|
Мурат Уали Или воспоминания участника цифровой революции KeyНole - замочная скважина Как и большинство современных плодов научного прогресса, цифровые технологии своим появлением обязаны военным и космическим исследованиям. Гонка вооружений и соперничество в космосе между СССР и США, развернувшееся с начала 1960-х годов, диктовали необходимость максимально быстрого получения изображений с борта спутников-шпионов. В годы пленочной фотографии отснятая фотопленка в специальных контейнерах просто сбрасывалась с орбиты. Специальные самолеты или команды находили эти контейнеры и отправляли пленку в фотолаборатории. Процесс фотографирования, сброс фотопленки с орбиты и проявка в лаборатории занимали около месяца, что лишало информацию оперативности и не устраивало военных. А вот при беспилотных облетах обратной стороны Луны, исследованиях Венеры и Марса фотопленку не сбросишь с орбиты. На этих летательных аппаратах устанавливались автоматические проявочные машины, проявленная пленка сканировалась, и изображение в виде радиосигналов отправлялось на землю. Этот процесс не отличался ни надежностью, ни качеством изображения, что не устраивало ученых. Цифровая революция началась с изобретения приборов с зарядовой связью (ПЗС-сенсор) американцами Уиллардом Бойлом и Джоржем Смитом в 1969 году. Через 40 лет, после окончательного рассекречивания цифровых технологий, в 2009 году они получили Нобелевскую премию по физике за изобретение полупроводниковой технологии получения фотоизображений - ПЗС-сенсор. Сначала ПЗС-линейка, а затем ПЗС-матрица, состоящая из отдельных светочувствительных элементов - пикселей, стала интегральной микросхемой для преобразования света в электрические сигналы. Слово пиксель - аббревиатура английских слов picture (pix-) - картина и element (el) - элемент, то есть элемент изображения. Миллион пикселей составляют мегапиксель. Технология фиксации оптического изображения с помощью ПЗС-матриц сразу была взята на вооружение военными. Оптико-электронная цифровая фотокамера с ПЗС-матрицей впервые была использована в американском спутнике-шпионе KeyHole-11 (Key Hole - замочная скважина). КН-11, запущенный на орбиту в 1976 году, передавал изображения в масштабе реального времени по радиоканалу без всякой фотопленки практически сразу после фотографирования. Это стало революционным достижением в получении и передаче фотоизображений и началом нового поколения спутников-шпионов. В 1978 году молодой бывший сотрудник ЦРУ Уильям Кампайлс, оставшись без работы, решил подзаработать. Он явился в советское посольство в Афинах и предложил пакет с секретными документами. Их истинная ценность на тот момент была непонятна, но на всякий случай посольство приобрело документы за смехотворную сумму 3000 долларов. По иронии судьбы в тот день дежурным по резидентуре ГРУ в Афинах был Сергей Бохан, за два года до того завербованный ЦРУ. Он встретил Кампайлса при входе в посольство и, разумеется, не замедлил сообщить в ЦРУ о визите некоего американца, желавшего встретиться с работниками разведки. После возвращения в США Кампайлс был арестован и осужден на 40 лет тюрьмы за шпионаж. А переданными им секретными материалами оказалось техническое руководство, описывающее принцип действия и конструкцию спутника-шпиона нового поколения KH-11. Первый советский спутник нового поколения из серии “Терилен”, на котором впервые была установлена оптико-электронная цифровая фотокамера, был запущен в 1982 году и получил название “Космос 1426”.
