Артур Бабаев, Эльвира Сыздыкова В распоряжении редакции оказался интереснейший портрет вождя всех народов кисти художника Сергея Герасимова. Портрет написан маслом с максимальным реализмом. Живой Иосиф Сталин смотрит в глаза зрителю под любым углом наблюдения. Вождь изображен в натуральную величину, что еще больше оживляет портрет. Год создания картины либо не указан, либо утрачен. Редакцию “Нового поколения” консультирует Анжелика Акилбекова, магистр искусствоведения, руководитель центра выставок и экспозиций ГМИ РК имени А. Кастеева, заслуженный работник культуры, член Международной ассоциации художественных критиков AICA при ЮНЕСКО, член Союза художников РК
|
Портрет кисти С. Герасимова. Внизу видны следы подтопления. По бокам картины затертости от долгого небрежного хранения в свернутом виде
|
- К сожалению, нам доподлинно не известно, какие годы застало создание портрета. Быть может, в деталях самого полотна найдутся подсказки? - Бордовый фон, строгий довоенный зеленый френч с гражданскими пуговицами, зачесанные назад волосы, пристальный взгляд с характерным прищуром, густые усы с легкой сединой - Иосифу Сталину на портрете 50-60 лет. А значит, портрет написан в тридцатых годах. Об этом говорит и человеческий, не забронзовевший облик Сталина. В середине-конце 30-х и до 50-х его изображали уже с более высоким лбом, горящими глазами, устремленными в светлое будущее. Взгляд обязательно с прищуром. И обязательный динамизм всей фигуры вождя. Не мог он в конце 30-х годов просто спокойно сидеть, не увлекая за собой весь советский народ. А в начале 30-х - мог. Работа Герасимова же отличительна своей явственностью и ненарочитой реалистичностью.
|
Любимый френч вождя с невоенными пуговицами из рога. Сталин тридцатых
|
- Он один рисовал вождя “по-домашнему”, не плакатно? - Нет, конечно. Похожий портрет был трансформирован в плакат и разошелся огромным тиражем, добравшись до всех уголков советской страны. Автором этой работы был Исаак Бродский. За неполных 11 лет - с 1928 по 1939 год - Исаак Израилевич создал не один десяток знаменитых портретов Сталина (помоложе и постарше, на трибуне и в колонном зале, в профиль и анфас). Вот довоенный советский цветной плакат с репродукцией портрета И.В. Сталина кисти заслуженного деятеля искусств, художника Исаака Бродского, которого считают одним из основоположников живописи соцреализма и Ленинианы. Предположительный год издания - 1936-й. Плакат тиражом 50 тысяч экземпляров.
|
Довоенный Сталин
|
- Что можно сказать о цветовой палитре работы и настроениях, напоенных ею? - Несмотря на явное отсутствие богатства красок, картина получилась довольно яркой - все благодаря багровому фону, который, очевидно, должен был напоминать о победе социалистической революции и торжестве коммунизма. - С полотна на нас смотрит герой, облаченный в скромный китель серого цвета. Ни погон, ни наград. Почему художник делает именно такой выбор? - Нижняя треть полотна занята знаменитым френчем английского фасона с отложным воротником, подшитым белым подворотничком. Форму полувоенного образца защитного или серого цвета к моменту создания портрета Сталин носил уже более 10 лет, так что не удивительно, что Герасимов и Бродский изобразили его именно в таком мундире. Это знаменитейший костюм. Он гораздо интереснее последующего мундира генералисcимуса. Впервые в подобный френч Иосиф Виссарионович облачился еще до Октябрьской революции, будучи не Сталиным, а просто Кобой. После февраля 1917 года Коба приехал из туруханской ссылки в Петроград, где поселился в квартире Аллилуевых - в комнате, где до этого скрывались Ленин с Зиновьевым. Переезд совпал с его звездным часом - председательством на VI съезде РСДРП. Но у Кобы на тот момент были только одна ситцевая рубашка и потрепанный пиджак. Аллилуевы решили, что Иосиф Джугашвили не может руководить съездом в таком затрапезном виде. “Мы купили ему новый костюм. Он не любил галстуки. Мать сделала ему высокие вставки наподобие мундира, френча”, - вспоминал Федор Аллилуев. Этот костюм и вошел в историю как полувоенный френч Сталина. В дальнейшем все советские художники будут изображать генсека исключительно в военной форме - грубой шинели, френче или в парадном мундире.
|
Сталин сороковых
|
- Интересны отношения художника с героем полотна. Оцените работу мастера над внешним обликом вождя, что позволила портрету заискриться характерной живостью. - Детально прорабатывает буквально каждую черту на лице своего непростого героя - замечает глубокие морщины под глазами и на переносице, волевую линию рта, делает акцент на редких седых прядях еще довольно моложавого вождя, не скрывает бугристость его большого восточного носа, подчеркивает идеальную выбритость, аккуратную стрижку и умело концентрирует внимание зрителя на блеске черных глаз. Тем не менее художник (на то он и художник) несколько приукрашивает вождя, делая лицо более узким, линию волос на лбу - чуть ниже. Из-за этой художественной хитрости Сталин выглядит еще моложе.
|
Френч Сталина еще с иголочки
|
- Резюмируя обсужденное, все же какое фундаментальное отличие выделяет работу Сергея Герасимова среди сотен портретов Иосифа Виссарионовича? - Этот портрет довольно резко контрастирует с парадными изображениями вождя военных и послевоенных лет, где Сталин обретает фирменный светлый китель с погонами (и нередко звездой героя), фуражку и восторженный взгляд, устремленный в светлое будущее. У Герасимова Сталин более приземлен, спокоен. Потому, наверное, в нем и проглядывают такие непривычные для “позднего” Сталина черты “обычного” человека.
Главный вопрос - как портрет оказался в Казахстане? Мы его приобрели у частного лица. Может быть, портрет был подарен кому-либо из членов Центрального комитета Коммунистической партии Казахстана в 30-40-е годы. Вероятно, такой “домашний” портрет был презентован ближайшим соратникам - Голощекину, Мирзояну, Скворцову. А может быть, уже после войны был у Боркова или Шаяхметова. Полотно, судя по внешнему виду, пережило многое: портрет стоял в затопленном подвале, где уровень воды залил пятую часть картины. Позже портрет сорвали с рамы и варварски свернули изображением наружу. В таком виде он провел десятки лет, пока не попал в редакцию газеты “Новое поколение”. Почему на долю этого портрета выпали такие испытания? Его владельца репрессировали? Или развенчание культа личности затронуло в некоторых учреждениях и низкопробные плакаты, и великие полотна? Возможно, этого мы никогда не узнаем. Главное, что картина перенесла все испытания, почти сохранив первоначальный вид. И останется для потомков. которые сами уже будут определять место Сталина и его портретов в истории.
|