|
Алан Байтенов
Восточный Казахстан - уникальное место. Каждый километр напоминает о богатейшей истории. В то же время нельзя сказать, что каждому исследователю удается разглядеть эти богатства, однако нашей экспедиции повезло. И в этом году мы, работая в рамках государственной программы “Культурное наследие”, приехали не с пустыми руками. Начало - Бортастаган, место, где 100 лет назад был краевед Александр Адрианов
Традиционно наша экспедиция делится на два этапа. Первый, можно сказать, завершен. Но предстоит еще большая работа по обработке уникального материала, что был собран за 20 дней увлекательного путешествия. Находок масса, но и среди этого изобилия уникальностей есть то, о чем хочется рассказать в первую очередь. Это, конечно же, древнее святилище (галерея наскальных рисунков) и скала, а точнее - одинокий выход гранита c именем Бортастаган.
Святилище в местности Солтабай потребует целого материала с полными выкладками цветных фотографий, запечатлевших сцены предположительно времен эпохи бронзы. Поэтому мы пока его оставим, так как планируем поговорить об этом отдельно. Этот же материал целиком посвятим скальному выходу Бортастаган. Тем более что в 1911 году, то есть 100 лет назад, в этом месте побывал краевед Александр Васильевич Адрианов в рамках своей работы по обследованию Западного Алтая и Семипалатинской области.
Находится это уникальное место в 40 километрах от районного центра Аксуат (если держать путь в северо-западном направлении). О происхождении этого уникального объекта - одинокой на многие километры скалы - люди сложили легенду. По виду выход породы напоминает казахское веретено (уршык). Следовательно, основной сюжет легенды завязан на этом. Так, в незапамятные времена на склонах Тарбагатая сидела и пряла пряжу огромная старуха. Вокруг нее мирно пасся скот. И вдруг на ягненка напал волк. Женщина, естественно, бросила в него первым, что попалось под руку - веретеном. Волк убежал, оставив ягненка в покое. Однако веретено осталось лежать на месте. Как мы видим сегодня, оно до сих пор находится там. Отсюда и название - бори (волк), тастаган (бросила).
Наша экспедиция работает в районе хребта Тарбагатай не первый год. И каждый раз мы старались планировать маршрут таким образом, чтобы обязательно посетить это место. Особенно после знакомства с публикациями Адрианова, в которых он указывал о наличии грота в скале и древних наскальных рисунков, сделанных красной краской. А также о таинственной, по его мнению, монгольской надписи, что была сделана черной краской. Однако все как-то не получалось - то погода, то банально не хватало времени. Поэтому первым и одним из самых интересных мест маршрута в этом году стал Бортастаган. Добраться до этого места не представляет особых трудностей, но только если знаешь дорогу. Подъезжая к этому природному колоссу, мы все время следили, как точка на горизонте постепенно обретает плавные очертания.
Настало время съехать с трассы. В этом году из-за серьезного разлива воды многие грунтовые дороги попросту заросли. Трава буквально скрывает автомобиль. Но каким-то чудом нам удалось найти дорогу. Точнее, она нашла нас. Продираясь сквозь заросли и фактически двигаясь, что называется, по приборам, нам вдруг улыбнулась удача - на пути стояла одинокая ставка. Здесь есть местные, значит, далее с поиском дорог особых проблем не ожидается. Пока добирались, стемнело и даже начал накрапывать дождь. Конечно, нам к этому не привыкать, но все же традиции гостеприимства в глубинке еще не утеряны, поэтому там же и заночевали. Решено было утром ехать на Бортастаган.
“Бюртастаган - это утес из светло-серого гранита, причудливых очертаний. Вытянутый с востока на запад, он имеет в окружности около версты, а в высоту около 19 метров. Южный бок утеса почти сплошь отвесный, а северный - с уступами и пологими кромками, по которым можно забираться на вершину утеса. Киргизы (так раньше называли казахов. -
Прим. “НП”) ходят сюда усердно и приносят жертвы, навязывая лоскутки ситца на ветви растущего наверху утеса таволожника, или любовно обвязывая лоскутом корешок растения, а то и просто связывая пучок стебельковых и бросая их здесь”, - так описывал в свое время Бортастаган Александр Адрианов. Примерно таким нам он и представился - величественным утесом, одиноко расположенным посреди равнины.
Но более всего хотелось увидеть собственными глазами грот с наскальными рисунками и надписями. Как указывал Адрианов, он располагался на восточной стороне скалы. Да, действительно есть такой. На фотографиях видно, как древние художники стремились показать свое мастерство. Здесь и животные, и даже интересный орнамент в виде ожерелья размером примерно в 40 сантиметров. Красная краска, наверное, уже стала частью камня, однако даже это не спасает ее от неминуемой гибели под слоем творчества современных, можно сказать, вандалов. Но этого не избежишь, эти рисунки очень трудно охранять даже на государственном уровне.
Все, как писал Адрианов, - внутренняя поверхность грота действительно будто облита глазурью. А в глубине есть надпись, как считал этнограф, монгольского происхождения. Кстати, эта “глазурь” и помешала Адрианову как зарисовать, так и сфотографировать надпись. К сожалению, сегодня (это видно на фото) она почти утеряна. Зато в небольшом гроте, что находится южнее, метрах в десяти, удалось увидеть сохранившиеся рисунки трех животных. Предположительно лошадей или оленей. Три фигуры нарисованы в интересной позе - головы их развернуты вправо.
Но кое-что интересное нас еще ждало впереди. Оказывается, не все, достойное внимания, удалось описать Александру Адрианову. В этом же гроте мы разглядели изображение предположительно быка с характерной для ранней бронзы, а может быть, даже и неолита, техникой исполнения - обобщенная контурная фигура, нарисованная красной краской. Также на южной стороне утеса мы обнаружили 2 округлых фигуры. Вполне возможно, они связанны с культом небесных светил - об этом говорит их южная ориентация и расположение в верхней части скалы. Один из кругов (меньшего диаметра) выполнен с помощью техники сплошной насечки. А второй - естественное округлое углубление, контур которого также выделен насечкой и отмечен, что примечательно, черной краской.
Все разновременные изображения на скале Бортастаган видели не одно сражение, смену культур и этносов. Но роковыми для них стали последние сто лет - многие из них утрачены безвозвратно именно в этот период. Этот природный и ценный в культурном плане объект нуждается в более детальном изучении - необходим специальный комплексный проект, который включил бы в себя геологические, археологические и фольклорные исследования, а также охранные мероприятия. Есть сведения, что он уже попал в поле зрения “черных” археологов. |