|
Айгуль Жилкишина На прошлой неделе разгорелся конфликт интересов во дворе дома на перекрестке Мауленова и Сейфуллина. Жильцы двух 4-этажных домов возмущаются тем, что во дворе вскоре начнут строить два 9-этажных дома, из-за чего снесут детскую площадку и вырубят деревья. А два двухэтажных дома, построенных в 30-е годы, объявили аварийными и скоро будут сносить в рамках реализации “Ветхое жилье”. Проекты новых домов находятся пока в комитете по согласованию земельных отношений. Местные власти не позаботились о том, где будут играть дети, живущие в этих двух домах, как, впрочем, и о взрослых. Но мы ведем речь о другом - как легко у нас можно решить судьбу постройки, планомерно уничтожая то, что является нашей историей. Предлагаем читателям серию статей об архитектурном наследии нашей страны, которое год за годом “пускают под нож”
Возможно, читатели удивятся, но у нас в Алматы пока не существует компетентной комиссии, которая могла бы экспертно обосновать различие между старинным и старым зданием. Сразу заметим - градостроительный совет, существующий при акимате, не принимает решений, какие здания сносить, а какие оставить. У нас сейчас принято считать, что все постройки до 1965 года относятся к ветхому жилью. Как же просто можно на основе этого определения пожертвовать зданиями и в “золотом квадрате города”, и там, где можно построить сотый торгово-развлекательный центр. Конечно, не все дома и здания, которым уже более 50-70 лет, представляют собой культурную и историческую ценность мирового или республиканского уровня. Но чиновники, и без того не гнушаясь ничем, допускают разрушение общественно значимых зданий. Мы уже писали о доме на пересечении улиц Желтоксан и Богенбай батыра, в защиту которого выступали горожане. И все же городские власти допустили не только уничтожение этого здания, но и всего квартала. Причем в течение месяца. И сразу же приступили к строительству новых домов - ныне уже подняли несколько этажей. Речь идет не только о ностальгических настроениях представителей старшего поколения алматинцев - хотя на некоторых домах висят памятные доски с выгравированными именами тех, кто в свое время родился или жил в них. Мы говорим об истории нашего города и страны, о культурном пласте городской жизни. Какие-то кварталы с образцами советского конструктивизма и построек сталинской эпохи должны существовать в каждом казахстанском городе. Это наша история - как бы ее не интерпретировали. Не все страны мира могут продемонстрировать туристам архитектурные ансамбли эпохи классической античности или пламенеющей готики. Но и ХХ век - тоже уже история. И заслуживает своих памятников. Список памятников истории и культуры Казахстана республиканского значения был составлен в 1982 году (тогда в него, разумеется, были включены в основном объекты XIX века. Корпус Казахского национального педагогического университета (бывшая Верненская мужская гимназия). Или Дом тканей (бывший торговый дом купца И. Габдувалиева), построенный в 1912 году по проекту архитектора А.П. Зенкова (по другим данным, П.В. Гурдэ, 1896 год). Наконец, здание городской станции скорой помощи (бывший дом зодчих Зенковых) конца XIX века неизвестного архитектора. И разумеется, в то время здание, например, кинотеатра “Алатау” (построенное в 1960 году на Толе би, между улицами Кунаева и Тулебаева) не могло еще считаться памятником советского конструктивизма. Тогда он ничем не выделялся из городского ландшафта, хотя там проходили творческие встречи с известными актерами, работали киноклубы. Сейчас его уже можно было с полным основанием вносить в список памятников, но... не успели. И теперь на месте бывшего кинотеатра “Алатау” находится ресторан быстрого питания - далеко не самый культурно ценный объект нашего города. В наши дни, когда взрослеет новое поколение казахстанцев, к постройкам советской эпохи сложилось совсем иное отношение. То, что было вполне обычными современными зданиями, стало сейчас историей. К сожалению, не все наши граждане испытывают чувство должного пиетета к нашим историческим зданиям. Более того, в погоне за прибылью чиновники келейно составляют программы и списки “ветхих зданий”, часть которых находится в “золотом квадрате” города. И нынешние молодые управленцы, не связанные никакими законами об охране исторически ценных архитектурных памятников, могут за мзду подмахнуть любое разрешение на снос старых домов, которые на деле являются старинными.
