|
Эльвира Сыздыкова
В сети проходит выставка культового французского фэшн-фотографа и художника Ги Бурдена. Поклонник мистической и абсурдной красоты, гений, свершивший революцию в модной фотографии, он отказался от сухого коммерческого образа в пользу художественного. Поэтичные и скандальные работы Бурдена шокировали и изумляли зрителя со страниц глянцевых журналов и кампаний люксовых брендов. Сейчас ретроспективу его творчества, объединенную выставкой “Следуй за мной”, представляет московский Центр фотографии имени братьев Люмьер
![alt](https://archive.np.kz/images/2020/060/q8q.jpg) |
Бунтарь и новатор Бурден, всю жизнь черпавший вдохновение в полотнах сюрреалистов и мрачных кинолентах, пришел в мир фэшн-фотографии из мира живописи, что явственно читается даже в его поздних и самых известных работах. В конце 1940-х на службе в армии Ги увлекся фотографией и первые свои шаги делал в аэросъемке. Вернувшись в Париж, он брался за всякую подворачивающуюся работу, не теряя страсти к фотографии и живописи. Несколько работ ему даже удалось представить в рамках коллективных выставок. Но, конечно, этого было недостаточно, чтобы остаться сиять в вечности. В это же время, активно выставляясь, Ги Бурден избрал себе в наставники известного американского фотографа и художника Мана Рэя. Дело было за малым - убедить легенду сюрреалистического арта в своей ценности. Источники сообщают нам, что только начавшему покорять вершины индустрии Бурдену потребовалось семь раз напрашиваться на встречу к Рэю, пока чудо не свершилось. Кумир молодого Ги оказался поражен работами француза и принял того в протеже. И уже в 1952-м парижская богема потянулась на первую выставку Бурдена, каталог к которой написал лично Ман Рэй. Годом позже Ги открывает свою первую персональную фотовыставку. Его провокационную подачу отмечает ряд глянцевых журналов и рекламных агентств. В 1955 году его снимки уже красуются на страницах французского Vogue и имеют феноменальный успех, несмотря на натянутые отношения с редактурой из-за нежелания фотографа работать по старым правилам. Бурден переворачивает с ног на голову консервативное видение коммерческого образа, наполняя его художественным содержанием. Его сюрреалистичные, эротичные, населенные непозволительно живыми и независимыми героями фотополотна публикуются изданием вплоть до 1987 года. Бурден становится самым желанным фотографом в мире высокой моды. Он снимает для люксовых брендов Chanel, Chloe, Issey Miyake, Emanuel Ungaro, Gianni Versace, Pentax, Bloomingdale’s. Модельер Шарль Журдан, руководящий домом, выпускающим обувь, души не чает в Ги, и тот трудится над рекламными кампаниями бренда более 14 лет. Нетипичен был подбор моделей, которых фотограф подыскивал для своих гипнотических работ. Чаще всего в объектив камеры Бурдена угождали не те, кто безропотно копировал стандарты красоты тех времен. Героинями его сюрреалистичных миров становились удивительного облика девушки - рыжеволосые, бледнокожие, нередко круглолицые или же угловатые, но всегда чрезвычайно живые. Среди муз французского фотографа числилась модель Николь Мейер, которая вспоминает его с нескрываемой теплотой: “В Ги было что-то уникальное. Его стремление к совершенству в сочетании с его сюрреалистическими идеями придавали съемкам особую атмосферу. Он всегда рисовал картину, придумывал свои загадочные раскадровки и не обязательно их расшифровывал. Я добровольно шла на все это, и мне нравилось быть частью особого сценария: макияж, воображение, волнение, шум камеры, мерцание вспышки, очарование процесса”. Мейер считает, то, что творил Ги Бурден тогда, немыслимо и для XXI века.
![](https://archive.np.kz/images/2020/060/q81.jpg)
И вопреки бесчисленным почестям, непомерному вкладу, балансирующим на самой границе позволительного работам Бурден на протяжении всей своей жизни отличался скромным характером и тягостным перфекционизмом в работе. Художник, которого прошлое и настоящее запечатлело не иначе как культового, избегал светских раутов и фотокамер, не распространялся о деталях личной жизни, не давал интервью, не продавал свои творения коллекционерам и беспощадно избавлялся от своих, как ему казалось, неудачных снимков. В 1985 году Ги Бурден стал первым и единственным фотографом, отказавшимся от престижной награды в области фотографии, учрежденной Министерством культуры Франции. Однако гений, навеки преобразивший облик фэшн-фотографии, так и значится в списке лауреатов премии. Поклонник странной, мистической, хаотичной красоты, возглавивший революцию в сфере фэшн-фотографии, Ги Бурден бросал вызов всевозможным стереотипам. Его видение, постановка сюжетов, выбор ракурса обращали коммерческие снимки в произведения искусства, насыщая их чуть ли не кинематографичным духом.
![](https://archive.np.kz/images/2020/060/q82.jpg)
Бурден прекрасно осознавал бессмертие своего таланта, как на то указывает ряд его высказываний, но при этом умудрялся быть до трогательного скромным. Уже будучи легендой модной фотографии, он, словно отнекиваясь, говорил: “Я никогда не считал себя ответственным за свои снимки. Они - результат простой случайности. Я не режиссер, а всего лишь посредник случая”.
![](https://archive.np.kz/images/2020/060/q83.jpg)
Сейчас на сайте Центра фотографии имени братьев Люмьер (lumiere.ru) выставку “Следуй за мной” можно посетить онлайн совершенно бесплатно вплоть до 21 июня. Гости имеют возможность насладиться качественным виртуальным 3D-туром по залам более чем с 50 узнаваемыми работами автора. Для большего погружения музей предлагает аудиогид, озвученный российским стилистом Владиславом Лисовцом, в компании которого зрителю раскроется ретроспектива творчества Ги Бурдена и полная удивительных отрывков жизнь самого эксцентричного фэшн-фотографа. |