|
Мария Коленко В Италии прошел международный фестиваль-конкурс Creativita Senza Frontiere 2017. Ансамбль из Казахстана “Куасар” завоевал Гран-при конкурса в номинации “Инструментальная народная музыка”. О подготовке к конкурсу, выступлении и творческих планах в эксклюзивном интервью “НП” рассказала магистр искусств, педагог, музыкант, руководитель группы “Куасар” Нургуль Жакыпбек
- Как вы узнали о конкурсе? Чья была идея принять в нем участие? - Нас заметили в декабре на концерте в Алматы, когда мы презентовали новый жетыген и книгу. К нам подошел представитель одного продюсерского центра с вопросом, хотим ли мы попробовать свои силы за рубежом? Съездить в Узбекистан или Беларусь. Когда нам сказали, что есть возможность выступить в Италии, мы решили поехать. На подготовку непосредственно к конкурсу ушло три месяца. - Что вы исполняли в Италии? - Нас попросили подготовить два номера. Первый - казахский кюй Нургисы Тлендиева “Аћћу”, мы его обогатили, сымпровизировали, добавили инструменты. Девочки играли не только на жетыгене, но и на сазсырнае, сыбызгы, шанкобызе, добавили голоса. Получилось очень интересное звучание. А для второго номера организаторы просили подготовить известную мировую композицию. И мы исполнили песню Стинга - Shape Of My Heart, добавили аккорды, звуки, получилось очень интересно. Члены жюри - профессиональные музыканты, продюсеры - высоко оценили наше выступление, им очень понравился инструмент жетыген, и по итогу присудили нам Гран-при конкурса в номинации “Инструментальная народная музыка”. Всего в конкурсе принимали участие более 500 исполнителей из Италии, Украины, Беларуси, Азербайджана, Македонии, России и других стран.
- Вы впервые принимали участие в подобном конкурсе? - Да, впервые. Вы знаете, наш инструмент - жетыген - очень редкий. Хоть он и древний, его возрождение только-только произошло. Ранее жетыген был невостребованный. Его можно было услышать в двух-трех ансамблях, звучал примитивно, на нем подыгрывали. С 2000 года мы стали развивать, открывать школы, факультативные классы, сейчас дошли до того, что стали открывать специализированные классы. Потом я обосновала методику игры на жетыгене. Усовершенствовали инструменты. Мне самой было интересно, вот мы работаем, выступаем, все между собой. А правильно ли все это? На верном ли мы пути? Правильно ли мы поступаем? Когда открываешь школы, развиваешь все в одиночку - это очень тяжело. Сейчас жетыген стал востребованным. Многие музыканты начали интересоваться инструментом, приходят учиться играть, берут мастер-классы. Я стала выпускать специалистов. Мне становится страшно. Теперь я всех обучаю. Правильно это или нет, страшно. И думаю, надо силы где-то попробовать. Настолько мы развили этот инструмент. И вот мне было самой интересно поехать и чтобы профессионал из другой страны, нас оценил. Нам очень повезло. Как оказалось, мы на правильном пути. Теперь у меня появилась уверенность. Мне хочется еще вывозить наших музыкантов за рубеж, участвовать в международных конкурсах, популяризовать этот инструмент. Проделана большая работа. И уже виден результат. У нас будто крылья выросли. - Кто вам запомнился на конкурсе? - Среди исполнителей-инструменталистов мне понравилось трио аккордеонистов из Македонии, они играли народную музыку под “минус”, была интересная подача. Из Украины девочка играла на фортепиано, выступила достойно. - Какие еще были категории? - Вокал, хореография, инструментальная музыка с несколькими подкатегориями, также живопись и графика. Были возрастные категрии участников: с 8 до 14 лет, с 14 до 18 лет и с 18 до 25 лет. Мои девочки выступали в старшей группе. В нашем коллективе “Каусар” три участницы: Айжан Курак, Айгерим Елемесова, Жанерке Ногайбекова - студентки консерватории имени Курмангазы, учатся на 2-3-м курсах. Они являются лауреатками республиканских конкурсов, очень музыкальные девочки, в постоянном поиске чего-то нового, креативного в музыке, творческие. Они поют, играют, обогащают, добавляют жетыгену что-то новое. Любят свое дело, вкладывают душу.
- Какие костюмы вы выбрали для выступления в Италии? - Нас просили не надевать сложные народные костюмы, во-первых, там очень жарко, а во-вторых, никому не интересно. Что-то легкое, но в то же время национальное. И мы сшили простенькие казахские платья, дополнили образы украшениями для волос, браслетами, поясами, кольцами. - Ваши впечатления о фестивале. - В Италии мы участвовали в гала-концерте, у нас брали интервью. Что интересно, нас запомнили не только жюри, но и участники, зрители. К нам подходили фотографироваться. Было очень много комплиментов, восхищений инструментом, игрой, звучанием, мы удивились. На конкурс мы ездили за свой счет. Вероятно, организаторы не ожидали такого большого потока людей. Кроме участников поехала и группа поддержки в лицах учителей, родственников, друзей. Были проблемы с питанием, размещением гостей. Участников было много. Некоторые концерты проходили до часу ночи. Но мы не стали обращать на это внимание. Для нас было важно хорошо выступить. - Какие у вас творческие планы? - Я бы хотела повезти своих девочек в страны Азии, где развиты многострунные щипковые инструменты, там попробовать свои силы. У нас появился продюсер Гульшаш Аубакирова. Ей очень понравились выступления девочек, и она загорелась желанием организовать концерт в Китае, хочет помочь нам выехать с выступлениями за рубеж и оказать спонсорскую поддержку для участия в международных конкурсах. Мы хотим выпустить диск. Также планируем подготовить русские, грузинские, корейские, немецкие песни, выбираем композиции. Классику мы уже сделали. Хотелось бы перейти на более креативную музыку. |