ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Сады Бога Последняя страница

Андрей Губенко
Национальное достояние

alt

Кленовый лист - на флаге Канады, ливанский кедр - соответственно, на флаге Ливана. Лавровый венок - на гербе Греции, оливковая и дубовая ветви - на неофициальной, но оттого ничуть не менее символичной эмблеме Франции. Плодоносящее кофейное дерево - на гербе Бразильской Республики, цветущая золотая акации - на гербе Австралийского Союза...
И это не считая финика и персика в названиях бывших стран, ныне исчезнувших или переименованных.
Иной читатель, быть может, сделает из всего этого вывод, что геральдикой занимаются ботаники, в прямом да, пожалуй, и в переносном смысле. Ну в какой-то мере... Но заслуживающим внимания будет и предположение, что украшая каким-то деревом (его листьями, плодами, цветами) государственные символы, люди тем самым подчеркивают ни много ни мало роль данной агрокультуры в культуре вообще, в своей национальной истории.
К нашей стране, между прочим, это тоже относится. Пусть географически большая часть Казахстана и представляет собой пустыню или, самое многое, степь, встречаются у нас уголки природы в плане флоры более сбалансированные.
Один из таковых - область Семиречья с историческим (хотя с некоторых пор и не административным) центром в городе Алматы. Напомню, что на гербе южной столицы, ниже горных пиков и выше снежного барса, аккурат в центре круга изображены семь красных цветков яблони

 

Красный цветок
Скорее всего, Недзвецкого - редкого тянь-шаньского аборигена (речь, конечно, о дереве, хотя и сам Владислав Ефимович, открывший этот вид, - заслуженный наш земляк, пусть формально и не местный уроженец). Ибо пурпуровые бутоны, затем того же оттенка цветы и мякоть плодов и даже обратная сторона листьев - фирменная отличительная особенность именно яблони Недзвецкого. Равно как и культурной декоративной формы, которую вывел на базе нашей дички немецкий ботаник Георг Дик, благодаря чему эта последняя и вошла в садовничью культуру сначала Германии, а затем и остального, доросшего до ландшафтного дизайна мира, получив латинское наименование Malus niedzwetzkyana Dieck.
Но не исключено, что на гербе изображены цветы второй нашей знаменитой яблони. Правда, вид этот совсем не редок, а напротив, покрывает прилавки Заилийского и Джунгарского Алатау повсеместно и цветет десятками оттенков розового - собственно от белого до красного. Зато и роль яблони Сиверса (а о ней идет речь) в цивилизации края выходит далеко за пределы декоративной, украшающей в конце весны местные ландшафты всеми теплыми цветами радуги. Во-первых, именно ей Семиречье обязано всесоюзной (а то и всемирной) славой своего главного продуктового бренда - алматинского апорта. А во-вторых, ученые (причем не только наши, но и европейцы с американцами) установили, что именно яблоня Сиверса является прародительницей всех культурных яблонь на Земле.
Как бы то ни было, обе яблони - и Сиверса, и Недзвецкого - заслуживают красоваться на гербе Алматы, равно как и обе являются героинями (вслед за сайгой и тюльпаном в прошлых номерах “НП”) сегодняшнего рассказа о символах природы Казахстана, о подлинном национальном достоянии нашей страны.

 

 

История яблочной
цивилизации
На самом деле не Нью-Йорк, а Алматы следует называть “Большим Яблоком”. Впрочем, прежнее, ныне упраздненное имя города - Алма-Ата - примерно что-то такое и означало. Не исключено даже - было авангардистской калькой с английского на казахский, предложенной революционно настроенными ономастами на историческом собрании Президиума ЦИК Туркестанской АССР в 1921 году, когда, собственно, Верный и переименовали...
С древности подножия центрально-азиатских гор - от Алтая до Памира - славились среди караванщиков Шелкового пути самыми настоящими лесами из гигантской (до 14 метров высотой) дикой яблони Сиверса, а больше других - прилавки Северного Тянь-Шаня. Кстати, названием своим - Malus sieversii - вид обязан русскому немцу Иоанну Сиверсу, ученому-аптекарю и члену Императорской Академии наук, который, путешествуя в числе прочих стран по Тарбагатаю (Южному Алтаю), и сообщил коллегам в 1793 году о поразившем его дереве.
Впрочем, тогда казахстанский абориген лишь был добавлен на общих, как говорится, основаниях в число уже известных науке дичек, куда входили яблоня лесная, яблоня восточная и даже яблоня карликовая, или райская - Malus paradisiaca. Всего 27 видов. При этом предком домашних яблок по-прежнему считалась лесная яблоня, родом с юго-востока Европы, а именно с Кавказа. И только через полтора столетия ученые стали пересматривать эту точку зрения, разглядев истинное значение дерева с отрогов Тянь-Шаня во всемирной яблочной цивилизации.

