|
Анастасия Наумецкая
Первомайские пруды возле сегодняшнего Алматы раньше носили название “Приютские”, так как были собственностью Новодевичьего монастыря и детского приюта и сооружены монахинями и воспитанницами приюта. В 1918 году, согласно секретному приказу, были расстреляны все монахини и половина девочек-сирот - воспитанниц приюта, вторая же половина была тайно вывезена, и судьба их неизвестна.
В 1990 году на месте уничтоженного храма и приюта была выделена земля для постройки нового храма и заложен камень на строительство. 21 октября 1991 года его Высокопреосвященством архиепископом Алматинским и Семипалатинским Алексием был освящен Храм в честь Преподобного Сергия Радонежского. А в 2000 году здесь был вновь открыт Радонежский детский приют
В связи с тем, что за последнее время количество бездомных детей увеличилось, в июле 2009 года началось строительство детского приюта для мальчиков на 200 мест общей площадью 2500 квадратных метров. Надо сказать, что кроме приюта при Радонежском храме была построена и богадельня. В 2010 году дом престарелых был освящен Высокопреосвященством Митрополитом Мефодием Астанайским и Алматинским. А 1 декабря состоялась пресс-поездка для журналистов в Радонежский детский приют и дом престарелых, организованная фондом “Возрождение”.
Мы приехали в то время, когда дети из первой смены были в школе, а ученики второй готовили уроки, и отец Сафроний предложил сначала поехать в дом престарелых.
Минут десять по проселочной дороге от детского приюта, и мы на территории дома престарелых. Большое здание с ухоженными дорожками и в этом году посаженным яблоневым садом. Если вы были когда-нибудь в подобном заведении или хотя бы имели опыт общения с совсем старыми или неизлечимо больными людьми, то можете представить то ощущение какого-то непонятного стыда за свою молодость, здоровье и возможности перед теми, кто этого лишен. И, если можно порадоваться за тех, кто лишен тепла родных людей в силу множества труднообъяснимых причин так называемого человеческого фактора, то в Радонежском доме престарелых можно радоваться.
|
Смысл хлеба |
У входа вкусно пахнет готовящимся обедом. Кухня рядом, и свою пресс-экскурсию по дому престарелых мы начинаем сразу оттуда. Как журналист, имеющий опыт в ресторанной критике, смотрю на кухонное оборудование и напрашиваюсь заглянуть на склад с продуктами. Все разумно устроено, чисто, полки с банками, мешки с картошкой и луком. Повар приглашает попозже на обед - борщ и гречневую кашу с подливом (надо сказать, все сотрудники дома престарелых наотрез отказались фотографироваться, объяснив, что работают здесь не для этого. -
Прим. авт.). Отказавшись из вежливости сначала, мы все же потом пообедали вместе со стариками. Вкусно. И приготовлено с душой.
В доме есть своя медчасть, где располагается мини-стоматологический кабинет и палаты для лежачих стариков. Большой общий зал с телевизором и фортепьяно (уже несколько инструментов было подарено приюту) и библиотека.
Многие старики и инвалиды ходят со специальными ходунками для престарелых людей, что значительно облегчает возможность передвигаться и в хорошую погоду гулять на территории. Пообщаться нам предложили с теми, кто сам хотел познакомиться с журналистами.
|
Человек и время |
Раиса Васильевна Ярусевич. Баба Рая, как ее здесь называют - культурное достояние всего дома, она до сих пор пишет картины маслом. Несмотря на серьезную потерю зрения и преклонный возраст - баба Рая родилась в 1923 году, это настоящие картины, и руки бабушки в масляной краске вызывают безмерное уважение. Картины бабы Раи с удовольствием дарят спонсорам и благотворителям.
“Восьмой класс я закончила в Джамбуле. Потом переехала в Алма-Ату и поступила в художественное училище, - рассказывает Раиса Васильевна. - Мой учитель Абрам Маркович Черкасский очень меня любил, потому что я быстро схватила его технику. Я слышала, что в музее Кастеева есть его работы, вот было бы счастьем для меня их увидеть! А приехала я сюда... потому что у меня нехорошая обстановка в доме была. Я жила с внучкой... но не надо об этом, там маленькие дети, и пусть у них все хорошо сложится. А у нас условия здесь отличные, кормят четыре раза, не всегда старики так кушают дома - ведь это правда. И я здесь могу работать, разве не радость? Спасибо огромное нашему батюшке!”
|
|
В комнате |
Радонежский храм |
“Вот живу здесь уж несколько лет. Все хорошо, судьба так сложилась, что надо радоваться и Бога благодарить. И спасибо подруге, которая привела меня сюда. Иначе и не жила бы уже, может быть. Здесь лучше, чем дома. Спокойно. Ухаживают за нами хорошо. Только сердце за сына очень болит! Не приходит он сюда, не навещает меня... А ведь он один у меня...” - рассказывает баба Паша 1920 года рождения.
