|
Константин Маскаев Пока у него есть бумага, у него будут игрушки и потрясающей красоты скульптуры. И увлекательное занятие, которое позволяет создать из тонкого листа пластичную изящную трехмерную фигуру. И время поможет скоротать. И мысли в порядок привести. Мы в гостях у алматинца Александра Пака. Уже пересмотрели огромное количество его миниатюр, которые он делает из вышедших из употребления советских купюр или вполне себе актуальных долларов. И это не какой-то там кураж. Просто бумага какой-нибудь ассигнации и рисунок на ней очень хорошо пригодны, чтобы у свернутого из нее бульдога глаза и рот были на месте, а маленький зеленый поезд помимо колес обзавелся прожектором
Есть в этой коллекции цветы и драконы, птицы и рыбы, бансаи и кактусы. Да мало ли какие еще сюжеты подскажут автору его воображение и задор исследователя. Мы хотим попробовать. Сидим на полу в современной городской квартире, упражняясь в древнем искусстве: особым образом сгибаем и расправляем бумагу, вертим ее так и эдак, чтобы под неизбежным контролем наставника через сотню-другую не очень ловких манипуляций получить, казалось бы, самое простое и самое известное - журавлика
Бумага - материал и податливый, и одновременно весьма капризный. На иные фигуры у Александра уходит и месяц, и два. Он, подобно алхимику, колдует над спрессованной целлюлозой - офисной бумагой, ватманом. Даже серая оберточная бумага или салфетка сгодится, если знать, чем пропитать или покрыть материал. Секретов мастерства достаточно. Но он не делает из этого ноу-хау. Готов делиться в том числе собственными навыками и приемами. Да только не всякий готов упражняться в этой мелкой моторике. Мы ведь уже так привыкли к быстрым результатам, получаемым кликом мыши или тапу по тачскрину. А еще все чаще людям достаточно просто посмотреть, как кто-то что-то создает своими руками. Мозг же получил иллюзию: он это может, значит, и я могу, и вроде как уже сделал. Самообман... Впрочем, это просто мысли вслух. Мы же все еще не свернули и первого своего журавлика. Сидим на полу, высунув язык от усердия.
Как делать из тетрадного листа этого самого журавлика, дед научил внука, когда тому было всего четыре года. Саша принес свой первый навык в детсад, чтобы поделиться с другими ребятами. И вспоминает, как вспылил, даже позволил себе нелестно высказаться о способностях воспитательницы, которая никак не могла с ходу уяснить, куда что следует гнуть. Это искусство с ним с детства. Он знает, что тот, кто сумел подчинить бумагу, если захочет, сможет “договориться” и с металлом, и с деревом, и с камнем. Любое отточенное ремесло и инструмент в руках многое могут рассказать о человеке. А еще побуждает искать формы, линии, способы.
Не обольщайтесь, в интернете не найти выкроек или чертежей. Вот под потолком на тонкой нити зависла стрекоза размером с настоящего пеликана. А по соседству - жук-олень в таком же масштабе. Рядом покачивается соразмерная рыба-вуалехвост - не менее степенна и изящна, чем прототип. А вот шершень - как и подобает этому перепончатокрылому хищнику - будто изготовился к атаке. Этих своих “питомцев” Александр “выпестовал” сам. То есть пересмотрел сотни и сотни изображений, изучал механизм движений, подмечал изгибы тел, панцирей, крыльев, хвостов, лап и плавников, и других деталей. А потом искал те самые линии, по которым следует резать и гнуть, чтобы как можно достовернее воплотить это в бумаге. Я не знаю, как такое возможно. Но вот они будто порхают или ползают вокруг, подобно ожившим персонажам из Зазеркалья, в которое Льюис Керрол отправил свою Алису. Безусловным подспорьем Александру служит его основная профессия, которой он посвятил уже четверть века. Он доктор. Уролог. А любой врач хорошо знаком с анатомией. И, видимо, рано или поздно уже нет особой разницы, чей “каркас” содержит в себе организм - человека, животного или какого-то членистоногого. Принципы сходные. Остальное - плод вдумчивого наблюдения.
- Знаешь, руки уже настолько привыкли что-то делать, - говорит Алесандр, - что порой, попадая в кинотеатр на не самый увлекательный фильм, начинаешь сворачивать что-то из подручного материала. Например, из афишки или буклета. Вот и занимаешь себя, чтобы скоротать время. Так что если вдруг вам попадется в кинозале какой-нибудь бумажный зверь, оставшийся от предыдущего сеанса, можете предположить, что фильм оказался так себе. Можете попробовать повторить или свернуть что-то свое. Искусство оригами уходит корнями в Древний Китай. То есть на родину бумаги. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона являлось владение техникой складывания из бумаги. Да и сама бумага, надо думать, была доступна не каждому. В то же время независимые традиции складывания из бумаги развивались в Японии, Корее, Германии и Испании. Да, наверное, не найти человека, который бы, например, не складывал из бумаги самолетиков или лодок. Кто-то и сейчас сможет свернуть домик, лягушку, корзинку, а то и кепку из обычной газеты. Все уже было. У кого-то забылось, у других осталось. У иных детская забава превратилась в искусство создавать шедевры.
Фото автора |