|
Эльвира Сыздыкова
В сети проходит международная выставка “Автопортрет на карантине”. В ее рамках художники рассказывают о творческих переживаниях на самоизоляции. Нашедшие внезапный прилив вдохновения в тишине новой реальности или же застывшие перед лицом неясного будущего, они придерживаются лишь одного правила - искренности. Сейчас экспозицию можно посетить онлайн, а при желании стать ее частью
Онлайн-выставка “Автопортрет на карантине” (Lockdown Self-Portrait) - инициатива египетской художницы и куратора Рании Эззат. Загнанная карантином в пространство своей квартиры, она металась в четырех стенах, пока, наконец, не осознала острую нужду в творчестве. Внезапно она обернулась для Эззат созданием автопортрета, он уже стал отправной точкой экспозиции. Автор проекта рассказывает: “Необходимость создавать никогда не имела такого большого значения как сейчас. Это время самоанализа для многих и по-настоящему суровое время для некоторых. Искусство - универсальный язык. Не имеет значения, откуда вы родом, к какой школе искусств принадлежите, самоучка ли вы. Цель состоит в том, чтобы показать ту часть нас, которую все мы делим и ощущаем в это конкретное время”.
А ощущаем мы все, конечно, по-разному. Одни придают большее значение глубинному, выпуская из виду неотъемлемое для других. Выставка, воплощенная силами Эззат, с мая и до сих пор наполняется работами удивительного спектра жанров - от живописи до интерактивных объектов, от комиксов до видеографических эссе. Итальянский художник Давид Де Роса представил красочную историю “Большая любовь” (Amore Grande), выполненную тушью и красками. Сюжет ее таков: автор, сердце которого до краев наполнено любовью, выпускает ее за границы своего существа, пока эта энергия не накрывает объятием всю планету. Нур Камель, художница из Египта, нечаянно или же нет сделав отсылку к культовому фильму об апокалипсисе, поделилась черно-белой меланхоличной фотоработой “День 28-й” (Day 28). Камель рассказывает: “Изоляция. Ни один день не похож на другой. Уверенность и последовательность - роскошь, которой у меня нет. Я получаю удовольствие от мирских задач. Я позволяю всему тому, что я делаю, быть достаточным”. Самоучка Ахмед Эззат, тоже египтянин, в художественной среде известен инновационными подходами и поисками экологичных путей самовыражения. А потому нередко творит на вторично переработанных материалах. Для “Автопортрета на карантине” он запечатлел себя акварелью, сделав акцент на дуальности окружающего мира: свет и тьма, безопасность и угроза.
Время на карантине замедлилось, обострило внимание. Индийская художница Дибжани Бхардвач создала фотоработу “Птичий зов” (Bird call). На ней - погруженная в размышления женщина, укрытая ажурной бумажной вырезкой. Та имитирует крылья птицы. Автор объясняет: “Во время изоляции у меня оказалось много времени под рукой, и я не могла не заметить птиц снаружи домашней студии. Майны, голуби и воробьи строят гнезда на подоконниках и воздуховодах, поражая меня хриплым щебетаньем. Я заметила редких птиц - попугаев, соколов, колибри. Они приносят мне радость. Нужен ли мне эмоциональный подъем из-за невозможности выходить на улицу или я отчаянно нуждаюсь в отвлечении? Как бы то ни было, я смотрела не дальше окна своей студии”. Фотограф Джалал Абутина, ныне работающий в Дубае, с наступлением карантина принялся за серию работ “Сканируя себя на нечистоты” (Scanning myself for impurities). Один из автопортретов он презентовал в рамках выставки. В его контексте он размышляет о том, какой домашняя диагностика может предстать в будущем, мутном и навсегда перекроенном пандемией. “Автопортрет на карантине” не стал манифестом одного лишь прилива творческой энергии в условиях самоизоляции. К творениям, исполненным внезапного вдохновения, присоединились мрачные, тягучие работы, фиксирующие кризис, ступор, неподвижность.
“Я, снова я и зеркало” (Me, myself and mirror) - богатая символизмом фотография, созданная египетской художницей Энжи Фарахат в замкнутом пространстве. На ней женщина прикладывает к лицу зеркало, отображая внутреннее, послушно копирующее лишь видимое внешнее. Канадская художница Джули Газиль представила графическую работу “Офелия и триллиум” (Ophelia and Trillium), выполненную в смешанной технике - углем, карандашом и маслом. “Этот автопортрет, призванный стать скромной данью “Офелии” Джона Эверетта Милле, изображает меня в образе героини, утопающей в темных водах под ярким взглядом цветка”, - комментирует Газиль. Куратор Рания Эззат заключает: “Я надеюсь, что и художники, и зрители выставки смогут чувствовать, а не думать, осознать общую картину. Мы живем в одном мире, и не имеет значения, кто вы, кем себя считаете, чего достигли и в какой стране родились. Будучи “запертыми”, мы вспомнили нашу человечность, наше сострадание, наши дурачества. Если наш скромный проект может попытаться приблизиться к этому пониманию, то, считаю, он добился успеха”. Будучи окном в тонкую обитель творческих переживаний, арт-событие помимо этого дает шанс художникам со всего мира стать частью инициативы и поделиться собственным опытом созидания на карантине.
Организатор экспозиции, осознавая нестабильность творческой энергии в нынешней стрессовой ситуации, отказалась от строгого отбора и завышенных требований. Рания Эззат успокаивает: “Критерии выбора художественного произведения основываются на том, насколько подлинно художник сумел представить себя, на том, что он чувствовал или чувствует в это конкретное непростое время”. Взглянуть в лицо многогранному творческому процессу в условиях изоляции можно онлайн, посетив официальные страницы выставки в соцсетях Facebook (@Lockdown Self-portrait) и Instagram (@lockdownselfportrait). Там же можно найти форму заявки на участие в проекте. |