|
Алена Велар В Москве завершился первый этап VI Московской биеннале современного искусства Биеннале уже десять лет является международным форумом современного искусства, проходящим в Москве по нечетным годам начиная с 2005 года
В этом году много перемен: выставочное пространство Манежа сменилось на ВДНХ, его центральный павильон, программа основного проекта разбилась на два периода, которые можно обозначить как “процесс” и “документ”. С 22 сентября по 1 октября - это период исследовательского форума: дискуссии, лекции, мастер-классы и перформансы, все публично и максимально доступно. А с 3 октября по 1 ноября - собственно выставка, в качестве экспонатов которой демонстрируются работы художников, созданные по итогам первого периода. Перемены произошли и в названии. Первоначально биеннале называлась “За прогрессивную Евразию”. Но в итоге кураторы дали очень длинное название “Как жить вместе? Взгляд из центра города в самом сердце острова Евразия”. Не приняв во внимание географический аспект, три куратора, а это директор антверпенского музея современного искусства MuHKA Барт де Баре, директор Кунстхалле в Вене Николаус Шафхаузен и директор центра современного искусства Witte de With в Роттердаме Дефне Айас, по словам последней, больше озадачены политическими аспектами: “Мы втроем занимаемся политикой в искусстве и искусством в политике. И очень верим в то, что искусство может что-то менять”. Комиссаром Московской биеннале является искусствовед Иосиф Бакштейн.
“Как жить вместе?” Поисками ответа на вопрос добрососедства центральной темы биеннале наряду с организаторами занимались более семидесяти российских и мировых художников, специальные гости, среди которых Рем Колхас (архитектор), Саския Сассен (социолог), Микеланджело Пистолетто (художник), Ульрике Геро (политолог), Мариана Маццукато (экономист), Эяль и Инес Вайцманы (историки архитектуры), Акбар Аббас (профессор компаративистики), Горан Петрович Лотина (исследователь, куратор, писатель), Евгений Гонтмахер (экономист), Янис Варуфакис (экономист), Паскаль Гилен (социолог, историк искусства). Они участвовали в главном и в ста пяти специальных и параллельных проектах. Как на политическом, так и на общечеловеческом уровне сложность взаимоотношений исследовалась на более чем семидесяти площадках по всей Москве. По словам Барт де Баре: “Мы хотели сосредоточиться на встречах и взаимоотношениях людей в реальности. Не только правительств из разных стран, но и обычных людей, которым порой трудно найти взаимопонимание, но мы его находим”. Декорации архитектуры зрелого сталинизма центрального павильона ВДНХ, где идет реставрация скульптуры Евгения Вучетича “Знаменосцу мира, советскому народу - слава!” 1939 года - это тоже некий ответ на заданный кураторами вопрос - евразийцам, зависшим в неустойчивом равновесии между Брюсселем и Пекином. С другой стороны, как рассказал сокуратор биеннале Николаус Шафхаузен: “Интересует не сам продукт, а дополнительная ценность, которую искусство создает в нашем сознании, что потом и приобретает академические формы. Нам хочется, чтобы был создан новый формат биеннале. Поэтому мы объединяем лучших художников и мыслителей, чтобы создать пластичную ситуацию для мышления”.
Исследованием евразийства на Московской биеннале занималась и казахстанская художница Алмагуль Менлибаева в проекте Image с одной из четырех фотографий, выбранных для фасада центрального павильона, и видеоработой “Зеленый, желтый, красный и снова зеленый”. Это о светофорах по всей Евразии, которые в этом проекте исследуются как единый язык. Съемки были сделаны в Астане, Алматы, Париже, Берлине и Брюсселе. Посетив мероприятия в рамках Московской биеннале и осмысливая увиденное и услышанное, прочитав массу материалов, я наткнулась на интервью Екатерины Проничевой, которое она дала газете об искусстве The Art Newspaper Russia. На вопрос, пришлось ли как-то специально готовить павильон, чтобы принять биеннале, генеральный директор “ВДНХ” ответила: “Он пока не отреставрирован. Там проведены только противоаварийные работы, поэтому-то и сложно... Хорошо, что современное искусство требует куда меньшего приспособления, чем классическая музейная развеска с климатом и другими ограничениями”. Так и мировой “павильон” Евразия в исторической перспективе требует “специальной застройки” нашего общего сосуществования, над проектом которой трудились участники VI Московской биеннале современного искусства.
Фото автора |