|
Эльвира Сыздыкова Режиссер-постановщик Саймон Годвин вернулся с громозвучной премьерой после успеха предыдущих спектаклей по пьесам Шекспира: “Двенадцатая ночь, или Что угодно”, “Гамлет”, “Ричард II”. И перед искушенным лондонским зрителем во всей неотвратимой красе предстала трагедия о несвоевременной любви и страсти, которые заполыхали безудержным пламенем в ошеломительном дуэте Файнс - Оконедо
Кинотеатр Kinopark 11 IMAX Esentai предоставил казахстанскому зрителю возможность отправиться через океан, не покидая комфортабельного кресла, и окунуться в зрелищную постановку Королевского Национального театра Великобритании в Лондоне “Антоний и Клеопатра”. В актерской труппе спектакля оказались такие выдающиеся фигуры мирового кинематографа как Рэйф Файнс и Софи Оконедо.

Силами Годвина постановка преобразилась, не съехав с канвы оригинального сюжета английского драматурга. Метаморфозы закрались в интерьерные и декорационные решения создателей. И немаловажной особенностью стала этакая мультиэкспозиция - наложение прообразов шекспировского произведения на константы нынешнего времени. История Шекспира, как уже говорилось, не претерпела изменений. Это все та же трагическая притча о том, какую цену приходится отдавать за одержимость любовной лихорадкой, за чувства, вышедшие за пределы допустимых диапазонов. Знаменитый полководец Антоний оказывается оторванным - как в географическом, так и в чувственном плане - от Рима, его политики, своей семьи, влюбившись в правительницу Египта - баснословную Клеопатру. Легенды, слагаемые о ней, не в силах и вполовину передать ее величие. За время отсутствия супруга жена Антония разжигает войну с Цезарем. В конце концов, женщину настигает поражение, она гибнет в неравной борьбе. Отныне долг зовет Антония в родные края, и помимо того сам Цезарь, предлагающий объединиться, чтобы дать отпор Помпею. А для укрепления связей между политиками они решают обручить Антония, ныне овдовевшего, с любимой сестрой Цезаря. С этого рокового момента все в сюжетном повествовании валится с ног на голову. Уколотая ревностью Клеопатра поручает разузнать все о новоиспеченной спутнице возлюбленного. Разумеется, никак не запавшая в сердце Антония - оно ведь уже заполнено до предела другой особой - сестра Цезаря, Октавия, не в силах удержать мужа от поспешной, скрытой от чужих глаз, поездки в Египет.

Но неуместная страсть между Клеопатрой и Антонием становится не просто поводом для сплетен, она оборачивается фатальной ошибкой для войск Антония на поле битвы. Теперь Антоний теряет также и надежного компаньона и союзника в лице молодого амбициозного Цезаря. Возвращаясь к продуманному синтезу элементов многолетней трагедии и реальности, окружающей современного человека, нельзя не упомянуть бесподобные костюмы, локации, образы. Во-первых, пейзажи Египта и Александрии базируются на контрасте. Если владениям Клеопатры присущи оформление натуральными минералами, преобладание природных гибких форм, оазисные уголки с налетом богемного игривого шика, то Рим угловат, официален, строг. Жители его непременно облачены в костюмы с иголочки, пользуются благами электроники, которые, конечно, не становятся такими дословно, в репликах героев, а лишь визуально - для зрителя, принимающегося вспоминать, не перепутал ли он чего-нибудь, на шекспировскую пьесу ли прибыл. Наблюдать за актерами, снятыми без повторов, дублей, промахов, не выходящими из образа на протяжении трех часов, - беспрецедентное удовольствие, рука об руку шагающее с неподдельным восхищением.

Софи Оконедо, известной зрителю по кинолентам “Отель “Руанда”, “Тайная жизнь пчел” и многочисленным британским телесериалам, удалось без тени фальши воссоздать образ той самой лучистой Клеопатры, о которой неустанно писали ее современники. Оконедо в обличии египетской царицы эффектна, горделива, величественна, колка, умна, притягательна. Что, впрочем, отнюдь не отбирает у нее шанса побыть забавной, взбалмошной, капризной, избалованной. Игра Софи, пластичной и статной - нечто, без преувеличения, сверхъестественное, колдовское! Она заставляет наблюдающего влюбляться в актрису, заливаться смехом, сдерживать слезы, унимать тревожно колотящееся сердце. И если Софи Оконедо властвует над зрителем по большей части в первом отрезке “Антония и Клеопатры”, то Рэйф Файнс своим блестящим исполнением озаряет заключительную часть спектакля. Британский актер прославился своими ролями в киношедеврах “Список Шиндлера”, “Чтец”, а также исполнением антагониста в серии фильмов по киновселенной “Гарри Поттера”. Файнс рисует экспрессивного, властного, отважного древнеримского политика Марка Антония. Потому в рамках этого мощного образа было занятно наблюдать, как герой Файнса преображается под влиянием чар своей возлюбленной, как в нем, решительном и непреклонном, проявляются мягкие плавные черты, покорность движений, нежность импрессий.

То, что творят актеры в совместных сценах, не поддается шифровке. Порой, честно признаться, хотелось одернуть себя, оторвать прилипчивый взгляд от трепетных реакций Оконедо и Файнса - настолько неподдельной казалась эта химия между ними, что становилось неловко от “подглядывания”. Спектакль “Антоний и Клеопатра” - зрелище мирового масштаба, которое приобрело дерзкий, передовой оттенок благодаря гениальной режиссуре, бесподобной актерской игре, колоссальной работе дизайнеров по костюмам и грандиозному музыкальному оформлению. И потому в следующий раз, когда вам представится возможность очутиться в зале одного из именитых театров и лицезреть постановки, будоражащие зрителей по всей планете, копейки не потратив на перелет, - не раздумывайте, прикоснитесь к искусству на большом экране. |