|
Эльвира Сыздыкова Независимый театр БАТА обживает свою долгожданную родную площадку, с комфортом разместившуюся в историческом здании машиностроительного завода имени Кирова. Третий сезон коллектив открыл постановкой “Иранская конференция”, приглашающей зрителя стать участником обсуждения проблем на Ближнем Востоке. Не навязывая и ни в коем случае не переубеждая, но искусно жонглируя плюрализмом мнений, спектакль предлагает взглянуть на естественную двойственность мира через призму взволнованной игры актеров и разрешение глубокой социально-философской дилеммы
Театр БАТА во главе с художественным руководителем, изумительно яркой актрисой Вероникой Насальской существует с 2017 года, но только в уходящем 2019-м обрел буквальное материальное пространство - собственную сцену. Обосновавшись в знаковом здании бывшего управления завода имени Кирова, легендарный театр БАТА в скором времени непременно закрепит у зрительской аудитории свой яркий образ за новой площадкой. И действительно, больше никаких кочевок (разве что кроме фестивальных). Отныне все самые любимые и безвозвратно завоевавшие сердца зрителя постановки будут оживать, вспыхивать и покорять гостей в креативном пространстве по одному-единственному адресу. Репертуар составляют громкие, известные проекты - “Пушкин Stand Up”, “Ертостик Groove”, “Вертикаль”, а также свежая “Иранская конференция”.
О выборе локации, ее духе худрук Вероника Насальская рассказывает: “Мы нашли такое пространство, которое нам действительно интересно. Если обращаться к мировой практике, театр на заводе - очень типичная вещь. Что, как не завод, с его электрическими и техническими мощностями и открытыми большими пространствами, может предложить для театра самые удобные локации”. К тому же, по признанию актрисы, завод оказался не случайным местом и лично для нее - здесь трудилась ее семья. Насальская заключает: “Если бывает любовь с первого взгляда по отношению к пространству, то в этом случае она произошла”. А пока коллектив творит в условиях излюбленной сцены, у нас, зрителей, щедро опоенных этой любовью, нет никакого шанса равнодушно пережить премьерное творение театра БАТА - “Иранскую конференцию”. Режиссером новой современной постановки по тексту российского драматурга Ивана Вырыпаева выступила Вероника Насальская. К слову, спектакль уже с успехом оживал на российских театральных площадках - в Москве и Питере. Но полного текста пьесы драматурга, квинтэссенцию диалога цивилизаций в бушующей открытой сети пока не найти. А появлению “Конференции” в алматинском креативном пространстве во многом способствовало личное знакомство Насальской с Вырыпаевым. За художественные особенности облика перформанса отвечает Айгерим Бекмухамбетова, а техническим оснащением занимается Дмитрий Русанов. На “Иранскую конференцию” зрителя приглашают четыре актера - Вероника Насальская, Кубанычбек Адылов, Дмитрий Хольцманн и Вячеслав Евстафьев. Причем приглашают буквально, ведь с момента начала постановки зритель становится участником смоделированной исполнителями конференции - заседания мировой интеллектуальной элиты в Копенгагенском университете.
Смелой интерпретацией пьесы “Иранская конференция” театр БАТА творит немыслимое. Располагая мощным драматургическим текстом, напрочь минималистическими декорациями и костюмами, четырьмя актерами, десятью персонажами с багажом диаметральных переживаний, театру удается на протяжении двух с половиной часов выдавать блестящую игру на одном дыхании. Конференция призывает порассуждать о проблемах Ближнего Востока, царящем там хаосе, неравенстве, несправедливости и бедствиях. Она собирает выдающиеся умы современности - ученых-востоковедов, теологов, публицистов, писателей, режиссеров. Зритель сталкивается с позициями девяти спикеров, размышляющих о столкновении европейской и восточной цивилизаций, разнице восприятия, общечеловеческих правах, Боге и счастье.
Разве что восемь из девяти выступающих представляют собой исключительно европейскую элиту, а их пламенные монологи все увереннее обретают облик крика души, личного признания. И лишь напоследок слово предоставляют иранской поэтессе, безмятежной и смиренной, такой далекой от того, что говорят и чем живут опередившие ее спикеры. Но “Иранская конференция” - не о равнодушии. Точнее - не только о нем. Это о двойственности, эгоизме, дилемме правдивости, личном опыте, неравенстве и привилегиях, разнице в мировосприятии, попытке коммуникации, во многом о личном, наболевшем и, разумеется, о человеке как о невыносимо противоречивом существе.
Сама Насальская, проживающая трех столь не схожих между собой героинь, признается, что исполнителям любопытно понаблюдать за отдачей аудитории, выбирающей сторону сегодня одного, завтра - другого персонажа. Режиссер рассказывает: “Это спектакль, в котором мы не просто играем какие-то роли, а проявляем позиции максимально честно и смотрим, как каждый из нас пытается определить свои позиции”. И с явственной эмпатией влезая в прописанные образы, актеры, конечно, наблюдают за личным переключением, в свою очередь переворачивающим их собственное видение. Вот такой живой, рефлексирующий и чистосердечный диалог современного театра для не менее современного зрителя пронизывает “Иранскую конференцию”, не послушать, не обсудить и не обдумать которую будет серьезным упущением.
Фото Талгата Галимова |