|
Алексей Мальченко Наблюдая за катаклизмами, происходящими в мире, просыпается чувство боли и сочувствия к людям, на которых обрушился гнев природы. Но какими бы ни были эмоции, они сопровождаются самоуверенной мыслью “это может случиться с кем угодно, но только не со мной”. Этот самообман растворяется в суматохе, когда стихия обрушивается на твой дом. Лучшее тому доказательство - сель, сошедший на Алматы. Но все же бывают такие сценарии, когда фортуна поворачивается лицом и буквально накануне происшествия выносит человека из эпицентра чрезвычайного происшествия. Как правило, такое стечение обстоятельств в корне меняет мировоззрение человека и позволяет взглянуть на мир другим, новорожденным взглядом
Четверо казахстанцев в апреле этого года посетили Непал, откуда вернулись за несколько дней до начала трагических событий 25 апреля, когда два сильнейших землетрясения амплитудой 7,8 и 7,3 (12 мая) разрушили сотни домов, унеся жизни восьми тысяч человек. Это обстоятельство потрясло весь мир, но для наших соотечественников из группы туристов, куда вошли Андрей Ким, Ася Немере, Салтанат Жанузакова и Эрик Карабаев, эта трагедия стала личной. Увидев и запечатлев на “пленку” красоты этого историко-туристического рая, они решили поделиться с казахстанцами впечатлениями и своим взглядом на еще тот, не разрушенный стихийным бедствием мир, создав благотворительную фотовыставку Nepal Appeal. Все средства, собранные за счет продажи выставочных фотографий, а также пожертвований, будут переданы в комитет ликвидации последствий стихийного бедствия Великобритании (Disaster Emergency Committee UK http://www.dec.org.uk). Также во время выставки будет возможность сделать взнос интерактивно, путем денежного перевода непосредственно на сайте www.dec.org.uk. Выставка Nepal Appeal уже прошла в Астане, где организаторам удалось собрать 250 тысяч тенге. С 11 по 24 июля работы смогли увидеть алматинцы, где общая копилка пополнилась еще на 119 387 тенге, 30 евро, 100 долларов и даже 5 российских рублей. С 26 июля по 3 августа в Караганде пройдет заключительная выставка, которая позволит подвести итоги. В интервью с “НП” более подробно о проекте и его зарождении рассказал автор творческих работ Андрей Ким.
- Андрей, вы, возможно, один из последних казахстанцев, кто запечатлел Непал в гармонии с природой. Чем именно он вас затронул? - Невероятная доброта и гостеприимство Непала, его нетронутые красота и история не могут оставить равнодушным человека, который хоть раз побывал в этой стране. Мы до сих пор шокированы масштабами этой катастрофы. По оценке ООН, требуется 423 миллиона долларов на ликвидацию последствий и восстановление инфраструктуры. Мы очень надеемся, что казахстанский народ откликнется и внесет свой вклад в этот нелегкий период для Непала. Что касается изначальной цели поездки, то Непал был моей давней мечтой. Эта страна была закрыта для интуристов до середины 1950-х годов, потому и сохранила свою уникальную самобытность. Есть фотография королевской площади, сделанная еще в 1901 году, на которой изображены сооружения, датируемые концом XV века. Я нашел тот же ракурс, откуда запечатлел одноименную сцену. И, в принципе, я ловил себя на мысли, что когда ты находишься среди этих построек, если убрать айфоны и прочие гаджеты, то сложно понять, какой сейчас год, точнее, я скажу даже больше - век. Местные люди очень самобытны, и это не может не трогать. Думаю, этим и ценен Непал, благодаря этой отстраненности от цивилизации страна и собирает такое число туристов, которые, в свою очередь, делают существенный вклад в экономику страны. Землетрясения прошли, но страну трясет до сих пор, поскольку туристическая артерия оказалась перебита. И даже зайдя за рамки благотворительности, самой лучшей поддержкой для Непала будет активизация туризма. Собраться и провести отпуск там, инвестируя в экономику страны - вот лучшая помощь.
