|
Анна Шелепова из Киргизии
По примерным подсчетам киргизских владельцев санаториев и гидов, работающих с отдыхающими, соотношение казахстанцев с кыргызстанцами в этом году составляет 30 процентов к семидесяти.
Как мы увидели своими глазами, эту информацию едва ли можно назвать правдоподобной - в одном из крупных современных отелей в разгар сезона отдыхали лишь... две семьи из Казахстана. А отечественные турагентства переориентировались на внутренние маршруты.
Не мудрено! Казалось бы, после революции казахстанских туристов-экстремалов должны в буквальном смысле носить на руках, но владельцы отелей держат запредельно высокие цены (в среднем номер на двоих стоит 100-120 у.е. в сутки), “разводят” на экскурсиях и, мягко говоря, не балуют сервисом
Турсезон в Кыргызстане-2010 обречен вопреки всем обещаниям временного правительства о весьма условных гарантиях безопасности. В апреле киргизы свергли Курманбека Бакиева, затем случились жестокие события в Оше, что основательно спугнуло казахстанских туристов. И вот буквально вчера новый митинг новой оппозиции в Бишкеке разгоняли с помощью шумовых гранат и слезотачивого газа. Отсутствие информации породило массу фантастических и, вполне возможно, правдивых историй: то и дело слышишь от знакомых, как кого-то из алматинцев остановили киргизские бандиты и отобрали деньги и машины (хотя официально такие случаи не зарегистрированы).
Когда мы частным образом собирались на Иссык-Куль, пришлось выслушать массу критики и насмешек. Все комментарии друзей, родственников и коллег можно свести к одной простой характеристике: ненормальные. Критика вполне соответствует ситуации, но можно ли назвать более нормальными тех, кто готов платить за сутки по 15 тысяч тенге за двухместный номер на Алаколе, без еды и хотя бы намека на сервис, или тех, кто отправился в Турцию в 50-градусную жару?
Мы отправились в отпуск на обыкновенном автобусе. Можно считать, что это была первая “разводка”. Разумеется, в турагентстве нам пообещали комфортную дорогу. Но о том, что помимо билета мы должны будем оплатить и места для багажа, какого бы габарита он ни был, мы узнали по факту у автобуса.
Выяснилось: чтобы избежать пробок на границе (и об этом тоже сообщили по факту в пути), нам посреди ночи пришлось выходить из автобуса, брать свой багаж и переходить границу пешком. На другой стороне - примерно в километре от казахстанского погранпоста - стоял автобус с киргизскими номерами, больше напоминавший грязную развалюху с поломанными креслами в салоне. Возмущения пассажиров оказались бессмысленными, выбирать было не из чего. На нем-то мы и добрались до отеля. Схема с пересадкой в общем-то приемлемая (исходя из экономии времени на границе), но довольно неудобная для тех, кто путешествует с маленькими детьми и везет тяжелый багаж, а также непонятно, как получить гарантию того, что туриста пересадят в комфортабельный автобус на киргизской стороне.
Мы поселились в одном из разрекламированных нам турагентами центре отдыха. Обещали фантастический сервис, проводили аналогии чуть ли не с Европой. В итоге нам пришлось дополнительно платить за питание для маленького ребенка (10 у.е. в сутки) и за дополнительное место (15 долларов в сутки), о чем мы опять же узнали по факту. В номере (цена - 90 у.е. за сутки на двоих взрослых) был сломан шкаф, раскладушка (она выполняла роль допместа) тоже оказалась никудышной и ее пришлось менять, а раковина и вовсе была засорена. Когда мы решили отказаться от части услуг и вернуть деньги, нам сообщили, что деньги якобы сданы в бухгалтерию и вообще в этом отеле деньги не возвращают... Словом, о незыблемом правиле: “клиент всегда прав” здесь не слышали.
После убедительных аргументов, в том числе и о том, что малыши во всем мире отдыхают с родителями без всякой оплаты, через день нам все-таки вернули часть уплаченных ранее финансов, а раскладушку все-таки оставили. В итоге даже в этот вдвойне кризисный год для Иссык-Куля вместо полноценного отдыха постоянно приходилось отстаивать свои права.
Пообщавшись с бишкекчанами, которые в этом году составляют основную массу туристов местных пансионатов, стало понятно, что они, по очевидным причинам, не ждут казахстанцев. Тем не менее кыргызстанцы упорно пытались убедить нас, что криминальные проблемы исключительно касаются юга республики. Однако владелица частного коттеджа, расположенного на территории отеля, рассказала, что в минувшем апреле не обошлось без мародеров и на северном побережье. По ее словам, из ее дома украли даже чайник, у соседа также исчезли вещи вплоть до тапочек.
Видимо, удручающую ситуацию у соседей может исправить только адекватная госполитика в сфере туризма. Ведь сам по себе Кыргызстан - потрясающе богатая природными ресурсами страна. Кроме того, Кыргызстан с давних пор был важным пунктом на Великом шелковом пути, объединяя международные и культурные связи со многими странами. В списке значимых пунктов на Великом шелковом пути также являются руины Красной Речки, башня Бурана, города Баласагын и Ак-Бешим. Самобытная культура кочевого народа также интересна иностранному туристу.
Но как развивать туризм в стране, где в прошлом году зачем-то расформировали госагентство по туризму и не осталось ни одного органа, который бы занимался этой весьма доходной для бюджета отраслью? Или, как развивать туризм в стране, о которой большинство европейцев даже не подозревает? Необходима широкомасштабная рекламная кампания со стороны государства. Но заниматься этим просто некому.
Во-вторых, развитию туризма мешает отдаленность Кыргызстана, сегодня сюда проблематично добраться - по большей части нет прямых авиарейсов в Европу, Австралию, Америку. Перспектива добираться на перекладных до того же Иссык-Куля не обрадует большую часть иностранцев. Из ситуации можно было бы выйти с помощью чартерных авиарейсов на лето.
Плюс проблемы создает процесс получения виз, в том числе транзитных. В качестве аргументов можно привести пример безвизового режима для граждан Казахстана и России, которые занимают первое и второе место по количеству прибытий в КР. Так, согласно статданным, в 2009 году в Кыргызстан прибыло 1,182 миллиона казахстанцев и 376,444 тысячи россиян, тогда как из дальнего зарубежья без учета СНГ в том же году прибыло всего 101,557 тысячи человек.
В-третьих, недостаточно развитая туристическая инфраструктура и сервис в санаторно-курортной зоне. Здесь речь идет скорее о санаторно-оздоровительном комплексе, чем об отелях, которые претендуют на некую элитность. И, наконец, политическая нестабильность поставила жирную точку на туристической отрасли Кыргызстана. Ведь, по сути, турист должен получить удовольствие от отдыха, а не отстаивать свои права и смотреть на кислые мины персонала, а в этом году и вовсе проводить свой отпуск, как на пороховой бочке... |