|
Алексей Мальченко Сесть на самолет и прилететь в тайгу, к берегу одного из самых знаменитых в мире озер... Что может быть романтичнее? Священный Байкал всегда имел особую, магическую притягательность. О его существовании, наверное, знают все люди на планете, но скольким посчастливилось его посетить? Даже многие россияне рассуждают о его посещении в будущем времени, мол, всегда мечтал, нужно съездить... Но отдаленность уникального места от крупнейших мегаполисов, отсутствие удобных маршрутов и, как следствие, дороговизна тура делают Байкал недосягаемым
Для казахстанцев открылся новый маршрут, как говорят организаторы, самый удобный и доступный. И мы, журналисты, проверили, так ли это на самом деле и во сколько нашему гражданину может обойтись поездка к сердцу Сибири. Отправляясь на курорт, многие казахстанцы отдают предпочтение джип-турам: водохранилище Капшагай, озеро Балхаш, киргизский Иссык-Куль, сотни горных, этно- и экомаршрутов. Байкал не исключение. В атласе дорог есть много известных маршрутов: одни пролегают исключительно по территории Казахстана и России, другие пересекают Китай и Монголию. Джип-тур, несомненно, - это большая романтика, но дорогое удовольствие.
Другой вариант - отправиться по железнодорожной ветке. Есть поезд “Алматы - Новосибирск”, однако он, как известно, ползет очень медленно. Также не удастся избежать неприятной встречи с пограничниками, которые потрошат рюкзаки пассажиров на протяжении 3-4 часов. Излишество это или вынужденная мера безопасности - вопрос отдельный, но то, что процесс “откусит” от отпуска добрых восемь часов, это факт. Ну а что же самолеты? И вот тут самое интересное. В июне открылось новое авиасообщение между Алматы и Иркутском, маршрут, которого не было более 20 лет. Возобновить старую традицию решилась российская авиакомпании “Ангара” на турбореактивном самолете Ан-148-100Е, вмещающем 75 пассажиров.
Общее время в пути от Алматы до Иркутска составляет 6 часов 40 минут, включая пересадку в Красноярске (1 час 50 минут). Стоимость билетов в оба конца - 160 тысяч тенге (28 тысяч рублей). На фоне прежних вариантов пути это предложение выглядит если не заманчивым, то, по меньшей мере, экономически выгодным, ведь, затрачивая примерно те же деньги, турист получает большую фору в виде самого ценного богатства - дополнительного времени.
Перелет осуществляется на “атлете” Ан-148, который с легкостью переносит даже сорокоградусные морозы. Салон более чем комфортный - шаг кресел составляет 32 дюйма. И в дороге ты чувствуешь себя пассажиром практически бизнес-класса. Кто летал на внутренних казахстанских рейсах, поймет, к чему я клоню. Перелет до Красноярска занимает всего 2.40, то есть в пути не устаешь. Далее есть два часа на пересадку, и спустя 1.50 вы уже в Иркутске. Аэропорт, как и алматинский, расположен в черте города. Во сколько обойдется проживание? Тут все зависит от запросов конкретного туриста. Для сравнения: в самом центре Иркутска можно снять койко-место в хостеле всего, в пересчете с российского рубля, за 2500 тенге в сутки. Либо разместиться по соседству - в роскошном отеле “Иркутск”, с потрясающим видом из окна на могучую реку Ангару. Правда, в этом случае каждые сутки пребывания будут стоить 30 тысяч тенге. К слову, Иркутск расположен в 60 километрах от Байкала, то есть в часе езды на автобусе либо 30 минутах - на машине.
Также можно разместиться и у самого могучего озера - в деревне Листвянка, но тут цены будут уже немного выше. В знаменитом отеле “Маяк”, расположенном практически на первой береговой линии, номер будет стоить уже 45 тысяч за сутки, а вот хостел чуть в глубинке (1,5-4 километра) можно снять за 3000-4000 тенге в сутки. Что касается питания, то цены в кафе, ресторанах и на продукты питания примерно на 20-25 процентов дороже, чем в Алматы. Большую роль играет место расположения заведения - чем дальше от центра, тем бюджетнее. Цены по Иркутской области действительно сильно разнятся, и определиться с тем, где именно разместиться, весьма непросто. Где лучше кинуть якорь - на берегу Байкала или в Иркутске?
О славе Байкала написаны тома книг. Мы лишь напомним, что это самое глубокое озеро на планете, входящее в пул крупнейших запасников пресной воды в мире. Его глубина достигает 1,7 километра, а протяженность береговой линии составляет две тысячи километров. Большая часть видов животных эндемична. Отдельное внимание заслуживает религия местного населения, поскольку в Иркутской области мирно сосуществуют все вероисповедания - от тибетского буддизма до различных направлений христианства. Еще одна изюминка - до сих пор сохранились энтузиасты, которые прочесывают тайгу в поисках “золота Колчака”. Это, по легенде, почти 500 тонн драгоценного металла, часть которого бесследно пропала во время Гражданской войны. Однако и сам Иркутск является настоящим ларцом исторических памятников. Город всегда был купеческим. Его географическое положение на перекрестке водных путей, сухопутных дорог и наличие природных ресурсов уже начиная с XVII века способствовали его быстрому росту и обогащению. Как следствие, нашим современникам достались сотни уникальных архитектурных сооружений, у каждого из которых есть своя уникальная история, заставляя остановиться и, всмотревшись, задуматься, а не бежать дальше после очередного селфи.
Казалось бы, как грозно звучат строки со словами “декабристы”, “каторга”, “Сибирь”. Нам довелось побывать в усадьбе Трубецких, мы также посмотрели, как жила семья князя Волконского... Даже находясь в ссылке, хоромы у них были добротные: дворовые территории оформлены французскими садами, дорожки вымощены мелким гравием, была большая конюшня и для повозок даже был индивидуальный “каретный сарай”. Не иначе как гараж.
Уже в наше время, в конце 90-х - начале 2000-х годов, в Иркутске также наблюдался строительный бум. И, естественно, самым лакомым кусочком были старые деревянные домики XIX-XX веков, расположенные в центре города. Это не памятники или музеи, а жилые дома. Людей “выдавливали” как могли, у несговорчивых попросту поджигали дома. Когда кампания по отжиму земель начала обретать масштабы эпидемии, управление города наложило вето на снос или даже реконструкцию старых архитектурных сооружений. И теперь сотни домов, многие из которых частично ушли под землю из-за таяния в земле пластов вечной мерзлоты, соседствуют с современными бетонными монолитами и кирпичными новостройками.
Пожалуй, единственным исключением считается 130-й квартал. Не так давно это был маленький район. Действительно, квартал с заброшенными домами, окантованный со всех сторон проезжими улицами. Излюбленное место бомжей, наркоманов и прочих асоциальных личностей. Долгое время местные жители обходили “130-й” стороной. Но и здесь вмешалась управа: развалины снесли и на их месте возвели великолепный комплекс современных баров, ресторанов и сувенирных лавок, оформленный под старину. Это иркутский Арбат - место, где сутками кипит жизнь, только теперь культурная.
А вот на Байкал и достопримечательности Иркутска нам выделили чуть более двух световых дней - этого определенно мало для того, чтобы охватить все то разнообразие, которым пышет край. Однако вполне достаточно для того, чтобы заразиться духом тайги, который зовет тебя вернуться обратно. Коснуться священной воды, взять в руки статуэтку бурханчика, порыбачить на Ольхоне. Несмотря на то, что поездку на Байкал бюджетной не назовешь, сложно поспорить с тем, что для казахстанцев она стала гораздо ближе и доступнее.
Фото автора |