Триумфальное шествие цифровых технологий Открытие традиционной фотографии по своему значению в истории мировой культуры было сравнимо с изобретением книгопечатания. Хорошо известно, что большая часть информации воспринимается человеком в виде зрительных образов, поэтому создание различных процессов и устройств для визуальной информации может давать принципиально новые возможности и имеет огромное значение для массмедиа. Поэтому параллельно с военными разработками ПЗС-матриц в Америке начались попытки создания беспленочной фотографии. В декабре 1975 года инженер фирмы Kodak Стив Сассон изобрел фотоустройство на основе ПЗС-матрицы разрешением 125 х 80 пикселей. Черно-белое изображение записывалось на магнитной кассете за 23 секунды. Просматривать изображение можно было с помощью кассетного магнитофона на экране телевизора. Хотя маркетологи Kodak не решились финансировать продолжение проекта, фирма продолжала эксперименты по созданию электронных фотоаппаратов. Важной вехой в этом направлении было создание американцами Возняком и Джобсом в 1976-77 годах первых персональных компьютеров Apple. Они же создали и фирму Apple, внесшую огромный вклад в создание и распространение цифровой фотографии. Впоследствии фирма IBM создала универсальную платформу PC, и персональные компьютеры быстро завоевали весь цивилизованный мир. На первенство в создании первых потребительских цифровых фотоаппаратов претендует продукт фирмы Logitech, выпущенный в 1990 году и называвшийся FM-1 (FotoMan). Он имел ПЗС-матрицу размером 326 х 240 пикселей, электронную схему цифрового преобразования изображения, 1 Мбт встроенной памяти и возможность подключения к компьютеру. Продавался по цене около 990 долларов. Потом, когда в игру вступили Kodak и Аpple, цена на фотоаппараты пошла вниз. Несмотря на низкое качество изображения, начало было положено. Но цифровые фотоаппараты в начале и середине 90-х годов прошлого века были скорее дорогой игрушкой или специальной компьютерной периферией, чем настоящим фотоаппаратом. Перелом в мировой фотоиндустрии произошел в 2000 году, когда был достигнут размер изображения в 2-3 мегапикселя, и цифровые любительские снимки почти сравнялись в качестве с пленочными. Цифровая фототехника, набирая мегапиксели, перешла в массированное наступление на фоторынок, изрядно потеснив пленочные “мыльницы”. Рубеж в 4 и 5 мегапикселей легко преодолело множество японских фирм. Особенно старались Nikon, Canon, Fuji, Sony, которые стали признанными лидерами рынка. Представители фирмы Canon даже публично заявили, что цифровая фотография победит пленочную после 2005 года. И действительно, после 2005 года большинство японских грандов фотоиндустрии отказались от производства простых пленочных компакт-камер. А вот осторожный Kodak, являясь ранее одним из ведущих разработчиков технологий для цифровой фотографии, рынок любительской цифровой фототехники практически потерял. Таким образом, за последние 15 лет мы стали свидетелями триумфального шествия цифровой революции. Цифровыми стали роботизированное производство, связь, телевидение, фотография, книги, музыка, кино, игрушки. Широкое распространение цифровых технологий, переход к возобновляемым источникам энергии, всеобъемлющее проникновение интернета, массовое применение персональных компьютеров и других портативных цифровых гаджетов означает переход к постиндустриальной экономике. Экономисты все это цифровое многообразие называют третьей промышленной революцией. Но, конечно, наглядным символом победы цифровых технологий является цифровой фотоаппарат.
Как я стал участником цифровой революции Для меня третье тысячелетие началось с рождения дочери. Хотя ребенок был уже третьим в нашей семье, но для жены он был поздним, роды - трудными, и потому жена трепетала над ним с самого рождения. Все время и все разговоры посвящались растущей дочери. Как она смеялась, как она заплакала! Как она покушала, как она покакала! Вот она села, вот она пошла! Вот она котенка во дворе нашла! Дочка быстро росла, и жена решила фотографировать этапы счастливого детства. Разыскала валявшийся на чердаке старый неработающий “Зенит-Е”, заставила отнести его на починку в мастерскую, купила (вернее, потребовала купить) фотопленку и начала фотографировать. Переводила километры пленки, приносила из фотосервиса десятки фотографий размером 9 х 12. Но меня это не волновало. Фотографии были маленькие, скучные и не самого лучшего качества. Фотографии не волновали, но постепенно стали волновать расходы денег и времени. Покупка пленки, печать фотографий, необходимость возить жену в фотосервис. Кроме того, постоянные просьбы заправить пленку в аппарат, или перемотать отснятую в кассету, а если она не в духе - требования купить новую автоматическую камеру “как у людей”. Подспудно нарастало, а порой и выплескивалось наружу недовольство и раздражение. В это смутное переходное время при случайном просмотре компьютерного журнала с тестами первых “цифровиков” меня посетила робкая идея купить цифровой фотоаппарат. Хотя заявления японцев о скорой победе цифровой фотографии казались фантастическими, я