|
Эльвира Сыздыкова Минувшее воскресенье дало старт уникальному в своем роде фестивалю “Неделя военного искусства кочевников”. В рамках феста этноцентр Nomad задумал море занимательных мероприятий, направленных на знакомство с богатой историей, культурой и традициями кочевых народов на территории Казахстана. Подошедшие к подготовке с завидной щепетильностью создатели обещают, что фестиваль позволит посетителям воочию соприкоснуться с историей, обретающей свои очертания прямо на глазах у восторженных зрителей
Историко-этнографический этноцентр Nomad, являющийся организатором фестиваля, расположился в живописной местности неподалеку от урочища Ушконыр, что в Алматинской области. Отдаленный от мельтешащей суеты мегаполиса, свою деятельность комплекс нацеливает на возрождение многовековых традиций, что тысячелетиями бытовали на необозримых просторах страны. “Неделя военного искусства кочевников” не первое масштабное мероприятие этнокомплекса, но фестиваль беспрецедентен тем, что впервые демонстрирует поэтапное развитие военного искусства номадов, проживавших и проживающих на территории Казахстана. Таким образом организаторы, отталкиваясь от подлинных исторических фактов, исследований, оружия, начиная от сакских воинов и до батыров Казахского ханства, воссоздают аутентичный быт и обычаи кочевников.
По приезде в этноцентр гости немедленно попадали в атмосферу, настолько отрезвляющую от неуемного темпа большого города, что уже одно это царившее настроение оправдывало долгий путь к комплексу Nomad. Миновав деревню ремесленников и белоснежные юрты, наслаждаясь кристальной чистотой горного воздуха, посетители спускались к арене, расположившейся среди бушующих зеленью, прогретых солнцем холмов. Именно на ней происходило эпичное действо по демонстрации военного мастерства кочевых цивилизаций. Облаченные в доспехи из настоящего металла, созданные по прототипам военного облачения тех времен, работники этноцентра наглядно и очень живо в формате животрепещущего представления познакомили очарованную публику с особенностями обмундирования, оружейной коллекцией, а также техникой и тактиками ведения боя. Будь то саки, уйсуни, кангюи, тюрки или же населявшие Казахстан с XV века казахские племена, неизменно базовым, излюбленным и эффективным оружием кочевника оставался лук. Причем, как выяснилось в ходе демонстрации, кочевые условия и преданность всаднической культуре накладывали отпечатки на технологию владения стрелковым оружием - поражать строй противника, находящийся в непосредственной близости, было практически невозможно. К тому же кочевой стиль стрельбы разительно отличался от того, которым руководствовались европейские народы. Если европейцы зажимали ничем не фиксированную стрелу тремя пальцами, то номады же прибегали к использованию специального кольца, крепившего заостренную стрелу так прочно, что та не болталась ни при каких условиях, даже будучи перевернутой к земле. Посетителей поразил также величавый конный парад, собравший всех участников демонстраций, трюковые головокружительные выступления джигитов-всадников, методы ведения атак кочевников, объяснение философии, что неразделима с искусством военного дела. Особым восторгом сопровождалась презентация меткого стрелкового искусства казашек-всадниц, умудряющихся на невероятной скорости попадать точно по мишеням. Отдельное внимание следует уделить также демонстрации ложной атаки, которую воины использовали непосредственно на мирно любующихся зрелищем гостей. Между делом корреспонденту “НП” удалось побеседовать с директором этноцентра Nomad, организатором фестиваля Жандосом Нурбековым. Он рассказал, что сейчас комплекс получает мощную поддержку со стороны управления туризма Алматинской области. Инициатива феста, конечно, исходила от самого этноцентра и непосредственно от Жандоса Нурбекова, истинная страсть которого кроется в изучении исторического наследия. “Мне самому история нравится - как предмет, если сказать по школьному, - скорее как область, как полномасштабная глубокая сфера. Люблю путешествовать по Казахстану, много разъезжаю, с собой нередко беру друзей, родственников, семью. Бывает так, что привожу их на исторические памятники, петроглифы, курганы, раскопанные поселения, а им неинтересно. Потому что такая история, к сожалению, не привлекает большого внимания”. Со временем, вынашиваемая годами, у Нурбекова созрела идея оживить историю, раскрыть ее на стыке культуры, философии, туризма.
Организатор считает, что фестиваль дарит все и даже немного больше зарубежным гостям: “Я думаю, что для иностранных гостей мы - Клондайк. В том плане, что так концентрированно нашу культуру и историю пока тяжело где-то увидеть. Естественно, в музеях, да. Там экспонатов в разы больше, чем у нас, конечно. Мы тут с музеями тягаться никак не можем. Но музей - это застывшая история, наша история - живая. Ее можно потрогать, попробовать, принять в ней участие”. Нурбеков признался, что все увиденное зрителями воинское обмундирование создавалось по реконструкциям, полученным либо в ходе раскопок, либо же из музейных архивов. Каждый костюм соткан, сшит и спаян из натуральной кожи и металла. Подготовка к “Неделе военного искусства кочевников” шла полным ходом с зимы нынешнего года. Впрочем, на этом Nomad не думает останавливаться. Потому в августе намечается недельный фестиваль исторического костюма и национальной кухни, который также поддержит костюмированный конный парад. А хедлайнером станет шеф-повар в команде с ведущими рестораторами казахской кухни. Несколько иную грань кочевой культуры создатели намерены продемонстрировать в сентябре на фесте ремесла номадов, который также продлится ровно неделю.
Кстати, немудрено, что после пропущенных через себя впечатлений посетители изрядно проголодались. Потому организаторы пригласили гостей поучаствовать или же понаблюдать за любопытным мастер-классом по приготовлению традиционных блюд казахской кухни. Деловитая и гостеприимная ведущая кулинарного семинара предложила участникам приготовить обрядовое блюдо улпершек, символизирующее бессмертную любовь матери к дочери. Как известно, дочь в казахской семье всегда занимала особое место. Потому к ее замужеству семья продавала тысячу лошадей и приобретала 13 килограммов серебра только лишь на свадебный наряд девушки. Улпершек также является выражением любви к дочери, светлым напутствием, пожеланием обрести новую, не менее ласковую семью. В рамках первого дня фестиваля гости также приобрели шанс наблюдать за работой боевого лагеря кочевников, принять участие в различных мастер-классах, связанных с ремесленнической деятельностью номадов, примерить костюмы воинов, испытать свои силы в стрельбе из лука, а также запечатлеть этот день в красочных фотозонах. Открытие “Недели военного искусства кочевников” завершилось будоражащим пронзительным выступлением музыкальной этногруппы “Туран”, которая расставила заключительный меткий аккорд в вихре такого насыщенного и едва ли забываемого дня. Фестиваль проходит в рамках реализации программы “Семь граней великой степи” при поддержке акимата Алматинской области. А мы напоминаем, что погрузиться в богатейшую историю кочевых цивилизаций на территории этноцентра Nomad каждый желающий сможет вплоть до 27 июля.
Фото Талгата Галимова |