|
Юлиана Жихорь, Ботагоз Омар из Астаны
Саммит ОБСЕ всколыхнул относительно тихую жизнь столицы. Казалось бы, астанчане уже ко всему привыкли. Но присутствие в одном месте глав ведущих стран мира вызывало у некоторых горожан странные порывы “сопричастности”
Некоторые горожане восприняли саммит ОБСЕ как всенародный праздник. Этакий политический миллениум. И, соответственно, предположили, что правительство “сочтет за честь” наградить рожденных в сей знаменательный день.
Вот что пишут жители Астаны на блоге акима города: “У моей супруги срок рождения совпадает с временем проведения саммита. Будут ли какие-то поощрения людям, рожденным в эти дни?”, “Хотелось бы узнать, какие привилегии ждут женщин, родивших 1-2 декабря 2010 года, то есть во время проведения саммита ОБСЕ”, и т.п.
Смех смехом, но, видимо, их авторы, памятуя о подарках в миллениум, всерьез надеются на подарки. “Нечасто, но ко мне поступают письма, которые их авторы сами причисляют к категориям “приколы” или “шутка”, - оперативно отреагировал аким. Сообщив, что подарков ждать не стоит: “Им (рожающим дамам и рожденным детям. -
“НП”) выпала уникальная возможность быть свидетелями или непосредственно работать над организацией саммита ОБСЕ в Астане, быть его участниками. Такой шанс государствам выпадает, наверное, раз в полвека. В Центрально-Азиатском регионе, на территории постсоветского пространства Казахстан стал первым государством, удостоенным такой чести. Граждане Казахстана могут гордиться этим. Для тех, кто отмечает 1-2 декабря день рождения, это двойной праздник”.
И, что удивительно, народ воспринял призыв считать саммит ОБСЕ праздником в буквальном смысле - одного из новорожденных в дни начала предсамметной суеты назвали Саммитханом. Среди журналистов, освещающих саммит, тут же родилась шутка, что-де через 9 месяцев в Астане появятся “дети демократии” - таким образом, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе реализует свои планы по расширению на восток. И в Казахстане появятся новые имена - ОБСЕулы или Саммиткызы.
Хотя, учитывая повышенные меры безопасности, возможно, что тесного общения иностранных гостей с астанчанами и не получится. Жителям жилого комплекса, выходящего окнами на Салтанат Сарайы (там проходил торжественный ужин от имени президента Казахстана), запрещено даже смотреть в окна на кортежи. Незадолго до начала всех мероприятий на подъездах ЖК “Северная корона” появились угрожающие объявления-предупреждения: “1 декабря 2010 года категорически запрещается, стоять, курить на балконе этаже, и выглядывать в окна и выглядывать в сторону Салтанат сарайы, для вашей же безопасности” (Орфография и пунктуация неизвестного автора сохранены.)
Усиленные меры безопасности были и в пресс-центре, где собрались журналисты из всех стран ОБСЕ. Допуск в “Шабыт” (где расположился пресс-центр) - семиэтажное здание университета искусств - был разрешен только по спецпропускам - аккредитационным бейджам. Их необходимо было носить все время пребывания в пресс-центре.
Всех журналистов (а их собралось более 1200 человек из 56 стран ОБСЕ) настоятельно просили не оставлять свои вещи без присмотра и сообщать о подозрительных сумках и коробах “куда следует”. Представителей “куда следует” в пресс-центре находилось едва ли меньше журналистов.
P.S. К слову, на подготовку саммита было затрачено, по предварительным подсчетам, 11 миллионов евро. И то немного. Как сообщил исполнительный секретарь по подготовке к саммиту ОБСЕ - посол по особым поручениям казахстанского МИДа Сержан Абдыкаримов, четвертую часть всей суммы покрывают взносы участников саммита. Остальная сумма - затраты принимающей стороны. Для примера, в 2005 году в Словении, которая тогда руководила ОБСЕ, на организацию заседания министров иностранных дел было затрачено около 10 миллионов евро.
Несмотря на, казалось бы, идеальную для таких мероприятий организацию, некоторые представители масс-медиа оказались-таки недовольными. Причина - в отсутствии переводов выступлений на государственный язык Республики Казахстан. Представители МИДа объясняют это необходимостью соблюдения протокола саммита, согласно которому официальными языками данного мероприятия являются лишь два: английский и русский.
Однажды для того, чтобы загладить вину перед носителями казахского языка, все-таки провели пресс-конференцию отдельно для них, но все остальное время им пришлось ограничиваться имеющимися ресурсами и переводить тексты на государственный язык Казахстана самостоятельно.
Фоторепортаж Талгата Галимова
Константин Маскаев
Неизвестный автор, как уж умел, сочинил инструкцию для жителей столицы, в незамысловатых выражениях разъяснив, как вести себя в конкретном месте на время саммита ОБСЕ в Астане. И пусть форма вызвала у одних улыбку, у других - волну возмущения, бумага, на сотни раз “перетертая” в Интернете, своим существованием пыталась передать всю исключительность ситуации. И у людей адекватных, скорее всего, нашла понимание. Просто работу над текстом кто-то ответственный должен был поручить профессионалу: филологу, лингвисту, то есть человеку, чьим повседневным рабочим инструментом и является живое слово, а не, например, ПМ или протокол осмотра места преступления.
Разобраться же в мотивах этого “доброго пожелания”, адресованного гражданам накануне саммита, совсем не сложно. Слишком много времени, средств и сил потрачено Казахстаном, чтобы политическое событие, важность которого для имиджа страны беспрецедентно, оказалось безупречным. К слову, и меры безопасности, которые обеспечили в столице в эти дни, также были беспрецедентными.
Тот, кто создавал инструкцию, просто хорошо знает народ. Особенно в минуты, когда народ предоставлен самому себе, вне запретов и ограничений. Наверняка какой-нибудь “субчик” захотел бы не только поглазеть на прибывающих гостей, но стал бы нацеливать в их сторону сотовый телефончик или другую съемочную аппаратуру. Снайперам же на позициях некогда было бы разбираться, на 100 процентов опасны ли эти действия для охраняемых лиц или нет. Наши спецслужаки, быть может, сумели бы адекватно расценить блажь. А те серьезные ребята, что приехали сопровождать своих президентов, вряд ли стали бы долго анализировать характер действия. Пальнули бы, да и все. И даже если бы обошлось без жертв, один факт выстрела уронил бы имидж страны и очень подмочил бы ход всего события.
В Казахстане, кстати, с советских времен памятен случай, когда сотрудник ГАИ направил в сторону правительственной машины радар и был немедленно ликвидирован как возможная угроза VIP-кортежу. А ведь милиционер должен был осознавать последствия таких действий. Недооценил? Возможно. Но теперь не важно.
И не стоит пенять, что пусть в такой корявой, где-то даже грубоватой форме неизвестный широкой публике солдат взялся отстоять ни много ни мало - интересы страны. |