|
Алан Байтенов
Модель, вопреки сложившемуся мнению непосвященных, не игрушка. Создать модель, полностью копирующую оригинал (с инженерной точки зрения), мало. Необходимо сделать так, чтобы она ожила и превратилась в машину или воина, которые на себе прочувствовали все прелести жара сражений. Это особый смак, и этим отличаются, в профессиональном плане, моделисты. На прошлой неделе в Алматы (Дом офицеров) состоялась очередная выставка миниатюры
Стендовый историко-технический моделизм, делится один из участников выставки Александр Нефедов, уходит своими корнями в 30-е годы. Именно тогда начали производить первые модели-копии техники, как военной, так и гражданской. Из общей области макетирования это вылилось в отдельное хобби. Ну а после того, как промышленность начала производить пластмассовые модели - копии, которые имели относительно невысокую себестоимость и могли выпускаться массово (50-60-е годы прошлого столетия), моделизм начал приобретать популярность. Началом эпохи моделизма в Советском Союзе можно считать приобретение пресс-форм английской фирмы FROG в конце 70-х прошлого столетия. Эти модели начали выпускаться под логотипом NOVO. Со временем рынок пополнился новыми именами, и сегодня у моделистов есть возможность выбрать любого производителя.
Войны проходят, но память о них остается. Конечно, каждый моделист имеет свою точку зрения о прошедших конфликтах. Однако он в первую очередь историк, поэтому для него равноценно дорога каждая модель, вне зависимости от страны, чьи интересы защищала копируемая техника.
Прежде чем он создаст модель, он полностью изучит ее подноготную - все технические тонкости, а также исторические факты или случаи, что произошли с конкретной копируемой моделью. Поэтому такая точность и детализация. Учитывается все - широта, в которой воевала машина, и даже принадлежность к определенному воинскому подразделению или конкретной личности, как правило, герою прошлого.
|
Эта “34-ка” прибыла из Павлодара |
Моделист - историк, художник, инженер и скульптор. Производитель (конвейер дает о себе знать) зачастую упускает некоторые особенности модели. Здесь на помощь приходит специальная литература, подобные выставки, а также исторические фотографии. Последние особенно ценны. Как правило, каждая машина оборудовалась воинами индивидуально. Взять, например, танки. Бывало, что экипаж стремился увеличить защиту “крепости на гусеницах” по-своему. В ход шло многое: от листов брони до обычных мешков с песком. Дополнительные “экраны” придавали машине силы в бою. Для моделиста это чрезвычайно важно (особенно их расположение), так как каждый штрих придает реалистичности и индивидуальности его модели, при этом четко соблюдается историческая точность.
|
Контакт! Есть контакт! От винта! |
В борьбе за точность и реалистичность, считают профессионалы, все средства хороши. Каждый моделист обладает отличной фантазией и всегда “смотрит под ноги”. Для достижения реалистичности можно использовать все: хорошо имитирует грунт обыкновенный чай, сантехнический лен или обыкновенная губка при правильном подходе превращаются в заросли натурального кустарника, трос, на котором крепится обыкновенная фоторамка, идеально имитирует настоящий трос военной модели. Латекс презерватива становится брезентом, а инъекционная игла - идеальным материалом для создания ствола, например, пулемета. Однако найти подходящий материал недостаточно. Необходимо вдохнуть в него жизнь, с чем идеально справляются аэрограф, палитра и фантазия моделиста. У каждого из них есть свои приемы, которыми они делятся на подобных мероприятиях.
Время на подобных выставках не играет большой роли. Так, например, рядом с легендой Великой Отечественной - танком “Т-34” можно увидеть более поздний “Т-72”, который участвовал в сражениях августа 1996 года в городе Грозном. Моделист из Павлодара Мурат Альжанов представил его в модернизированном варианте, на танке установлены дополнительные экраны. В Грозном, объясняет Мурат Альжанов, главным противником этого танка были воины с РПГ, и если лобовая броня танка спасала от таких атак, то боковая и кормовая - нет. Поэтому приходилось ставить дополнительную защиту. На выставке также можно было увидеть истребитель “Мессершмитт 109 G-6” аса второй мировой Эрика Хартмана, который сражался за Германию и в общей сложности сбил 352 самолета союзников. Также бомбардировщик “B-25 Митчелл”, который поставлялся в СССР по ленд-лизу. Отечественные пилоты дорабатывали его, устанавливали дополнительные баки и тем самым увеличивали дальность полета. Не остался без внимания и западный фронт - был представлен американский ночной тяжелый истребитель “P-61” “Черная вдова”, примечательный своей нетрадиционной конструкцией фюзеляжа.
Все модели не упомянуть. Особенно если учесть авиацию гражданского назначения - космическую, дорожную и строительную технику. На этот раз, как, впрочем, и всегда, мероприятие собрало истинных энтузиастов. Неслучайно, комментируют организаторы, решено было провести выставку в ноябре, она также приурочена к периоду школьных каникул. Историческая миниатюра, считают организаторы, - хороший способ приобщить подрастающее поколение к изучению истории в ненавязчивой форме.
В то же время реализация такого абсолютно некоммерческого проекта протекает с определенными трудностями. В частности, от традиционного места проведения выставки (Дворец школьников) в этот раз пришлось отказаться. Сумма объявленной арендной платы была серьезно завышена (при том, что вход на выставку свободный). Однако благодаря поддержке руководства Дома офицеров, комментируют организаторы, мероприятие в конечном итоге состоялось.
Фото Андрея Халина |