После обеда мы едем назад - в детский приют. Встречает нас батюшка и предлагает пройти по зданию вместе с воспитателем, а потом заглянуть к нему в кабинет для беседы, если у кого есть желание.
В детском здании все гораздо проще - и ремонт, и условия. И детей для трехэтажного, но малого по квадратным метрам здания очень много - 105 человек. В комнатах двухъярусные кровати, меленькие дети - от полутора до пяти лет - спят со старшими, чтобы приглядывали. Можно, конечно, было бы сказать - в тесноте, да не в обиде. Но в данном случае не представляется это уместным. Однако, как говорит батюшка, на все воля Божья и общими усилиями скоро должно закончиться строительство нового здания для детского приюта.
|
Отец Сафроний |
Из беседы с отцом Сафронием
- Почему был создан приют именно здесь? А вы знаете, что раньше эти озера назывались не Первомайскими, а Приютскими? Здесь, давно еще, был Приют с Божьего благословения. И мы воссоздали то, что было, - говорит батюшка.
Сначала это был маленький приход. А то, что видите сейчас - наши постройки, хозяйственный двор и все прочее, было большой свалкой. Сейчас здесь настоящий храм и дом для детей. Это не детдом, пожалуйста, обратите внимание на мои слова. Это семья, и я говорю не только про детей, но это семья и для наших стариков. Те, кто живет здесь, чувствуют нашу любовь и заботу, но и мы также чувствуем ответную любовь - детскую и родительскую. Дети трудятся соответственно возрасту и способностям, мальчики помогают мне во всей работе, что требуется. Девочки - в трапезной и на кухне, но это само собой. И старики, кто хочет и может по мере малых своих сил, вносят лепту в общий быт.
Воспитатели и педагоги приходят сюда по призванию, а не за зарплатой. Такая работа - нелегкая ноша. У всех есть характер, и у каждого ребенка, конечно. Практически все наши дети - это не сироты. У них были и где-то есть родители, какое-то подобие семьи, но их бросили. И хорошо, если еще привели к нам. Пока брошенные дети оттаивают, пока понимают, что они живут именно в доме, о них заботятся... Бывает нелегко. Но потом, вы знаете, наши дети становятся жизнерадостными. И шалят, и не слушаются - все бывает. Наказываем ли? Конечно, как в семье: лишаем телевизора и развлечений, на кухне и во дворе - работой вне очереди. Я им и за маму, и за папу.
|
Приют для старых и малых |
- Как сами дети ощущают себя?
- Я думаю, когда привыкают к своей жизни в доме, чувствуют Божье и человеческое тепло, то соответственно себя и ощущают. Ведь у многих детей не просто не было ничего до появления здесь, а жизни нормальной, человеческой не было - с горячей водой, едой, нормальной постелью и одеждой, учебой в школе. Почему так случается? Произошла деградация не только нравственности, но и человеческого образа жизни. Многие забывают о том, что человек создан, чтобы творить добрые дела. А нас Господь собрал здесь для этого. Смысл нашего приюта не только в том, чтобы обогреть и накормить, но выучить, научить, направить с Божьей помощью в правильную сторону ребенка, чтобы он стал Человеком.
- Были ли у вас случаи, когда детей забирали родители - назад в семью?
- Нет. Приходят некоторые, общаются - мы не запрещаем, в выходные есть специальное время для таких встреч. Но забирать - нет. Но и куда? Чтобы учить попрошайничать, не ходить в школу? Да и раз уже бросили, отказались - разве это родители?
Дмитрий Антоненко, директор фонда “Возрождение”:
- Сейчас главное для нас - закончить строительство приюта для мальчиков и отделить детей среднего и старшего возраста от маленьких. Маленьких сейчас около 30 человек, и, конечно, это очень сложно для самих детей и для воспитателей - жить и учиться в одном здании. Пока мы переселим всех детей сюда - и мальчиков, и девочек вместе, ведь здание рассчитано на 200 человек. Но как только появятся средства на приют для девочек, мы начнем строительство второго здания.
фото автора
В Радонежском детском приюте и доме престарелых всегда рады любой помощи. Кроме того, что надо заканчивать строительство нового здания, приюту можно помочь вещами: в детских учреждениях всегда нужны памперсы для маленьких, средства гигиены, одежда и обувь (с радостью примут и те, из которых ваши дети уже выросли, но чистые и в хорошем состоянии), игрушки, книжки и многое другое. Не надо стесняться, если вы сможете передать немного - даже пара игрушек и одна куртка точно могут порадовать и согреть кого-то.
Если же вы сами не имеете возможности приехать в детдом или приют, доверьте это фонду “Возрождение” - волонтеры доставят ваши подарки именно тем детям, которые больше всего нуждаются в помощи.
Фонд “Возрождение Радонежского приюта”:
(ул. Казыбек би, 117, оф.17).
Дополнительная информация по телефону:
8 777 228 21 99. |