|
Алан Байтенов
Маркаколь - уникальное озеро Восточно-Казахстанской области. Оно притягивает. Жизнь в этом уголке словно замерла - переливается в себе, не спешит и не волнуется. Впрямь как само озеро. Уникальным и таинственным его считали во все времена. Согласитесь, с рядовым местом вряд ли будет связано столько замечательных историй и легенд, о которых бы хотелось рассказать сегодня
В этом году мы вновь побывали в гостях у величественного озера. Более того - удалось узнать у одного из старожилов тех мест, откуда произошло название Маркаколь. Поскольку “марка” - это по-казахски ягненок, поэтому все варианты происхождения названия озера связаны с этой темой. Однако Борис Васильевич Жуков, краевед, бывший учитель и директор школы, рассказал, что на самом деле свое название озеро получило благодаря птицам. Берега Маркаколя использовались как жайляу. И когда в очередной раз казахи приходили на эти летние пастбища, они слышали блеющий звук - бекасы на бреющем полете хвостом рассекали воздух. Из русской истории известно, что этот звук для старого охотника был долгожданным: бекас - желанная добыча и являвшийся к тому же деликатесом в дорогих ресторанах XIX века. У казахов этот звук тоже вызывал самые приятные ассоциации - возвращение на летние пастбища было всегда праздником.
|
Борис Жуков помнит все в мельчайших подробностях |
Также Борис Жуков, которому, кстати, уже почти 90 лет, поведал нам еще несколько преданий, связанных с окрестностями озера, которые еще в детстве услышал от местного сказителя старого Ижимбая. Как известно, на восточном берегу Маркаколя находится небольшой поселок под названием Урунхайка. Название для нас несколько необычное. (Вообще-то “уранхай” - старое название тувинцев. Но, по словам знаменитого исследователя Алтая академика Василия Радлова, так назывался один из алтайских народов.) По словам старого краеведа, урунхайцы занимали юго-восточный берег Маркаколя. А остальные места принадлежали казахам. История сохранила их имена - Оспан бай (Жуан оспан), Темирбек, Матабай и Жеренбай.
|
Маркаколь притягивал к себе во все времена |
По легенде, некто Мындай после смерти своего отца, могущественного урунхайца, возглавил род. Он познакомился и начал встречаться с казахской девушкой по имени Магрипа. Это стало причиной столкновения его рода с родственниками девушки. Джигиты Темирбека, Оспана и Жеренбая (сейчас есть даже местность - “Жеренька”) напали на урунхайцев. После проигранной битвы Мындай с Магрипой убежали на озеро Кумисколь (Серебряное озеро), к истоку реки Блезек, примерно в 12 километрах к востоку от озера Маркаколь. В битве Мындай был тяжело ранен и умер от потери крови. Магрипа, не выдержав горя, бросилась в Кумисколь. После этого озеро, красивое, с серебристой водой, превратилось в болото - вода стала коричневой, даже камни почернели. До сих пор это место считается гиблым - там утонуло много людей и лошадей.
Согласно преданию, воины не оставили никого из урунхайцев в живых. Более того, из-за нанесенной обиды даже запрудили родники и затопили стоянку Мындая, чтобы не осталось никаких следов обидчика. Так что вполне возможно, название поселка “Урунхайка” - единственное напоминание об исчезнувшем племени, дошедшее до наших дней. На месте затопленной стоянки образовалось озеро Шоптыколь (Чоптыколь). И до сих пор на его берегах не гнездятся ни журавли, ни утки.
|
Шоптыколь - до сих пор на берегах не гнездятся птицы |
Посреди бывшего Кумисколя, а ныне высохшего болота как острова высятся три холма. Самый большой из них - Мындай, рядом с ним - Магрипа и еще один - друг Мындая. Вообще для сибирского эпоса характерно обращение героев в утесы, холмы или реки. Это же, видимо, произошло и в нашем случае. У их подножия извивается река Блезек (браслет). Она действительно имеет серебристый оттенок. Это уместно - блезек, изысканное женское серебряное украшение, теперь навсегда связанно с погибшей девушкой.
Много еще рассказал интересного Борис Васильевич: и о том, как в тех местах делали керамическую посуду, обжигая свинец на березовых дровах, и о местах Акжира и Кокжира, травы которых имели особый целебный эффект при лечении туберкулеза, сосудистых заболеваний, болезней внутренних органов... О караванах, которые снаряжались и проходили с берегов Маркаколя в Китай и Среднюю Азию, и о хаджах в Мекку местных жителей.
Поведав предания, рассказчик вздохнул с облегчением - давно он хотел открыть это, его тяготило то, что он не мог передать свои знания. Он до сих пор не дождался обещанной встречи с работниками музея, а местные жители, как правило, больше заняты повседневными заботами. Да и живет он сейчас далеко от родной Урунхайки.
Именно рассказы краеведа подвигнули нас на 20-километровое пешее путешествие. Мы искали загадочную надпись, выбитую на камне, которую он случайно нашел, обследуя окрестности. Нам повезло меньше. Вся надежда на будущий год - оказывается, мы немного не дошли. Если, конечно, надпись сохранилась до сегодняшних дней. Ведь все быстро меняется на берегах Маркаколя - вывезены древние каменные изваяния, украшавшие эти места еще во времена молодости Бориса Васильевича. Да и предания, которые поведал он, не знают даже коренные урунхайцы - знаменитые некогда три холма, названные в честь Мындая, его друга и Магрипы, сегодня называются просто - “Стрелка”.
|
Река Блезек течет у подножья трех некогда знаменитых холмов,
названных в честь Мындая, Магрипы и их друга |
Фото автора |