|
Светлана Фельде
Рождество в Германии по-прежнему остается особенным, самым значительным праздником в году. Предрождественское время - время адвентов - это традиционно время затишья, возвращения в дом, к семье и внутрь себя, время ожидания и радости, затмеваемое только походами по магазинам и поисками подарков для своих близких.
В минувшее воскресенье в Германии был первый адвент. Напомню: слово “адвент” происходит от латинского adventus и означает “пришествие”. Празднование адвентов было введено папой римским Грегором в VI веке. Количество предрождественских воскресений - четыре - должно было символически указывать на 4 тысячи лет, в течение которых человечество, по расчетам церкви, должно было ждать спасителя
Большинство немецких семей начинает с первого адвента украшать дома и квартиры еловыми ветками и украшениями с рождественской символикой, вешает светящиеся гирлянды на окна. Традиционное предрождественское украшение - рождественский венок (Adventskranz) из еловых веток, на котором с каждым адвентом зажигается по одной свече: от одной до четырех. Венок, символизирующий борьбу христиан со злом, является относительно молодой традицией. Первый рождественский венок в Германии был подарен теологом и деятелем евангелистской церкви Йоханном Хинрихом Вихерном детям-сиротам в 1839 году.
В дни Сочельника и Рождества жизнь на улицах города замирает, закрываются рождественские рынки. Все собираются за столом вместе с семьей. В Сочельник принято готовить блюда из рыбы, в Рождество обязательным блюдом является жареный гусь с капустой и клецками.
Настроение у немцев, ибо впереди гусь и прочие рождественские радости, вроде бы и праздничное, но есть поводы и погрустить.
Причины для этого весьма веские. В восточной части Германии началась схватка за сельскохозяйственные земли. Цена растет, как на золото. Во многих регионах она приблизилась к 20 тысячам евро за гектар, а кое-где уже перевалила за эту отметку. В Германии правительство страны и правительства федеральных земель оказались перед дилеммой. С одной стороны, организации фермеров требуют ограничить продажу земель определенными условиями, в частности, сохранением рабочих мест в сложившихся структурах. С другой - казна пуста и власти вынуждены продавать земли по максимально высокой цене. Вот и приходится в каждом случае искать компромисс.
С 1 января 2011 года рядовым гражданам придется больше платить в государственные медицинские страховые кассы. Министр здравоохранения Филипп Реслер утверждает, что новая реформа заложит более справедливый фундамент системы здравоохранения. Правда, кроме него так никто не думает. Взнос, который ежемесячно платил наемный работник в государственную больничную кассу, вырастет с 14,9 до 15 процентов заработка брутто, то есть до вычета налогов и социальных взносов. До нынешнего момента почти половину суммы, то есть 7 процентов нашего заработка, за нас переводил работодатель. Мы платили в кассу 7,9 процента зарплаты. А теперь и мы, наемные работники, и работодатель будем платить на 0,3 процента больше. Однако для работодателя это станет последним в истории повышением его доли в медицинской страховке. Она будет навсегда “заморожена” на уровне 7,3 процента от зарплаты. Если верить политикам, это сделано для того, чтобы сократить непроизводственные затраты предпринимателей и удешевить рабочую силу в Германии. Еще правительство считает, что восстанавливает справедливость, поскольку делает систему здравоохранения более выгодной для предпринимателей, которые ею не пользуются. Немцы же уверены, что все становится менее справедливым, ибо нынешнее правительство полностью отказывается от принципа равной и взаимной ответственности за здоровье своих граждан.
Еще с 1 января намечено очередное повышение цен на электроэнергию. Немцы горестно шутят - перестанем включать свет вообще, начнем закупать тоннами свечи. Хотя, конечно, это вряд ли спасет немецкие кошельки, ибо даже самые дешевые свечи в Германии - удовольствие достаточно недешевое.
Еще одной плохой новостью на прошлой неделе была омрачена предрождественская идиллия для многих рядовых граждан. Обычно раз в год, в конце ноября, каждый наемный работник получал рождественскую премию - сорок один процент от заработка брутто. Конечно, все это в конечном итоге облагалось налогом и превращало премию в минимальную сумму, но, тем не менее, она была. Что всегда приятно. Разумеется, выплата рождественской премии всегда являлась делом добровольным со стороны работодателя, но годы и годы сделали из этой добровольности само собой разумеющийся факт. В этом ноябре - в последний раз. Мои знакомые, в массе своей работающие в сфере здравоохранения, звонили и делились печальным: с 2011 года рождественских премий больше не будет, как не будет и скромной суммы в 150 евро в качестве отпускных летом. Работодатель потребовал от каждого подписать бумагу - дескать, согласен, не возражаю. И куда деваться - подписали. Возражать - толку никакого. И профсоюзы не помогут. А кому не нравится, говорит работодатель, вот порог, можем и попрощаться.
Словом, ничего удивительного в том, что, согласно статистике, каждый второй житель Германии страдает бессонницей. Есть от чего сну пропасть...
Тем не менее впереди - Рождество, Новый год. И каждый, конечно, надеется, что в Новом году удастся избежать мировых катаклизмов, личных драм и трагедий, повальных неудач. Так что будем украшать наши жилища и ждать чудес. Авось, повезет. |