собралось более сотни ремесленников, большинство - казахстанцы. В рамках акции пройдет 24 мастер-класса.
За эти несколько дней, что будет длиться выставка, мы попытаемся создать такую атмосферу, чтобы люди прочувствовали и поняли, что такое народное мастерство. К примеру, на выставку приехала Гульнар Кожамжарова, мастерица из Катон-Карагая. Она проделала длинный путь по заснеженным морозным горам, совершила пять пересадок, пока добралась до Алматы. Но представила людям национальное ковроткачество “алаша” (безворсовый ковер, который относится к атрибутам обихода и в тоже время считается подлинным украшением юрты. -
“НП”). Особенность ее ковров в том, что они сотканы из узких полотен, которые сшиваются, образуя традиционные оригинальные орнаменты. Мастерица сама прядет шерсть, сама ее красит, не пользуется фабричными нитками, делает все так, как делали наши бабушки”.
|
Глаз - алмаз |
По словам собеседницы, со стороны государства особенной поддержки ремесленников нет. “Мне, как представителю общественного фонда, проще работать с международными организациями - меньше бюрократии и быстрее реакция. Так, к примеру, с Посольством США в Казахстане у нас запущен проект по возрождению ковроткачества в Шымкентской области.
Также мы регулярно проводим мастер-классы, благодаря чему уровень работ казахстанских ремесленников заметно вырос всего за несколько лет”. Сегодня, по мнению Айжан Беккуловой, аутентичный казахский ковер - один из самых востребованных ковров на мировом рынке. “Эти сведения мне предоставил Григорий Марченко, который помимо того, что главный банкир страны, еще и известный коллекционер. Увы, казахи почти не делают тонких ковров. Но ковроткачество - это только один вид ремесел. Существуют номадические ковры, которые еще дороже, чем обычные. Так как номады ткут их за короткий промежуток времени, и их почти не осталось”.
Айжан Беккулова отмечает еще одну немаловажную проблему: “С отечественными мастерами крайне сложно работать в силу большой географии страны. Мало кто из них умеет пользоваться Интернетом, порой у них даже нет сотовых телефонов. К примеру, одну уникальную мастерицу, которая живет возле Кызылорды, мы месяц разыскивали через акимат и огромное количество знакомых, нашли и все-таки привезли в Алматы”.
|
Национальная изюминка на тростнике |
Однако состав участников не ограничивается только Казахстаном, среди них народные мастера из Кыргызстана, Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана. Такие выставки-ярмарки являются уникальной ареной совместного представления творческой деятельности ремесленников близлежащих республик и профессиональных художников прикладного искусства Казахстана.
Рассказывает ювелир Калмырза Тасов из Туркестана: “Специально к Азиаде я привез авторские изделия из серебра: серьги, кольца, кулоны, браслеты”. Тут же мастер с легкостью продемонстрировал гостям ярмарки мастер-класс и отлил несколько серебряных фигурок, попросив детишек отойти от раскаленного тигля.
“Я занимаюсь ювелирным искусством более 10 лет. Раньше работал художником, потом научился технологиям, стал самостоятельно изготавливать краски по старинным рецептам, которые достались мне от предков. Делаю украшения в национальном стиле. Хорошие работы любят все, а в Туркестане бывает много туристов, поэтому на отсутствие клиентов я не жалуюсь”.
Художник из Алматы Алдахияр Халендеров, учитель технологий “Жана гасыр” гимназии №175, рассказывает о работах своей сестры Злихи: “Она живет в Талдыкоргане, занимается древним казахским ремеслом “чи”. На тонкие тростниковые палочки, которые растут прямо возле ее дома, накручивает по эскизу цветную шерсть. Но это не так просто, как может показаться, тончайшая палочка может изменить суть рисунка. Но сестра умеет передать национальную изюминку”.
|
Хранительница традиций |
Как замечает Алдахияр, этим искусством больше интересуются иностранцы. “Зарубежные туристы вообще ценят натуральные, экологически чистые технологии и ручную работу. А в этом деле подделок быть не может. Сестра работает в основном по ночам, когда ее никто не отвлекает и работа идет быстрее. На одну картину уходит как минимум 10 дней”.
“Чи” всегда играли особую роль в интерьере юрты. Вплетаясь в текстильную стихию, они одновременно выполняют роль вентиляционной решетки и своеобразного витража. Изготовление “чи” очень трудоемкая работа, но мастерица выстраивает орнаментальное и цветовое созвучие как в простейшей форме, так и сложносоставной, и в зависимости от изобразительной интерпретации мотивы оживают в ее руках... На тростниковых картинках, представленных на ярмарке, изображены караваны, копии наскальных рисунков из местечка Тамгалы Тас и даже портрет Толе би.
Конструктивные жизненные силы в текучей форме очень образно передает мастер по керамике Абай Рысбаев. Абай - гончар, долгое время изучал знаменитую отрарскую керамику, пытаясь разгадать ее секреты, работал реставратором Туркестанского мавзолея Ахмеда Ясави. И его кувшины - это следование традициям.
По мнению организаторов ярмарки, уже сегодня они сумели воспитать потребителей, которыми все чаще становятся соотечественники. “Если около пяти лет назад главными потребителями были иностранцы, то сегодня казахстанцы охотнее покупают национальные вещи, с удовольствием носят камзолы, тесненные бисером, украшения”, - говорит Айжан Беккулова.
А значит, народ нуждается в идентификации. |