 

 

И первым в их списке фигурирует знаменитый ботаник и генетик Николай Вавилов, опубликовавший концептуальный труд о мировых центрах происхождения культурных растений. В поисках этих самых центров он много путешествовал и долгое время даже возглавлял Всесоюзное географическое общество. Но, кроме того, был чиновником: до поры Советское государство ценило ученого-новатора, наградив за упомянутый труд премией имени В.И. Ленина, а также введя в состав ВЦИК, чтоб использовал свою теорию для развития сельского хозяйства молодой республики. И вот, совершая в 1929 году ознакомительную поездку в Синьцзян - с целью изучения аграрных особенностей Китая, - он сделал остановку в тогдашней Алма-Ате.

Исследовав местные прилавки, Вавилов и добавил в свое учение еще один пункт, придя к выводу, что мировым центром происхождения культурных сортов яблонь является именно нынешняя Алматинская область, но никак не Кавказ: “Дикие яблони Кавказа сравнительно мелкие. Наоборот, дикие яблони Туркестана и в особенности Семиречья отличаются сравнительной крупноплодностью: отдельные деревья несут плоды, не уступающие по качеству культурным формам. Некоторые поражают своей крупностью, исключительным плодородием. Можно наблюдать всю гамму переходов от типичного мелкого кислого дикого яблочка до культурных, вполне съедобных форм”. И далее, подытоживая: “Можно воочию убедиться в том, что мы находимся в замечательном центре происхождения культурной яблони. Некоторые формы настолько хороши по качеству и размеру плода, что они могут быть просто перенесены в сад”.
Добавим, это действительно одна из самых мощных, красивых и... вкусных дичек. Ее плоды, как никакие другие, близки к садовым формам, достигая порой 100 граммов веса. Впрочем, повторимся, несметное разнообразие размеров, окраски, вкуса да и цветков - от белоснежных до почти пурпуровых - еще одно характерное свойство вида Malus sieversii.
Так вот, интуиция великого ученого не подвела. Спустя полвека идею Вавилова подтвердил самый подробный генетический анализ. В частности, доктор Оксфордского университета Барри Джунипер исследовал структуру ДНК 2500 сортов культурной яблони и выяснил, что структура ДНК всех 2500 культурных сортов яблонь идентична нашей дикой яблоне Сиверса. Так смелая гипотеза, что семиреченский участок с яблоней Сиверса - первичный очаг одомашнивания этой культуры, откуда ее затем и расселили по земному шару, стала общепризнанной научной истиной.
Как и то, что в горах Заилийского и Джунгарского Алатау сосредоточены крупнейшие в мире ресурсы дикорастущих яблонь. Пока, во всяком случае. И надо приложить все усилия, чтобы так оставалось и впредь.

 

 

