ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Святилище хребта Тарбагатай Последняя страница

Алан Байтенов из Восточного Казахстана
В одном из репортажей, посвященных нашей прошлогодней экспедиции, мы кратко рассказали о найденном нами уникальном древнем святилище - галерее наскальных рисунков (находится под Аксуатом, в 37 километрах к югу. Помог найти его старожил этих мест Турсынхан Жунусов). “Гвоздь программы” - изображение слона, ведомого двумя погонщиками.
Весь год “слон” буквально не выходил из головы. И не потому что были сомнения, слон или нет (согласитесь, одомашненный слон в суровых условиях Восточного Казахстана - факт маловероятный), а в связи с тем, что в прошлом году мы смогли посвятить ему не более получаса дневного времени, пригодного для фотографирования. Из-за этого многие сцены были осмотрены бегло и некоторые из них попросту выпали из виду. В этом же году святилище было осмотрено более тщательно, и, как оказалось, не напрасно

Изображение в наскальном искусстве мамонтов и слонов в некоторых регионах не редкость - подобные рисунки их были найдены в Сибири, на Украине (их классические “портреты” впервые встретились на территории Западной Европы). Вообще слоны, как дикие, так и одомашненные, часто становились предметом интереса в Африке, Северном Китае и Индии. Однако гораздо реже они появлялись на каменных полотнах в Средней Азии - есть сведения об их изображениях на юге Киргизии (урочище Суретты). Пару изображений слонов, как утверждал профессор Мариковский, он обнаружил в горах Чулак (к востоку от Капшагая). Рисунок слона (правда, под вопросом) нашли в петроглифах хребта Каратау (Южный Казахстан) казахстанские археологи Кадырбаев и Марьяшев.
Как мы уже говорили еще в прошлом году, изображение ведомого двумя погонщиками слона с деревянным помостом на спине оказалось самой неожиданной находкой среди петроглифов святилища. Вероятно, древний художник был плохо знаком с анатомией экзотических для того времени животных, так как изобразил бивни выше хобота. Интересно, что именно эта ошибка характерна и для большинства средневековых рисунков слонов в Западной Европе - животных, тогда еще малоизвестных, часто изображали похожими на лошадей, кабанов и других животных, хорошо известных древним художникам. Примечательно то, что в нижней части сцены изображено какое-то человекообразное существо с непомерно длинными передними трехпалыми конечностями, в котором при определенной доле фантазии можно даже узнать обезьяну. Далее в нижней, находящейся поблизости сцене, включающей множество животных (лошади, туры, медведь), можно опознать и крокодила с приоткрытой пастью, короткими лапами и “шипастым” хвостом. “Крокодил” сильно напоминает мифологическое “чудовище бездны”, глотающее Солнце, зафиксированное академиком Окладниковым в сибирских петроглифах.
alt
Все эти рисунки прочерчены четкой контурной линией (по-видимому, металлическим инструментом) с прошлифовкой внутри контура - техника характерна для эпохи бронзы (примерно около четырех тысячелетий назад). Если же столь ранняя датировка подтвердится, особенно рисунка слона (по источникам, слоны в Южном Казахстане были только в средние века), то это позволит написать еще одну неизвестную главу древней культуры Казахстана.
Характерной чертой святилища является большое количество сцен эпохи бронзы, которые отражают не только конкретные события, но и предположительно мифы, имевшие жизненно важное значение для древнего общества. В них, в образах людей и животных рассказывалась последующим поколениям история рождения мира, борьба света с тьмой... То есть те архетипические темы, которые до сих пор актуальны. Так, упомянутое сибирское “чудовище бездны”, заглатывающее “круг-солнце”, конечно же, напоминает известную сказку из нашего детства о крокодиле, проглотившем солнце. Кстати, над нашим “крокодилом” также просматривается какой-то круг...
alt
Сильное впечатление производит батальная сцена, расположенная на плоскости “центральной” скалы почти на самом верху (что свидетельствует о ее значимости). Здесь столкнулись в бою два племени - “левое” и “правое”. Они разделены между собой естественной трещиной (такая особенность природного полотна, видимо, и подсказала сюжет “картины”). Предводитель “левого” племени огромного роста, чем и выделяется на фоне остальных фигур (вспомним египетские барельефы, кстати, синхронные нашим рисункам). Он вооружен сложным луком, хвостат и с грибообразным, почти наполеоновским головным убором. (Вообще антропоморфные персонажи с грибообразными головными уборами - это своего рода визитная карточка эпохи бронзы, таких изображений много в петроглифах Алтая и Монголии.) Его “армия” - шагающие человечки, стреляющие из луков, именно стреляющие, так как плоскость скалы исчеркана трассирующими следами от стрел. Легко представить, как несколько тысячелетий назад в древнем мышлении оживали воюющие персонажи, пролетали мимо или находили свою цель стрелы под восклицания художников - участников битвы...
alt
Уникальная сцена, по всем признакам также относящаяся к эпохе бронзы, выбита на камне, форма которого практически правильный куб. Она, вполне возможно не случайно, “экраном” обращена строго на юг. Центром композиции является животное с телом быка и головой архара, ведомое по тропинке семью персонажами и окруженное рисунками лошадей и козлов. Интересны позы человекообразных персонажей - все они с поднятыми руками, в которых держат свое оружие - дротики и булавы. Трое из них имеют грибообразные головные уборы. По всей вероятности, это жертвенное животное.
Как известно, архар или бык в мифологических представлениях были связаны с культом Солнца (Луны). И вся эта сцена изображает какой-то древний мифологический сюжет. Возможно, даже символизирует восход Солнца (или весеннее равноденствие, смена времен года). К тому же, что очень интересно, тропинка, по которой ведут животное, продолжается и на восточной плоскости камня - туда, где оно должно встретиться или слиться с первыми лучами восходящего солнца.
alt
В этой ритуальной сцене много загадочных символов - это и какой-то непонятный, но имеющий высокую сакральную ценность предмет, подвешенный на рогах животного, и человекообразные персонажи, и даже животные. Конечно, полотно заслуживает самого пристального внимания и глубокого изучения с привлечением мифологических, археологических и этнографических данных и, безусловно, со временем займет достойное место в истории культуры региона.
Поистине неожиданной находкой оказалось и еще одно изображение, на этот раз на горизонтальной поверхности. По всей видимости, это генеральный план большого поселения! По крайней мере, четко выделяется центральная часть с полузамкнутым двором, что образован прямоугольными постройками, которые, в свою очередь, имеют очаг в центре. Особняком стоят более крупные сооружения - возможно, дворцы или храмы, но также с центральным очагом и многочисленными комнатами. По планировке постройки найденные нами рисунки находят аналоги в андроновских жилищах эпохи бронзы (а может, и более раннего времени).
alt
Как известно, в настоящее время большой известностью пользуется древний город-поселение Аркаим, находящийся на Южном Урале (на границе с Казахстаном). Изображенное поселение, найденное нашей экспедицией, вряд ли размерами, древностью или историко-культурной значимостью уступало Аркаиму. Тем более что оба эти поселения относились к вариантам глобальной культуры бронзового века. Скрупулезное изучение сюжетов святилища, безусловно, порадует новыми открытиями, которыми мы обязательно поделимся.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение