ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Судьба портрета Последняя страница

Артур Бабаев, Эльвира Сыздыкова
В распоряжении редакции оказался интереснейший портрет вождя всех народов кисти художника Сергея Герасимова. Портрет написан маслом с максимальным реализмом. Живой Иосиф Сталин смотрит в глаза зрителю под любым углом наблюдения.
Вождь изображен в натуральную величину, что еще больше оживляет портрет. Год создания картины либо не указан, либо утрачен.
Редакцию “Нового поколения” консультирует Анжелика Акилбекова, магистр искусствоведения, руководитель центра выставок и экспозиций ГМИ РК имени А. Кастеева, заслуженный работник культуры, член Международной ассоциации художественных критиков AICA при ЮНЕСКО, член Союза художников РК

 

alt

Портрет кисти С. Герасимова. Внизу видны следы подтопления. По бокам картины затертости от долгого небрежного хранения в свернутом виде


- К сожалению, нам доподлинно не известно, какие годы застало создание портрета. Быть может, в деталях самого полотна найдутся подсказки?
- Бордовый фон, строгий довоенный зеленый френч с гражданскими пуговицами, зачесанные назад волосы, пристальный взгляд с характерным прищуром, густые усы с легкой сединой - Иосифу Сталину на портрете 50-60 лет. А значит, портрет написан в тридцатых годах.
Об этом говорит и человеческий, не забронзовевший облик Сталина. В середине-конце 30-х и до 50-х его изображали уже с более высоким лбом, горящими глазами, устремленными в светлое будущее. Взгляд обязательно с прищуром. И обязательный динамизм всей фигуры вождя. Не мог он в конце 30-х годов просто спокойно сидеть, не увлекая за собой весь советский народ. А в начале 30-х - мог.
Работа Герасимова же отличительна своей явственностью и ненарочитой реалистичностью.

 

alt

Любимый френч вождя с невоенными пуговицами из рога. Сталин тридцатых

 

- Он один рисовал вождя “по-домашнему”, не плакатно?
- Нет, конечно. Похожий портрет был трансформирован в плакат и разошелся огромным тиражем, добравшись до всех уголков советской страны. Автором этой работы был Исаак Бродский. За неполных 11 лет - с 1928 по 1939 год - Исаак Израилевич создал не один десяток знаменитых портретов Сталина (помоложе и постарше, на трибуне и в колонном зале, в профиль и анфас).
Вот довоенный советский цветной плакат с репродукцией портрета И.В. Сталина кисти заслуженного деятеля искусств, художника Исаака Бродского, которого считают одним из основоположников живописи соцреализма и Ленинианы. Предположительный год издания - 1936-й. Плакат тиражом 50 тысяч экземпляров.

 

alt

Довоенный Сталин

 

- Что можно сказать о цветовой палитре работы и настроениях, напоенных ею?
- Несмотря на явное отсутствие богатства красок, картина получилась довольно яркой - все благодаря багровому фону, который, очевидно, должен был напоминать о победе социалистической революции и торжестве коммунизма.
- С полотна на нас смотрит герой, облаченный в скромный китель серого цвета. Ни погон, ни наград. Почему художник делает именно такой выбор?
- Нижняя треть полотна занята знаменитым френчем английского фасона с отложным воротником, подшитым белым подворотничком. Форму полувоенного образца защитного или серого цвета к моменту создания портрета Сталин носил уже более 10 лет, так что не удивительно, что Герасимов и Бродский изобразили его именно в таком мундире. Это знаменитейший костюм. Он гораздо интереснее последующего мундира генералисcимуса. Впервые в подобный френч Иосиф Виссарионович облачился еще до Октябрьской революции, будучи не Сталиным, а просто Кобой.
После февраля 1917 года Коба приехал из туруханской ссылки в Петроград, где поселился в квартире Аллилуевых - в комнате, где до этого скрывались Ленин с Зиновьевым. Переезд совпал с его звездным часом - председательством на VI съезде РСДРП. Но у Кобы на тот момент были только одна ситцевая рубашка и потрепанный пиджак.
Аллилуевы решили, что Иосиф Джугашвили не может руководить съездом в таком затрапезном виде. “Мы купили ему новый костюм. Он не любил галстуки. Мать сделала ему высокие вставки наподобие мундира, френча”, - вспоминал Федор Аллилуев.
Этот костюм и вошел в историю как полувоенный френч Сталина. В дальнейшем все советские художники будут изображать генсека исключительно в военной форме - грубой шинели, френче или в парадном мундире.

 

alt

Сталин сороковых

 

- Интересны отношения художника с героем полотна. Оцените работу мастера над внешним обликом вождя, что позволила портрету заискриться характерной живостью.
- Детально прорабатывает буквально каждую черту на лице своего непростого героя - замечает глубокие морщины под глазами и на переносице, волевую линию рта, делает акцент на редких седых прядях еще довольно моложавого вождя, не скрывает бугристость его большого восточного носа, подчеркивает идеальную выбритость, аккуратную стрижку и умело концентрирует внимание зрителя на блеске черных глаз. Тем не менее художник (на то он и художник) несколько приукрашивает вождя, делая лицо более узким, линию волос на лбу - чуть ниже. Из-за этой художественной хитрости Сталин выглядит еще моложе.

 

alt

Френч Сталина еще с иголочки

 

- Резюмируя обсужденное, все же какое фундаментальное отличие выделяет работу Сергея Герасимова среди сотен портретов Иосифа Виссарионовича?
- Этот портрет довольно резко контрастирует с парадными изображениями вождя военных и послевоенных лет, где Сталин обретает фирменный светлый китель с погонами (и нередко звездой героя), фуражку и восторженный взгляд, устремленный в светлое будущее. У Герасимова Сталин более приземлен, спокоен.
Потому, наверное, в нем и проглядывают такие непривычные для “позднего” Сталина черты “обычного” человека.

 

alt


Главный вопрос - как портрет оказался в Казахстане? Мы его приобрели у частного лица. Может быть, портрет был подарен кому-либо из членов Центрального комитета Коммунистической партии Казахстана в 30-40-е годы. Вероятно, такой “домашний” портрет был презентован ближайшим соратникам - Голощекину, Мирзояну, Скворцову. А может быть, уже после войны был у Боркова или Шаяхметова.
Полотно, судя по внешнему виду, пережило многое: портрет стоял в затопленном подвале, где уровень воды залил пятую часть картины. Позже портрет сорвали с рамы и варварски свернули изображением наружу. В таком виде он провел десятки лет, пока не попал в редакцию газеты “Новое поколение”. Почему на долю этого портрета выпали такие испытания? Его владельца репрессировали? Или развенчание культа личности затронуло в некоторых учреждениях и низкопробные плакаты, и великие полотна? Возможно, этого мы никогда не узнаем. Главное, что картина перенесла все испытания, почти сохранив первоначальный вид. И останется для потомков. которые сами уже будут определять место Сталина и его портретов в истории.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение