|
Мурат Уали В музыкальной жизни Казахстана формируется новое явление - композитор Сайраш и его “могучая кучка” аранжировщиков. Эта музыка уже выплескивается из студийных альбомов на сцены обеих столиц. В мае 2015 года в Большом зале алматинской филармонии прошла премьера сюиты “Судьба солдата”, в декабре - сюиты “Қазақ елі”. Весной и летом музыка Сайраша звучала в консерватории Алматы и в Академии искусств Астаны. В 2016 году предстоит новая концертная программа...
Аншлаг - делу венец Выдающимся музыкальным событием года был концерт “Қазақ елі”, ставший результатом совместного труда композитора, аранжировщика, дирижера, оркестра и режиссера видеоряда. В зале был полный аншлаг. Симфоническим оркестром Алматы дирижировал Марат Бисенгалиев. Он легко и непринужденно справлялся с руководством оркестром так же, как любой казахский бий когда-то управлял своим родом. В перерывах между частями сюиты зал взрывался аплодисментами. В контексте темы музыки так и хотелось крикнуть:
Наследник всех казахских биев, виват, Марат Бисенгалиев!
Мелодии Великой степи от эпохи гуннов до ЭКСПО-2017 увлекли слушателей в поток казахской истории. Звуки кобыза, сыбызги, даулпазов в сопровождении классических струнных, духовых и клавишных инстументов под управлением дирижеской палочки погружали слушателей в героику Тюркского каганата, в трагизм Великого джута или вдохновляли пафосом современности. Музыка сопровождалась видеорядом на экране большого монитора. Кадры из кинохроники и игровых фильмов усиливали влияние звуков, создавая объемные картины прошлого. К этому добавлялись “живые картины” на песке, создаваемые по ходу дела художником Екатериной Джепка. Получился не просто симфонический концерт, а невероятный по эмоциональной выразительности и аудиовизуальной наполненности синкретический аттракцион - сплав классики с соntemporary art... Мы с Сайрашем сидим в подвале его дома, в композиторской студии. Стены уставлены полками с книгами, в центре стоят несколько синтезаторов и огромный монитор “HP”. Рядом с монитором фотоколлаж в рамке - Сайраш в обнимку с Полом Маккартни. Я (Мурат Уали) задаю композитору вопросы, и Сайраш, воодушевленный последним аншлагом, с уверенностью рассуждает о своем творческом кредо, рассказывает о себе и своих музыкальных альбомах.
|
Сайраш и его творения
|
- Какие ощущения были после аншлага? - Я почувствовал себя альпинистом, вскарабкавшимся на вершину горы. Ранее мы с продюсером и аранжировщиком Сашей Шевченко долго выбирали гору, маршрут, команду единомышленников, инструменты и оборудование. И вот гора под названием “Қазақ елі” покорена. Хочется поблагодарить за помощь в проведении концерта Марата Бисенгалиева, исполнителей, режиссера визуальной части и финансового спонсора - компанию QAZAQ Capital... - Сайраш, я знаю тебя давно как физика, кандидата физмат наук, потом как риелтера-специалиста по недвижимости, затем как бизнесмена-строителя. И вдруг такая метаморфоза - ты стал композитором. Как докатился до такой жизни? - Музыкой я увлекался с самого детства. Помню, как у нас дома стоял такой древний проигрыватель с большой трубой, который страшно хрипел и шипел. Отец приносил много грампластинок с советской музыкой. Потом у меня появился катушечный магнитофон, и я стал слушать Beatles. Их свежая и необычная музыка на фоне советской эстрады так увлекала и завораживала меня. Мне казалось, будто среди толпы пожилых теток я вижу молодую симпатичную девушку. Творчество Beatles, особенно Пола Маккартни, на долгие годы стало для меня эталоном. В старших классах появилось другое увлечение - физика. А вот в физике эталоном был Энрико Ферми. У меня были такие же, как у него, кудрявые волосы, и я выщипывал их на лбу, чтобы хотя бы в прическе быть на него похожим. Скажу тебе по секрету, что это единственное, в чем я был похож на великого физика. А вот с Маккартни мне хотелось посоперничать. Поэтому после университета я пытался сочинять песни в стиле Beatles и даже записывал их на катушки. Но потом это все растерялось и забылось. Я снова увлекся физикой и уехал в Москву в аспирантуру. Но как только защитил диссертацию, подоспел крах Советского Союза, и стало уже не до физики. Да и та физика, которой я занимался, в Казахстане оказалась не нужна. Пришлось переквалифицироваться в спекулянты “купи-продай”. Потом занялся строительным бизнесом, а музыка ушла в глубины подсознания. И вдруг в 2011 году, в разгар кризиса, когда нашей строительной фирме было нечего делать, а мой мозг освободился от груза ежедневных финансовых проблем, музыка вернулась. Ночами мне стали сниться мелодии. Сначала я отмахивался и не придавал этому особого значения, но музыкальные сны не проходили. И тогда я начал записывать мелодии на диктофон, показывать друзьям и знакомым. Потом, получив положительные отзывы музыкантов, с помощью Бахыта Омарова и Казбека Спанова я выпустил свой первый диск под названием “Мелодии снов”. Ну а дальше мелодии стали преследовать меня постоянно. Я вошел во вкус и еле успевал их записывать. Последовал второй альбом, третий... Вот так я и стал подниматься до уровня музыкального искусства.
|
В поисках красивой мелодии
|
Могучая кучка - Сайраш, я знаю, что ты работаешь с командой алматинских музыкантов-аранжировщиков. Что это за “могучая кучка”? - Это лучшие музыканты Алматы - мои соавторы Далер Халилов, Виктор Хоменков, Александр Шевченко, Эрадж Кулизаде, Сатжан Шаменов, Владимир Поляков. Среди них есть не только алматинские, но и европейские аранжировщики - Ангелина Ершова из Рима и Виталий Михоэлс из Германии. Каждый из них уникален как музыкант, и с каждым из них было выпущено нескольких музыкальных альбомов. Кроме аранжировщиков есть составители партитур, звукорежиссеры, наконец, дирижеры и исполнители. Мелодия рождается одинокой и одноголосой. Может быть, она и красива, но вначале совершенно голая. А музыканты-аранжировщики, как портные-модельеры, облекают ее в роскошные наряды, так что она становится прекрасной женщиной, которую не стыдно вывести в свет. Одноголосая вначале мелодия благодаря “могучей кучке” обретает мощь и красоту звучания 70 инструментов симфонического оркестра. - А вот как тебе удалось заполучить в команду такую мировую звезду, как Марат Бисенгалиев? - Марат очень открытый человек. Он готов воспринимать все новое и необычное. Несмотря на загруженность работой в Европе, Индии, мировые гастроли, он следит за казахстанскими композиторами. Я послал ему диск с музыкой, и он выбрал его из десятков (или сотен) других предложений и сам позвонил мне. Остальное было делом техники. Впоследствии у нас с Маратом Бисенгалиевым возникли планы гастролей с нашим оркестром и музыкой “Ћазаћ елі” по нескольким странам. Но разразившийся финасовый кризис не позволил этим планам осуществиться. Кстати, Марат руководит еще и индийским симфоническим оркестром, в котором играют много казахстанских исполнителей. Индийские бизнесмены спонсируют этот оркестр, и он гастролирует по миру. А наш алматинский оркестр с грехом пополам финансирует акимат - это позволяет сохранить коллектив, но, конечно, не хватает спонсоров. А вообще это очень сильный коллектив и мог бы достойно формировать музыкальный имидж Казахстана на любых гастролях, особенно с музыкой отечественного производителя.
|
Сайраш, Марат Бисенгалиев, Александр Шевченко
|
Профессионализм или любительщина - Насколько я знаю, ты ценишь профессионализм в любой области. Построенные вашей строительной фирмой здания являются украшением Алматы. А вот в музыке считаешь ли ты себя профессионалом? - Есть разные уровни и области профессионализма. Категорически нельзя быть непрофессионалом в естественных науках, в армии, в госуправлении, в строительстве, может, и еще где-то. В современной физике или биологии любительщина исключена. В строительстве непрофессионализм может закончиться разрушением построенного здания. А в гуманитарной сфере непрофессионалов полно. Там это не смертельно. Более того, я думаю, что профессиональное образование гуманитариев - консерватории, литинституты, истфаки и пр. - накладывает на человека огромные шоры, которые мешают свободному творчеству. Так называемый профессионал становится специалистом по чужим текстам или чужой музыке, что выхолащивает его собственный творческий потенциал. Например, Курмангазы или Моцарт никаких “консерваториев” не кончали. Но ведь они были профессионалами в музыкальном творчестве высочайшего уровня. Я себя не считаю профессиональным композитором, скорее мелоди мэйкер. Я задаю музыкальную тему, ее тональность, определяю ее развитие во времени, компоную саундтреки в единую композицию, продумываю стиль и название альбома. При этом альбомы последних лет - это не случайный набор треков, а попытка философского осмыслением какого-либо явления. Возможно, это не всегда получается. Но я стараюсь и называю это философией музыки, а себя музыкальным философом. Но таких общепринятых названий нет, поэтому приходится довольствоваться стандартным термином “композитор”. - Какие достижения в твоей музыкальной философии? - Это сюиты “Под небом Евразии”, “Судьба солдата”, “Қазақ елі”, “Век Китая”. Например, до меня никто не описал музыкальными средствами историю казахского народа на протяжении двух с лишним тысяч лет. В этом смысле “Ћазаћ елі” уникальное музыкальное произведение. Сейчас я завершил альбом под названием “Век Китая”. Это китайская музыка, и мне хотелось бы, чтобы она была исполнена в Китае китайским симфоническим оркестром. Вот это важно. Это будет следующая вершина, которую я хочу покорить. Пока веду переговоры с китайскими представителями. - Как твое соперничество с Полом Маккартни? Ты обогнал его в количестве диско-альбомов? Наверное, теперь ты можешь претендовать на занесение в Книгу рекордов Гиннесса? - В современной музыке на рубеже столетий для меня существуют две вершины. Это Пол Маккартни и Стиви Уандер. Это гениальные музыканты. Когда-то я смотрел на них как на божественных обитателей музыкального олимпа, которым хотелось подражать и пристроиться где-то в тени их гениальности. А сейчас я отношусь к ним спокойно, как к собратьям по цеху. Насколько я знаю, у Маккартни выпущено около 30 альбомов, у Уандера - около 10. У меня на сегодня выпущено 37 альбомов, четыре еще в процессе оформления, а до конца года их будет 50. Но количество альбомов - всего лишь показатель творческой активности. Важно не выбиться раньше времени из того ритма, из того состояния, в котором рождаются мелодии. Не менее важно, чтобы количество перешло в качество. От каждого из великих композиторов прошлого осталось всего несколько мелодий, которые вошли в Золотой фонд музыки. Вот и я мечтаю, чтобы от меня тоже осталось хоть несколько мелодий, которые бы не забылись, остались в веках и вошли в этот Золотой фонд. А рекорд никуда не денется. - А не мешает ли сочинение музыки основной работе? - Конечно, мешает. Но сейчас для меня основной работой стало сочинение музыки. Строительный бизнес - это на 90 процентов набор стандартных решений. Мне это уже не так интересно. К сожалению, в Казахстане невозможно более-менее прилично существовать, только сочиняя музыку. Поэтому я вынужден работать в строительном бизнесе, чтобы кормить семью, чтобы “штаны не упали”, чтобы давать заработать аранжировщикам и исполнителям. А вот музыка - это чистое искусство, и теперь здесь сосредоточены мои основные интересы и эмоции. Вообще основа любого творчества - это эмоция творца и ее сублимация в доступный человечеству знаковый код. А в основе эмоции лежит электрохимическая вспышка в мозгу, такая же, как во время оргазма. Это такой же мощный выброс эндорфинов. Но творчество - это интеллектуальное удовольствие и наслаждение. В отличие от оргазма после такой вспышки остается результат творческого акта - мелодия, картина, теория, поэма и пр. - В результате совместного оргазма могут появляться дети. - Да, конечно. За последние три года у меня появилось двое сыновей! Но творческий оргазм гораздо плодотворнее. Сравни: двое детей - и 37 альбомов! Если мелодия, которая пришла в голову, мощная, нестандартная, красивая - это неописуемое удовольствие от того, что ты автор этой красоты. А мне такие мелодии приходят очень часто. Творчество - это неотъемлемая черта человечества. Это очень сильные эмоции. А чтобы это было доступно многим, человека надо с детских лет приучать к жажде творчества. И тогда мы вырастим творцов, а не равнодушных исполнителей... Тут сверху раздаются детские крики, переходящие в истошный детский плач. Сайраш прерывает поток своего красноречия и убегает наверх разбираться в процессе выращивания творцов. Что ж, пожелаем ему побольше творческих... успехов.
|