Кино нашего детства Не существует уже бывшего городского Дома пионеров по улице Калинина (Кабанбай батыра) и Сейфуллина - ныне там отель. Бывший кинотеатр “Ударник” сгорел, а кинотеатр повторного фильма эта участь постигала несколько раз. Здание, в котором показывали старые фильмы (к слову, бывшая конюшня), имело смежную стену с ТЮЗом. Театр также погиб во время пожара. Те исторические здания, что разрушены или сгорели, нет возможности вернуть. Но мы можем спасти еще те, что остались. Например, к знаковым зданиям Алматы относился популярный когда-то кинотеатр “Целинный” - он имел ранее статус премьерного. Построили его в 1964 году на углу улиц Масанчи и Калинина (Кабанбай батыра). В “Целинном” долгое время был самый большой в городе панорамный экран, где можно было показывать широкоформатные фильмы. В наши дни он не демонстрирует фильмы, но его можно было бы оставить как культурное учреждение, в котором дважды - в 1973 и 1986 годах - проводились всесоюзные фестивали фильмов стран Азии, Африки и Латинской Америки. Здание находится на экономически выгодном месте, и опасность его сноса существует. Если оно будет защищено законом, то позже в нем можно будет устроить галерею, клуб. Статус памятника культуры, архитектуры или истории мог бы служить ему охранной грамотой.

Другая жизнь зданий Кроме кинотеатров в приснопамятные 90-е годы в Алматы закрылись многие производства, в том числе и знаменитый АХБК - Алматинский хлопчато-бумажный комбинат. Мы не говорим сейчас об экономической подоплеке закрытия фабрики. Да, она не выдержала мощного вала текстиля из КНР, но само здание оставалось. Истории известны случаи, когда европейские предприятия в ходе постиндустриальной революции прекращали работу. Тем не менее бывшие здания стали позже использовать для других целей - в них устраивали музеи, галереи. Не все постройки нужно оценивать по количеству кубометров строительного лома, который находится на земле, которую хотят купить. Сейчас на месте АХБК работают несколько торговых центров. А ведь они могли бы разместиться в другом месте, как и десятки других крупных магазинов Алматы. Если бы бывшее здание АХБК было защищено законом, то оно могло бы остаться в качестве памятника архитектуры, истории города. Ведь когда-то комбинат был одним из мощных алматинских производств. Клубы, картинная галерея, наконец, центр детского творчества - они могли бы украсить своим присутствием корпус бывшего комбината. Вехами истории нашей, тогда еще большой страны были весьма нужный городу автовокзал “Саяхат”, губернаторский дом, гостиница “Медеу”... Их не сохранили, ими пренебрегли, как и памятью о нашей истории. Сегодня нам нужно противопоставить былой беспомощности надежную защиту. Или так называемые сталинские дома - это наше историческое наследие. А те, кто ими “пренебрегает”, просто ищут свою выгоду. И по меркам нашей исторической шкалы эти постройки сталинской эпохи сопоставимы с европейскими дворцами и замками. К слову, в архитектурный ансамбль по Тулебаева удачно вписывается литературно-мемориальный дом-музей М.О. Ауэзова, построенный в 1961 году по проекту архитектора Г.Г. Герасимова. Не менее ценными являются и здания на Аблай хана, где находится Национальная библиотека РК, бывшая государственная библиотека имени А.С. Пушкина. Она также относится к исторически ценным архитектурным памятникам, хотя была построена в 1970 году. Очень удачным в зодческом плане считается также бывший клуб офицеров НКВД по улице Калинина, позже здание КГБ. К нему стоит относиться как к выдающемуся памятнику советской архитектуры, а не в отрицательной коннотации. К памятникам зодческого искусства относится и корпус первого Дома Правительства Казахской ССР, в котором ныне находится Казахская национальная академия искусств имени Т.К. Жургенова (Богенбай батыра, 136а). К слову, здание было построено в 1927-1931 годах по проекту нашего выдающегося архитектора М.Я. Гинзбурга. Здание Государственного музея искусств имени А. Кастеева, появившееся в 1976 году по замыслу архитекторов Э.К. Кузнецова, О.А Наумова, Б.М. Новикова, тоже входит в список значимого для нашей страны исторического наследия. Пока на эти здания никто не покушается, но неизвестно, что может случиться, если не будет должным образом разработана законодательная база. В нашем городе есть здания и сооружения, которые еще можно спасти. А точечная застройка в Алматы продолжает нарушать исторически сложившиеся кварталы города. К примеру, проспект Ленина, ныне Достык. Там же находится строительный объект, которым мы вполне вправе гордиться. Дворец Республики, который раньше назывался Дворцом Ленина, составляет часть архитектурного наследия СССР и мирового архитектурного искусства - в том виде, в каком он был построен в 1970 году. К сожалению, нынче он превратился практически в газетный киоск. Если мы не прекратим такую преступную практику сноса старых построек, то через несколько лет будет поздно.
|