|
Анна Шелепова из Израиля
Россия лидирует среди стран СНГ по количеству туристов и паломников, отправляющихся в Израиль. Благодаря безвизовому режиму турпоток постоянно увеличивается. По мнению казахстанских туроператоров, чтобы привлечь наших туристов, в первую очередь нужны прямые рейсы, чтобы сократить часы полета, поскольку на данный момент самый короткий перелет занимает около 14 часов... А поездка в Египет или Турцию для нас экономичнее. Потому, если говорить о Казахстане, то отдых в Иерусалиме, Эйлате, на Мертвом море на данный момент скорее можно назвать индивидуальным туризмом, рассчитанным на людей среднего и высокого достатка
Будни и праздники
Израиль - двуязычная страна: иврит и арабский равноправно являются государственными языками. Однако даже школьники, которые изучают арабский, предпочитают говорить на иврите или английском. Побывав в семи городах, убедилась, что везде говорят также и по-русски. Благодаря иммигрантам. Если выражаться точнее, то в Израиле почти 1/5 часть населения говорит на русском.
Если говорить о буднях и праздниках наших бывших соотечественников, то многие из них до сих пор не могут привыкнуть к особенности, что неделя в Израиле начинается с воскресенья. Однако началу трудового периода предшествует шабат (суббота). Этот день даже называют “царицей-субботой”, поскольку, согласно библии, Бог дал этот день иудеям исключительно для отдыха. В шабат не работают не только магазины и лавки, но и фабрики, заводы. Даже местные авиакомпании не летают. Хотя в день в пик турсезона в Израиле взлетает до 350 самолетов. В общем, работают только те магазины и предприятия, которые находятся в собственности арабов или людей других национальностей. Говорят, что именно они больше всего довольны этим днем, поскольку туристы вынуждены обращаться к ним за услугами и товарами, и за один день они получают огромные обороты. Местные же закупаются едой накануне. Кстати, по одной из версий, рыба, жаренная в кляре, появилась благодаря евреям, которые с пятницы готовили именно это блюдо, которое можно было есть в холодном виде и на следующий день. Что касается еды в целом - центральное место в кухне, без сомнений, занимают национальные блюда - фалафель в пите, фаршированная рыба и хумус в качестве закуски. Жители, перебравшиеся из бывшего Союза, с удовольствием заходят в рестораны побаловаться свининкой... Но эти места еще надо найти, так как они расположены в основном в курортных зонах.
Свадебные торжества переселенцев (само бракосочетание обычно происходит в Европе) по количеству гостей можно легко сравнить с казахскими тоями. Число гостей начинается от ста человек и доходит до семисот. Друзья и коллеги со стороны жениха и невесты, а также их родителей. Один приятный нюанс: в качестве подарка все несут исключительно деньги. Средний чек с человека - 50 долларов. Гостей уже на входе (помимо родителей жениха) встречает сейф, куда опускают конверты. Варианты, что гости придут с букетом и мантоваркой или утюгом, просто исключены. Таким образом, свадьбы рентабельны и почти всегда “отбиваются”. Впрочем, по такому сценарию проходят и остальные праздники - дни рождения, годовщины, обмывание автомобиля и пр. Все праздники отмечаются на территории промзон. Рестораны и банкетные залы, как и заводы, вынесены за черту города, чтобы шум и гам не мешали другим жителям.
Фокусы Израиля
Пожалуй, не каждый западный турист рискнет провести отпуск в Израиле. А вот русскоязычным туристам все нипочем. К примеру, на Мертвом море очень много состоятельных туристов из Москвы. Они, как правило, селятся в пятизвездочных отелях, сорят деньгами. Их, соответственно, обслуживают официанты, тогда как все остальные приезжие просто привозят ланч-боксы с собой.
К сожалению, этой стране не привыкать к вооруженным конфликтам и имидж от этого невероятно страдает. В правительстве это понимают, идет процесс отмены виз с некоторыми странами, и Казахстан, кстати, на очереди в этом списке. Только до конца этого года Министерство туризма Израиля потратит на рекламу своей страны почти 11 миллионов долларов.
Интересно, но при этом попасть в страну туристам, пожалуй, даже проще, чем из нее вылететь. Когда я прилетела из Москвы в Израиль, на меня тут же ополчилась, как мне тогда показалась, служба безопасности международного аэропорта имени Бэна Гуриона - одна, да с казахстанским паспортом (а это же наркофтрафик!), да еще и из Москвы? Очень подозрительно... Мне тут же устроили допрос на русском и английском языках. Почему-то особенно интересовались, откуда в моем паспорте столько виз, а главный вопрос - что я делала в Китае? Понять логику весьма сложно. Впрочем, на безопасности, здесь, мягко говоря, “повернуты”, и это вполне оправданно, а потому я закрыла глаза на “гостеприимство”, выразившееся в трех допросах.
Но улетать оказалось еще сложнее. В аэропорту мне в очередной раз устроили перекрестный допрос - опять же на русском и английском. Поскольку я не первый раз в этой стране, то уже знала примерный список вопросов. Кто собирал чемоданы? Просили ли меня что-то передать? Отлучалась ли я из комнаты во время сбора вещей? С кем я контактировала, с кем познакомилась? Также опросили моих родственников, и трижды разные люди перерыли чемоданы. Когда я попросила хотя бы просто пояснить, в честь чего моей скромной персоне столько внимания, я услышала комментарий: “Были случаи, когда безобидные на вид пассажиры на самом деле оказывались террористами”... Но зато, пока я проходила все эти проверки, оказалась свидетелем настоящего шоу - с точки зрения туриста, конечно. Встреча с ультраортодоксами, провожающими раввина в Нью-Йорк, поразила меня больше всех красот Израиля. Вот тут я почувствовала всю аутентичность этой страны.
Мужчины в бобровых шапках, черных сюртуках и белых колготках водили хороводы вокруг раввина и громко пели. Эти люди относят себя к разным религиозным течениям, сформировавшимся внутри общей еврейской традиции: сефардам и ашкеназам, хасидам и меснагидам. Их можно встретить в Израиле, Америке или Европе. Одежда ультраортодоксальных женщин также имеет особые признаки: закрытые платья или длинные юбки, парики или специальные платки, шапочки, полностью закрывающие волосы. Их вид всегда отличается от облика окружающих. Удивительно, но среда абсолютно не влияет на них, хотя часто они живут в самых крупных городах мира: Лондоне, Нью-Йорке, Москве, Париже и Цюрихе.
Ультраортодоксов еще называют традиционными евреями, потому что своим образом жизни они продолжают традицию, в соответствии с которой жили их далекие предки. Передача традиции следующему поколению - это действие сознательное, движимое собственным выбором, желанием сохранить и передать законы жизни прадедов новому поколению.
По мне, так совершенно удивительный пласт культуры. Их предназначение - изучать Тору, они искренне верят и боятся того, что иудаизм без их стараний просто исчезнет. Вот богатые американские евреи и снабжают их спонсорскими средствами, чтобы они не работали, а изучали Тору. Ультраортодоксы умудряются даже отрицать государство Израиль (что-то оно делает не так, как им нужно, не успела разобраться, что именно не так). Парадокс, собственно, в том, что живут, по сути, на деньги налогоплательщиков и пожертвования, и тех же, за счет кого живут, отрицают.
|