|
Ульяна Арсеньева из Москвы
Международный кинофестиваль современного кино “Завтра/2morrow” завершился в Москве. Гран-при завоевал фильм из Италии режиссера Микеланджело Фраммартино “Четырежды” (Le quattro volte).
Картина повествует о смерти и жизни, показанная через жизнь пастуха, козленка, дерева. Люди деревушки почти не произносят диалогов, они заняты своим делом - будь то дойка коз, подготовка к празднику или заготовка дров. Философская история - без слов
Приз за лучшую актерскую работу и за лучший сценарий получила румынско-французская лента “Сказки золотого века” Кристьяна Мунджу, Иоаны Марии Урикару, Ханно Хефера, Развана Маркулеску, Константина Попеску. Награда за операторскую работа досталась фильму “Искушение Святого Тыну” эстонского режиссера Вейко Ыунпуу. Фильм “Зимние каникулы” Ли Хунци был отмечен призом жюри молодых критиков и победил в номинации “Звук”.
Фестиваль открылся картиной “Воображаемые любови” (Les amours imaginaires) 21-летнего канадца Ксавье Долана, чья лента “Я убил свою маму” получила Гран-при фестиваля в прошлом году, а до того была отмечена в Каннах. Также показали и обладателя каннской “Золотой пальмовой ветви” - “Дядюшку Бунми, который помнит свои прошлые жизни” тайского режиссера Апичатпонга Вирасетакула. Привезли и внеконкурсный каннский фильм “Шантрапа” (Chantrapas) - его представил сам режиссер, классик советского, грузинского и французского кино Отар Иоселиани. По его словам, название “Шантрапа” означает “не будет петь”, так называли тех, кто не проходил отбор в музыкальные заведения в качестве вокалиста. В числе таковых в свое время оказался и Игорь Стравинский.
В основной конкурс вошло десять картин. Первоначально их было восемь, однако, по словам программного директора Антона Мазурова, на 2morrow всегда была традиция показывать ленты, которые никто никуда никогда бы не взял и даже никогда бы не нашел. На первом фестивале, например, это была экранизация Хармса. В этот раз будет фильм под названием “Рафаиль Пироне”, который снял Ярослав Добронравов, долго проживший в Сан-Франциско и теперь переехавший в Петербург. Программный директор рассказал, что на диск с этим фильмом наткнулся практически случайно и поначалу счел присланное шуткой: компьютер показывал лишь фотографию детской могилы, подписанной “Рафаиль Пироне, 1902-1904”, записанную в видеоформате.
|
Члены жюри - оператор Михаил Кричман у микрофона
|
Впоследствии, однако, картину удалось посмотреть, и, по мнению программного директора “Завтра”, она стала едва ли не главной находкой фестиваля. Однако, по нашему мнению, фильм “Рафаиль Пироне”, как и “Днепр”, являются экспериментом над зрителем, когда основной посыл не прочитывается и принимается за рефлексию режиссера.
|
Марк Адамс и Сергей Лозница |
Автор картины “Днепр” не скрывал от журналистов, что фильм стал его собственной терапией в кризисный психологический период. Наверняка в этом нет ничего плохого, однако картины такого рода становятся чуть ли не самолюбованием режиссера. Если это и есть авторское кино, лучше закрыть глаза.
|
Режиссер Шарунас Бартас
|
Прочие конкурсные фильмы - это “Воодушевление” нижегородской группы “Провмыза”, участвовавшее в параллельной экспериментальной программе “Горизонты” Венецианского фестиваля, вышеупомянутый “Днепр” украинского режиссера Александра Шапиро, представлявшийся в Каннах, румынские “Сказки золотого века” (Amintiri din epoca de aur), спродюсированные Кристианом Мунджу (“4 месяца, 3 недели и 2 дня”), “Четырежды” (Le quattro volte) итальянца Микеланджело Фраммартино.
|
Вокалистка Джули Крус (сотрудничала с Дэвидом Линчем)
|
А также “Ловушка для крабов” (El vuelco del cangrejo) колумбийца Оскара Руиса Навии (Oscar Ruiz Navia), “Клон возвращается домой” (Kuron wa kokyo wo mezasu) японца Канжи Накадзима (Kanji Nakajima), получивший “Золотого леопарда” в Локарно, “Зимние каникулы” (Han Jia) китайского режиссера Ли Хунци (Li Hongi), “Искушение Святого Тыну” (Puha Tonu kiusamine) популярного на европейских фестивалях эстонца Вейко Ыунпуу и фантастическая драма “Которого не было” российского режиссера Рамиля Салахутдинова, ученика Марлена Хуциева и Алексея Германа-старшего.
|
Гука Омарова и Сергей Бодров |
Помимо конкурса в рамках фестиваля организаторы подготовили специальные программы - “DOC-открытия современной арт-богемы”, “Музыка.DOC”, “Турбулентность”, программа альтернативной анимации и моушен-дизайна OneDotZero, “Выбор Сергея Бодрова”, полная ретроспектива литовца Шарунаса Бартаса, 2 мастер-класса.
|
Отар Иоселиани
|
Жюри в этом году возглавил режиссер Сергей Лозница, чей фильм “Счастье мое” называют лучшим в 2010-м. В судейскую коллегию также вошли оператор Михаил Кричман, получивший недавно за фильм “Овсянки” награду Венецианского фестиваля, главный кинокритик британского издания Screen Daily Марк Адамс, американский режиссер Ли Дэниелс, а также главный гей-режиссер планеты канадец Брюс Ля Брюс, чей “Зомби из Лос-Анджелеса” был показан в одной из параллельных программ фестиваля.
|
Актриса Равшана Куркова
|
Фото автора
Справка “НП”
В 2010 году “Завтра/2morrow” претерпел изменения в том, что разделился на два независимых форума. Так появился новый кинофестиваль “2 in 1”, являющийся продолжением киносмотра “Завтра/2morrow”, который пройдет с 22 по 25 октября в Москве в кинотеатре “35 мм”. Название и логотип остались за компанией Audi, являвшейся генеральным партнером события, а программный директор Алексей Медведев вместе с организаторами, компанией “Интерфест”, решили продолжать делать фестиваль современного кино но под названием “2 in 1”.
Как заверяют организаторы “2 in 1”, главная концепция фестиваля останется неизменной, а название было выбрано, чтобы подчеркнуть его основную идею: каждая картина должна сочетать в себе авторское видение и привлекательность для зрителя. |