понимал, что смерть фотопленки в будущем неизбежна. В конце концов, я решился. Компьютер у нас был, деньги бы я “наскреб”, поэтому оставалось выбрать аппарат. Вот это оказалось самым сложным. В то время как на Западе продолжалось триумфальное шествие цифровой революции, у нас она делала первые робкие шаги. Я мучился в сомнениях, а спросить было не у кого. На изучение технических характеристик и прайсов цифровиков ушло около двух месяцев. Наконец выбор был сделан в пользу Nikon 775. Когда я вручал его жене, ее первыми словами были: “Какой маленький и красивый!” Инструкцию с английского языка я перевел сам, но больше половины не понял. Как человека с высшим техническим образованием и аналитическим складом ума это меня сильно задело и даже “завело”. Не понять инструкцию к бытовому электроприбору - мне казалось, это унижает мое достоинство технического специалиста. Поэтому я решил “добить” инструкцию и понять принципы цифровой фотографии. А жена тем временем “щелкала” новым фотиком, ни о чем не задумываясь, и снимки с помощью сына переносила в компьютер. Иногда в приступе нежности она спрашивала меня: “Дорогой, что такое White Balance?” Я пытаюсь объяснить ей, что это настройка цветопередачи фотоматрицы аппарата, она не понимает. Я объясняю еще раз, что это установка цветовой температуры источника освещения, но она не понимает. Я объясняю в третий раз, что это калибровка RGB-компонент для правильной передачи белого цвета. Уже сам начинаю кое-что понимать, а она не понимает. Тогда я, накупив кучу книг и фотожурналов, снова углубился в дебри цифровых технологий. Однажды жена похвасталась своими снимками на экране компьютера. Мне они очень понравились. Более того, я был поражен! Я был восхищен! Во-первых, качеством и цветопередачей большинства снимков. После маленьких и тусклых отпечатков с пленки на экране монитора были яркие и точные цвета, хорошая резкость и правильная экспозиция. Во-вторых, если не на большинстве, то на достаточном количестве снимков были видны живые эмоции и оригинальные моменты из нашей семейной жизни. Качество большинства снимков было замечательным (во всяком случае, на мой неискушенный любительский вкус). Начитавшись ранее об искажениях цветопередачи, о недостаточной детализации и о других недостатках цифровых “мыльниц”, я ожидал худшего. Как приятно было обмануться в таких ожиданиях! Проникшись уважением к цифровым технологиям, я попробовал фотографировать сам. Увлеченные примером родителей, стали фотографировать дети. Nikon стал “ходить по кругу”. Старшая дочь стала снимать цветы в макрорежиме на нашей цветочной клумбе, сын снимал закаты, забираясь на крышу нашего дома, я, наконец, понял все пункты меню фотоаппарата и разобрался в инструкции. Расширяя возможности фотопечати, я пытался делать фотомайки и фотокружки, т.е. переводил наши фотографии на майки и кружки. Вместе с сыном мы выбрали и купили новый большой монитор с хорошей IPS-матрицей. Ну а жена, когда доходила ее очередь, упорно снимала младшую дочку. Осваивание все новых возможностей фотоаппарата, а затем и “Фотошопа”, составление электронных фотоальбомов стало увлечением всей семьи. Иногда вечерами мы устраивали просмотр наших фотографий на компьютере или экране телевизора, приглашая друзей или родственников. Вначале наш Nikon нравился мне все больше и больше. Маленький, легкий, удобный. Его фотографические качества мне тоже казались замечательными. Он имел целых два мегапикселя! Отличная цветопередача при дневном освещении, точный экспозамер, емкий аккумулятор, автоматические настройки. Что еще нужно начинающему фотолюбителю? Кроме того, большинство знакомых, увидев у меня в руках “цифровик”, говорили: “О, как круто! Где и почем взял?” Я ходил гордый и довольный приобщением к происходящей цифровой революции, сочиняя оды своему Nikon:
Так элегантен и красив. Вися на шее модной фишкой, Ты выдвигаешь объектив, Мир освещая мощной вспышкой.
Рой электронов возбудится На траекториях орбит. И вот нули и единицы Рисуют кадр за битом бит.
Готовым будь без промедленья, Включив режим на автомат, Лови прекрасные мгновенья, Мой цифрофотоаппарат! Но постепенно, по мере роста технического и творческого мастерства, я стал упираться в ограниченные возможности аппарата. Я стал замечать его недостатки. Пришло понимание, что это хорошая, но простая цифровая “мыльница”, предназначенная для начинающего любителя. А тут цифровая революция, как и предсказывали японцы, стремительно ворвалась на просторы Казахстана. Все вокруг стали обзаводиться крутыми цифровиками. Однажды и жена обнаружила, что наш “крутой” Nikon имеет всего 2 мегапикселя! А кроме того, медленный спуск, слабое увеличение и маленькую память. А начавшаяся среди производителей гонка за мегапикселями настойчиво предлагала новые модели и новые возможности. Мне все чаще и чаще становилось стыдно за свой старый фотоаппарат... В конце концов, его пришлось выкинуть. Сейчас у жены свой фотоаппарат, у меня - другой аппарат. Но и он постепенно перестает удовлетворять возрастающим требованиям цифровых технологий. Впереди очередной круг погони за понтами и мегапикселями. |