Эльвира Сыздыкова Летняя пора - неизменное время прощания города с театральным сезоном. Уже совсем скоро любимые артисты вернутся из отпуска и гастролей с “гостинцами” в виде блистательных премьер и шквала неподдельных эмоций. А пока алматинцам выпала удача посетить Ночь в театре имени Лермонтова, собравшую под своей сенью амбициозные театральные объединения южной столицы, до глубокой ночи игравшие на бис свои громкие постановки
Угодить в кутерьму волшебства и перевоплощений гости и жители города могли абсолютно безвозмездно - пропуском в сказочный мир драматического искусства стал бесплатный билет, добытый в кассе театра Лермонтова. Программа Ночи в театре протянулась с десяти часов вечера и до половины второго ночи. Мероприятия свершались в пространствах двух сцен - Большого и Малого залов. Конечно, нужда выбирать между двумя одновременно проходящими перформансами могла обескуражить страстных театралов, но, как бы то ни было, сделанный ими выбор уж точно не оставил их скучать.
После торжественного провозглашения Ночи в театре у зрителей в распоряжении оказалось не больше пяти минут, чтобы принять почти судьбоносное решение и выбрать перформанс, истории которого они вверят свои сердца. И даже при условии, что посетителям разрешили беспрепятственно путешествовать из зала в зал во время выступлений, увлеченным магией одной постановки было уже не под силу бросить ее в угоду другой. Потому на время таких курьезных совпадений лабиринты театра пустовали, и лишь изредка можно было столкнуться в коридоре с кем-то, в раздумьях разбирающем экспонаты постановок Немецкого театра. Первым в череде уготованных зрителю спектаклей стала фантазийная интерпретация трагической пьесы Горького “На дне”. Ее в неожиданно сюрреалистичной и уместно зловещей интонации поведали актеры театра для детей и юношества имени Габита Мусрепова.
Урезав список действующих лиц оригинала, вписав детективные повороты, театральное объединение представило историю - угнетающую и почти противоправно злободневную, финальный аккорд которой в конце концов предстал не чем иным, как бурным цветением смерти. Под опускающийся занавес было слышно, как тихонечко всхлипывал зал, чтобы мгновение спустя разрываться аплодисментами. В то же время в пространстве камерной сцены театр пластических форм “Купе” и танцевальная студия Mix играли спектакль “Ненужная любовь”, с успехом представленный в этом году на сцене “Трансформы”. Конечно, название постановки говорит само за себя, но понимание того, что день ото дня люди понапрасну жертвуют собой во имя пустых однобоких чувств, не единственное, что желал раскрыть перформанс. Остальное они поведали с глазу на глаз заполнившей Малый зал публике. Не проронив и слова, исследуя лишь пластический красноречивый аспект, артисты промотали вереницу историй юных и совсем взрослых героев, неистребимые чувства которых жизнь беспощадно отвергала.
Высвободившимся из этой эмоциональной карусели зрителям, очевидно, стоило немного развеяться. На сцене Большого зала их уже ждал грандиозный сюрприз от театра имени Лермонтова, артисты которого устроили костюмированный и театрализованный гала-концерт - целый мюзикл, прозвучавший в живом исполнении на русском, английском и немецком языках. Кстати, занятно было наблюдать, как полюбившиеся артисты выходили в образах героев из знаменитых постановок театра и тем не менее гармонично сосуществовали в формате единой новой музыкальной истории. Загадочным героем мюзикла от артистов русского академического театра стал волшебник с фонарем, этакий символ Ночи в театре, проводник в мир магии и драматических метаморфоз. Прилежно и безмолвно он посещал почти каждый отрывок концерта, начищая до блеска фонари, расшивая светом темноту ночи, взывая к звездам и луне, оберегая зрителей от заявившейся нечисти в исполнении все тех же очаровательных артистов театра Лермонтова. В камерном пространстве на начало мюзикла царило полное раздолье для воображения - немудрено, что именно туда потянуло особенно “интерактивно настроенных” посетителей. Ближе к полуночи гостей ждало построенное на чистой импровизации выступление от арт-пространства The Impro, напомним, этой весной ставшего фаворитом у заставших Ночь в музее имени Кастеева.
Одним из почетных выступающих на Ночи в театре оказался театр современного танца Samruk, юный, свободомыслящий и уже врывающийся в драматическую среду на волне дикой популярности. Артисты представили несколько лаконичных, стремительно разворачивающихся и без устали поражающих зарисовок: “Эскаписты и прокрастинаторы”, “Пауки”, “Тени прошлого”, “Андантино негодяев”. То, что танцует Samruk, не описать словами: ту мощь и великолепие, что настигают смотрящего. Просто добавим, что перформанс “Пауки”, к примеру, - магнетической, дрожащей красоты танец двух хищников, полнящихся жаждой крови, в апогее которого под возгласы публики один живо и красноречиво поедает другого.
Примерно в одном временном отрезке прошли показы спектакля “Амбициозные растения” и перформанса от арт-убежища Bunker - на Малой и Большой сценах соответственно. И если “Амбициозные растения” театра Il Silenzio - достаточно пространная трагикомедия абсурда о неких Диди и Гого, зависших в одной точке в ожидании того, кто перевернет их мировосприятие и вызволит из плена пустого существования, то Bunker постарались быть преувеличенно буквальными. Их комедийный перформанс поведал об очень простой и понятной ситуации, которая случается, когда после долгого дня наконец зарываешься в уютную постель. Несчастному герою приходится ночь напролет то отгонять кровососущих насекомых, то отделываться от кошмаров, то усмирять поток абсурдных мыслей и негодовать по поводу задумавшего устроить ремонт соседа, чтобы, наконец, с рассветом подняться напрочь лишенным сил. Впрочем, быть может, и посетители Ночи в театре Лермонтова добровольно лишили себя нескольких часов живительного сна, но, будем честны, порой это стоит того, чтобы хоть краешком глаза застать сияние волшебства.
Фото Талгата Галимова |