- Когда вы покинули Непал? - Улетели мы 23 апреля, а все случилось через два дня. На тот момент мы еще были под впечатлением от поездки и, включив новости, просто не поверили своим глазам - что те места, которые еще свежи в воспоминаниях, уже не существуют или они сильно пострадали. - На момент съемки вы еще не знали, что будет землетрясение. Что вы хотели показать своими работами, что в них отражено? - Изначально хотелось показать людям, что можно отдыхать немного иначе. Отойти от клише турецкого варианта аll inclusive, когда весь отпуск проходит на шезлонге с кружкой пива в руках или в ресторанах при отеле, где изобилие еды приводит к перееданию. Туризм в Непале подразумевает очень много передвижений, только так можно раскрыть его полностью. Непал дает гораздо больше, ты открываешь для себя новый, но древний мир, при этом становясь его частичкой. Но сложилось так, что у этих работ вышла совершенно другая миссия. - Во время нашего знакомства вы сказали, что по образованию врач-травматолог. Отдав столько лет медицине, как получилось, что вы столь кардинально поменяли направление и окунулись в мир фотографии? Неужели рентгенография сделала свое дело? - Уже два года, как я ушел из медицинской профессии, полностью посвятив себя фотографии. И, честно говоря, не жалею об этом. В первую очередь потому, что теперь я не привязан к рабочему месту и, занимаясь фотографией, я много путешествую. За два прошедших года я посетил столько стран, сколько в своей профессии мог себе позволить за десять лет.
- И все же что послужило причиной перемен? - Дело случая. Еще в университетские годы я попал в Америку, где подвернулась возможность по адекватной цене купить хороший фотоаппарат. Мне всегда хотелось заниматься чем-то творческим, но слуха у меня нет, голоса - тоже, про навык написания картин я и вовсе молчу. Первый опыт у меня был по видеосъемке, но не пошло. А фото оказалось той самой нишей, в которой я чувствую себя уверенно и комфортно. Отчасти я попал в волну, когда фотография в Казахстане стала хорошо оплачиваться. Тогда же, параллельно с обучением в меде, я фотографировал людей в барах, и это приносило мне доход, который покрывал все мои расходы на обучение и быт. По окончании университета, когда на медицинской работе приходилось пахать сутками и при этом фотография меня уже не отпускала, я ощутил колоссальную нагрузку. Она, в свою очередь, и привела к тому, что продолжать совмещать эти два направления больше не реально, нужно делать выбор. - Андрей, был ли у вас раньше опыт проведения таких благотворительных фотовыставок? - Нет, что касается благотворительности - это мой первый опыт. Выставки другого характера проводились неоднократно, но в таком разрезе - впервые. На самом деле, организация выставки - очень хлопотное и затратное дело. С финансовой стороны, может быть, было бы проще просто скинуться с друзьями и выслать какую-то сумму денег. Но Nepal Appeal дает немного больше, чем просто финансовую помощь пострадавшим. Эта выставка призывает казахстанцев не просто привлечь внимание к существующей проблеме, а стать частью глобального проекта по восстановлению Непала.
- Тут выставлены 22 работы, наверняка архив, привезенный из Непала, намного больше. По какому принципу вы отбирали фотографии? - Фильтровать фотографии всегда непросто, а в этом случае добавилась и моральная нагрузка. Сначала я выбрал снимки, которые мне понравились, получилось около 500, что для выставки нереально. Затем было еще несколько этапов сокращений, и в заключение я выбирал, отдавая приоритет не качеству, а информативности. То есть осталось 22 работы, которые нужно показать людям. - Эти 22 работы - они неизменны или для каждого города вы делали свою подборку? - Нет. На всех трех локациях список работ идентичен. - И в заключение, какая из выставочных работ больше всего говорит о трагедии? Вы можете выделить какой-то один снимок? - В каждой из 22 работ есть мысль, душа и трагедия, я бы обратил свое внимание на снимок царской площади, ведь сложилось так, что эта фотография больше ста лет рассказывала о сердце Непала, теперь там остались одни руины. Как показали две уже прошедшие выставки, к судьбе Непала остались неравнодушны не только энтузиасты-организаторы, но и многие казахстанцы. Без крова и в числе пострадавших от движений земной коры оказалось больше восьми миллионов человек, которые до сих пор нуждаются в поддержке. Для того чтобы понять, насколько значимым может оказаться вклад каждого отдельного человека, можно привести наглядный пример трат на досуг у нас в стране и реализации той же суммы денег в Непале. Так, на тысячу тенге в Казахстане можно купить 2-3 бутылки пива, а в Непале эта сумма денег позволит обеспечить одну семью чистой питьевой водой на целый месяц. 3000 тенге - поход в кинотеатр или возможность обеспечить едой семью из трех человек на неделю. 15 000 - ужин в ресторане или надежный кров для трех непальских семей.
Судьба вольна вести себя, как ей вздумается. Человек ушел из профессии, которая связывала его с человеческими жизнями, но спустя время она вновь подвела к тому, что его труд может повлиять на судьбы, а может быть, и жизни людей. Вряд ли кто-то хотел бы оказаться на месте тех, у кого практически в одночасье разрушился весь мир, который оберегал, даря умиротворение. Мы не можем изменить прошлое, но повлиять на будущее непальцев реально. Фото автора |