|
Алан Байтенов из Восточного Казахстана
В одном из репортажей, посвященных нашей прошлогодней экспедиции, мы кратко рассказали о найденном нами уникальном древнем святилище - галерее наскальных рисунков (находится под Аксуатом, в 37 километрах к югу. Помог найти его старожил этих мест Турсынхан Жунусов). “Гвоздь программы” - изображение слона, ведомого двумя погонщиками.
Весь год “слон” буквально не выходил из головы. И не потому что были сомнения, слон или нет (согласитесь, одомашненный слон в суровых условиях Восточного Казахстана - факт маловероятный), а в связи с тем, что в прошлом году мы смогли посвятить ему не более получаса дневного времени, пригодного для фотографирования. Из-за этого многие сцены были осмотрены бегло и некоторые из них попросту выпали из виду. В этом же году святилище было осмотрено более тщательно, и, как оказалось, не напрасно
Изображение в наскальном искусстве мамонтов и слонов в некоторых регионах не редкость - подобные рисунки их были найдены в Сибири, на Украине (их классические “портреты” впервые встретились на территории Западной Европы). Вообще слоны, как дикие, так и одомашненные, часто становились предметом интереса в Африке, Северном Китае и Индии. Однако гораздо реже они появлялись на каменных полотнах в Средней Азии - есть сведения об их изображениях на юге Киргизии (урочище Суретты). Пару изображений слонов, как утверждал профессор Мариковский, он обнаружил в горах Чулак (к востоку от Капшагая). Рисунок слона (правда, под вопросом) нашли в петроглифах хребта Каратау (Южный Казахстан) казахстанские археологи Кадырбаев и Марьяшев.
Как мы уже говорили еще в прошлом году, изображение ведомого двумя погонщиками слона с деревянным помостом на спине оказалось самой неожиданной находкой среди петроглифов святилища. Вероятно, древний художник был плохо знаком с анатомией экзотических для того времени животных, так как изобразил бивни выше хобота. Интересно, что именно эта ошибка характерна и для большинства средневековых рисунков слонов в Западной Европе - животных, тогда еще малоизвестных, часто изображали похожими на лошадей, кабанов и других животных, хорошо известных древним художникам. Примечательно то, что в нижней части сцены изображено какое-то человекообразное существо с непомерно длинными передними трехпалыми конечностями, в котором при определенной доле фантазии можно даже узнать обезьяну. Далее в нижней, находящейся поблизости сцене, включающей множество животных (лошади, туры, медведь), можно опознать и крокодила с приоткрытой пастью, короткими лапами и “шипастым” хвостом. “Крокодил” сильно напоминает мифологическое “чудовище бездны”, глотающее Солнце, зафиксированное академиком Окладниковым в сибирских петроглифах.
Все эти рисунки прочерчены четкой контурной линией (по-видимому, металлическим инструментом) с прошлифовкой внутри контура - техника характерна для эпохи бронзы (примерно около четырех тысячелетий назад). Если же столь ранняя датировка подтвердится, особенно рисунка слона (по источникам, слоны в Южном Казахстане были только в средние века), то это позволит написать еще одну неизвестную главу древней культуры Казахстана.
Характерной чертой святилища является большое количество сцен эпохи бронзы, которые отражают не только конкретные события, но и предположительно мифы, имевшие жизненно важное значение для древнего общества. В них, в образах людей и животных рассказывалась последующим поколениям история рождения мира, борьба света с тьмой... То есть те архетипические темы, которые до сих пор актуальны. Так, упомянутое сибирское “чудовище бездны”, заглатывающее “круг-солнце”, конечно же, напоминает известную сказку из нашего детства о крокодиле, проглотившем солнце. Кстати, над нашим “крокодилом” также просматривается какой-то круг...
Сильное впечатление производит батальная сцена, расположенная на плоскости “центральной” скалы почти на самом верху (что свидетельствует о ее значимости). Здесь столкнулись в бою два племени - “левое” и “правое”. Они разделены между собой естественной трещиной (такая особенность природного полотна, видимо, и подсказала сюжет “картины”). Предводитель “левого” племени огромного роста, чем и выделяется на фоне остальных фигур (вспомним египетские барельефы, кстати, синхронные нашим рисункам). Он вооружен сложным луком, хвостат и с грибообразным, почти наполеоновским головным убором. (Вообще антропоморфные персонажи с грибообразными головными уборами - это своего рода визитная карточка эпохи бронзы, таких изображений много в петроглифах Алтая и Монголии.) Его “армия” - шагающие человечки, стреляющие из луков, именно стреляющие, так как плоскость скалы исчеркана трассирующими следами от стрел. Легко представить, как несколько тысячелетий назад в древнем мышлении оживали воюющие персонажи, пролетали мимо или находили свою цель стрелы под восклицания художников - участников битвы...
Уникальная сцена, по всем признакам также относящаяся к эпохе бронзы, выбита на камне, форма которого практически правильный куб. Она, вполне возможно не случайно, “экраном” обращена строго на юг. Центром композиции является животное с телом быка и головой архара, ведомое по тропинке семью персонажами и окруженное рисунками лошадей и козлов. Интересны позы человекообразных персонажей - все они с поднятыми руками, в которых держат свое оружие - дротики и булавы. Трое из них имеют грибообразные головные уборы. По всей вероятности, это жертвенное животное.
Как известно, архар или бык в мифологических представлениях были связаны с культом Солнца (Луны). И вся эта сцена изображает какой-то древний мифологический сюжет. Возможно, даже символизирует восход Солнца (или весеннее равноденствие, смена времен года). К тому же, что очень интересно, тропинка, по которой ведут животное, продолжается и на восточной плоскости камня - туда, где оно должно встретиться или слиться с первыми лучами восходящего солнца.
В этой ритуальной сцене много загадочных символов - это и какой-то непонятный, но имеющий высокую сакральную ценность предмет, подвешенный на рогах животного, и человекообразные персонажи, и даже животные. Конечно, полотно заслуживает самого пристального внимания и глубокого изучения с привлечением мифологических, археологических и этнографических данных и, безусловно, со временем займет достойное место в истории культуры региона.
Поистине неожиданной находкой оказалось и еще одно изображение, на этот раз на горизонтальной поверхности. По всей видимости, это генеральный план большого поселения! По крайней мере, четко выделяется центральная часть с полузамкнутым двором, что образован прямоугольными постройками, которые, в свою очередь, имеют очаг в центре. Особняком стоят более крупные сооружения - возможно, дворцы или храмы, но также с центральным очагом и многочисленными комнатами. По планировке постройки найденные нами рисунки находят аналоги в андроновских жилищах эпохи бронзы (а может, и более раннего времени).
Как известно, в настоящее время большой известностью пользуется древний город-поселение Аркаим, находящийся на Южном Урале (на границе с Казахстаном). Изображенное поселение, найденное нашей экспедицией, вряд ли размерами, древностью или историко-культурной значимостью уступало Аркаиму. Тем более что оба эти поселения относились к вариантам глобальной культуры бронзового века. Скрупулезное изучение сюжетов святилища, безусловно, порадует новыми открытиями, которыми мы обязательно поделимся. |