|
Мария Коленко Взаимосвязь совпадений Выставка-диалог работ казахстанского и словенского художников открылась в стенах Aspan Gallery
Вниманию зрителей представили произведения современных авторов - казахстанца Ербосына Мельдибекова и известного художника из Словении Вадима Фишкина. Экспозиция получила название “Взаимосвязь совпадений” и вошла в цикл выставок Aspan Gallery, посвященных диалогу центральноазиатских и современных мастеров. Художник-постконцептуалист Вадим Фишкин сторонник новых медиа, которые, собственно, и использует при создании своих работ. Удивительно, что, несмотря на высокую технологичность и “камерность”, все его произведения отличаются удивительной поэтичностью. В своем творчестве Фишкин исследует природу искусства, посредством технических приспособлений он демонстрирует способность искусства фиксировать невидимое и ускользающее.
“Как часто бывает, решение провести совместную выставку исходило не только от авторов, но и от сотрудников галереи, которые нас с Ербосыном пригласили. Мы нашли массу пересечений, которые не буквальные и не банальные, то есть это не объединение и не совместная работа художников. Эти случайные совпадения, которые, нам показалось, могут принести новый угол зрения на наши работы. В случае Ербосына - это могли быть очень конкретные вещи, связанные с политическими изменениями, например, переименование, а для меня это могут быть вопросы имени для звезды или для несуществующих мест, но они все связаны, пересекаются на других, третьих территориях”, - рассказал Вадим Фишкин. На вернисаже внимание гостей приковывала работа Фишкина “Словарь воображаемых мест”, состоящая из лампочек и деревянной коробки, из которой доносились непонятные звуки. “Это совершенно нормально, что вы не можете разобрать эти звуки, потому что это имена, и, как многие имена, они придуманы. Есть и известные, например, Утопия, город Оз или гора Аналог. Здесь представлены более 1000 имен несуществующих географически мест, городов, морей, стран, гор, которые звучат в алфавитном порядке. Эти звуки ведут диалог вместе с загорающимися лампочками. Больше часа длится их разговор, состоящий из несуществующих пространств”, - рассказал Фишкин.
Для известной инсталляции Вадима “miss Christmas” отвели отдельную комнату, попадая в которую, ты становишься обманутым собственным зрением. В комнате находится ведро с черной краской. От него на стену падает тень в виде пальмы! При более пристальном рассмотрении, пройдя по комнате, можно отойти от удивления, перестать протирать глаза и заметить, что перед вами находится проекция с видео тени слегка раскачивающейся пальмы. “Если говорить об этой работе, то она вполне традиционная. Чем занимается художник? Он имитирует природу. Здесь я следую по совершенно неправильному пути осмысления шаблонов. Вот есть краска, но она не на холсте, а в ведре. Есть тень, но она не от объекта, а придумана. Это конфликт ситуаций - отдельного существования объекта и тени, искусства и не искусства. Эта работа получилась не случайно. Хотя я всегда очень стараюсь, чтобы все выглядело, будто я случайно это нашел”, - поделился Фишкин. Кстати, Ербосын и Вадим знакомы довольно давно, с 90-х годов. Ранее они встречались и обсуждали работы, проекты, участвовали в больших групповых выставках, но никогда не экспонировали произведения вдвоем. До этого дня Фишкин в Алматы не выставлялся.
Ербосын Мельдибеков работает в жанрах скульптуры, инсталляции, перформанса, видео и фотографии. Основной темой его работ являются выявление и фиксирование политических процессов Центральной Азии. Он исследует исторические документы, изображения, статуи, пейзажи и героев и переосмысливает их, используя элементы юмора и абсурда, чтобы показать парадоксы, присущие созданию новой национальной идентичности. Художник фокусирует внимание на исторических исследованиях. На выставке представлена инсталляция Мельдибекова “Времена года в Гиндукуше”, состоящая из разноцветной металлической посуды. Она рассказывает историю смены политических режимов в Афганистане за последние 60 лет. Различные системы государственного устройства - монархия, республика Даута, коммунистическая военная диктатура, моджахеды, “Талибан”, власть американских военных сил - Мельдибеков сравнивает с сезонным чередованием времен года в горах Гиндукуша. В других проектах - “Трансформер”, “Пьедестал”, “Возвращение” - автор исследует истории монументов в Центральной Азии, которые менялись каждый раз со сменой идеологий. Некогда реально существовавшие монументы Ербосын представляет в виде игры - деревянного конструктора, из которого можно собрать сменившие друг друга памятники.
Несмотря на очевидные различия творческих стратегий и разное географическое положение художников, их работы объединяет программный интерес к научным исследованиям, будь то природа явлений или исторические факты. Эффект неожиданности в работах обоих художников делает процесс знакомства с их произведениями схожим с детской игрой или волшебной метаморфозой. К слову, специально к этой выставке Aspan Gallery выпустила каталог о творчестве обоих художников со статьей известного арт-критика Али Акая, а посмотреть работы авторов в галерее можно до 3 июня 2018 года.
Фото Талгата Галимова |