С тех пор, как теорема стала аксиомой, к нам в Семиречье зачастили зарубежные экспедиции, активизировались и отечественные ученые во главе с профессором Джангалиевым, в результате был сформулирован ряд необходимых для сохранения вида запретительных мер. Тем более в условиях непосредственной близости с крупнейшей в Казахстане алматинской агломерации (3 миллиона человек). В местах произрастания дикой яблони надо было прекратить выпас скота, заготовку древесины и возведение загородных дачных массивов. И что не менее важно, культурное садоводство должно развиваться не ближе чем на полет пчелы (около двух километров) от дикорастущих плодовых лесов.
Впрочем, создание Жонгар-Алатауского национального парка в Аксуском, Саркандском и Алакольском районах Алматинской области как раз и призвано решить эту задачу. Наряду с уже ранее существовавшими Иле-Алатауским парком и Алматинским заповедником эти природные охраняемые территории одной из своих целей как раз и ставят сохранение уникальных яблоневых лесов наших гор.
А вот судьба “культурного кузена” яблони Сиверса - знаменитого алматинского апорта - оптимизма не вызывает. Известно, что это гибрид, созданный путем прививки черенков южнорусского народного сорта апорт Александр на подвой яблони Сиверса. Вторая волна переселенцев в Верный - в основном из Воронежской области - привезла с собой распространенный на родине сорт и, напоив его соками силача-аборигена, сделала из неплохого, но и невыдающегося фрукта великий бренд. Я и сам, несмотря на не сенаторский еще возраст, едал яблоки в килограмм весом.
Сейчас, конечно, таковых уже не встретишь. Говорят, кризис: плохая экология, вырубка садов в прилавках, вовсю застраивающихся элитными особняками. Короче, эндемик на грани вымирания...
Чушь. Ведь такого самостоятельного сорта, как алматинский апорт, просто не существует. Каждое его поколение создается заново (как и то - самое первое.) Для чего нужны лишь ресурсы и усердные садоводы - такие как Редько, Алферовы, Моисеевы, которые и выпестовали когда-то славу садов Алатау (не зря другое название алматинского, а прежде верненского апорта - редьковское яблоко.)
Ресурсов - могучих диких яблонь - во фруктовых чащах Заилийского Алатау по-прежнему вдоволь. Пусть и меньше, чем раньше, но хватает. Редько редки.

 

 

Все оттенки
красивого
Впрочем, мы отвлеклись. Понятно, что для науки, да, пожалуй, и цивилизации ценность первоначальной дички - идеи яблока, как бы выразился философ Платон - несравненно выше любой из культурных форм. Даже алматинского апорта - как бы дорог он нам ни был.
Тем более если речь идет о такой дичке, которая в отличие от яблони Сиверса уже сейчас чрезвычайно редка и находится в Красной книге. Мы говорим, понятное дело, о яблоне Недзвецкого.
Удивительно гармоничная пара, к слову, получается. Если яблоне Сиверса обязаны все садоводы Земли, выращивающие яблоки как продукт питания, то без яблони Недзвецкого нельзя себе представить современное декоративное садоводство.
Благодаря уже упомянутому доктору Георгу Дику, введшему это дерево в мировую культуру, а также и другим селекционерам, в том числе Мичурину, создавшему на ее основе сорта “бельфлер красный”, “бельфлер-рекорд” и “Комсомолец”, сегодня наблюдается огромное разнообразие форм, размеров и цветов деревца, которое при этом именуют яблоня Недзвецкого.
Здесь та же ситуация, что и с тюльпаном. В той же Голландии и вообще в мире насчитывается множество разновидностей этого цветка, но настоящий, первоначальный, созданный Богом тюльпан можно увидеть лишь на его родине - в апрельских степях Южного Казахстана.

 

 

Исконную яблоню Недзвецкого - деревце до 8 метров высотой, обильно цветущее интенсивно красным цветом - пурпурового, карминного, малинового оттенков и имеющее те же оттенки в окраске коры, листьев, а затем и самой мякоти плодов - также можно увидеть только на ее родине. На прилавках, то есть в предгорьях Заилийского Алатау, на высотах 1000-1200 метров.
Ходят, правда, околонаучные споры: где действительно находится родина этой яблони. Верно ли, что чиновник верненского муниципалитета (но краевед и коллекционер по призванию) Владислав Ефимович Недзвецкий впервые обнаружил ее в окрестностях станицы Софийской - нынешнего города Талгара? Или все же привез из экспедиций в соседнюю Кашгарию - мол, не зря же в народе ее назвали “кульджинка”, то есть прибыла она к нам по дороге из Кульджи, уйгурской окраины Китая?
Однако, похоже, споры эти останутся неразрешенными, ведь никаких неопровержимых доказательств нет ни одной из этих версий. Да, может, так и лучше: интрига и тайна происхождения лишь добавляет и самой яблоне, и всей этой истории очарования, превращая ее в легенду.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение