|
Константин Маскаев
Говорят, он настоящий! Сегодня у главного новогоднего волшебника появился домашний адрес и даже выписан паспорт гражданина. И если кто-то отправит Деду Морозу письмо обычной почтой, то ответ гарантирован. Вместе с праздничной открыткой приходит и маленький подарок: сладости или игрушка. Несколько зимних недель тень этого деда неотступно следует за нами в виде ледяных и шоколадных фигур, плакатов и прочих изображений. Он словно член практически каждой светской семьи: позитивно влияет на поведение детей и приносит им подарки. Но откуда явился в нашу жизнь этот мифический, древний и, пожалуй, самый известный праздничный зимний дед?
Интересно, что родословной Дела Мороза как-то накануне третьего тысячелетия заинтересовалось даже серьезное издание “Наука и жизнь”. Мы тоже перелопатили груду отечественных и зарубежных источников и сегодня готовы приоткрыть некоторые культурологические и исторические завесы вокруг этого доброго имени.
Поскольку дед этот - зимний и передвигается чаще всего на оленях, то и родину его следует искать на севере. Существует предположение, что и прародину индоевропейской семьи народов - легендарную Гиперборею - следует искать в землях Русского Севера. Древние греки называли ее Арктида или Дария.
Гиперборейцы говорили на одном общем языке и особо почитали могучего бога, которого называли Варуна. Ему подчинялось небо, он был владыкой всех вод. В руках у него - вечнозеленое древо, на котором сверкают звезды (кое о чем это напоминает, не так ли?). Со временем грозного Варуну чаще всего стали звать просто Дедом. Люди говорили, что у него не забалуешь. Дед был грозен, но справедлив.
|
Позвизд |
Другим возможным прообразом Деда Мороза можно назвать и Позвизда - славянского бога бурь и непогод. Вместо плаща у него ветры, с его одежды хлопьями спадает снег, а стоит тряхнуть ему головой, валит на землю крупный град. В свите Позвизда, понятно, бури и ураганы. Но зимой, примерно к 21 декабря, дню зимнего солнцеворота, он становился поспокойней и с ним можно было поладить.
Был в мифологии и другой персонаж - Зимник, также известный в киноверсии как Морозко. Это тоже старичок. Пусть и небольшого роста, но с белыми волосами и длинной седой бородой. Ходил с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с ледяной булавой в руках. Где он пройдет - там жестокая стужа. Посему, дабы не окоченеть в конец, люди обращались к Зимнику со своими просьбами. Тот отвлекался на выполнение и морозил не так сурово.
В числе “сродников” нашего деда есть и грозный Чернобог (он же Карачун), покровитель тьмы. Его день - тоже 21 декабря, самый короткий в году и один из самых холодных дней зимы. Карачун повелевает морозами, ветрами и укорачивает светлое время суток. Его подручные - медведи-шатуны, которые оборачиваются буранами, и метели-волчары.
|
Кощей |
К слову, по мнению философа, исследователя литературы и теоретика искусства Михаила Михайловича Бахтина, который воспринимал мифологию и сказку столь же серьезно, как и всю историю цивилизации, у Карачуна было и другое имя - Кощей. И фамилию Бессмертный народная молва дала ему не просто так. Старославянское “кошь” (“кошть”) означало “сухой, тощий, худой телом”. Близко по значению слову “кость” и как нельзя лучше характеризует самого Кощея: старик, тощий настолько, что кости видны, скелет ходячий! Такой не нуждается в тепле, ему и в стужу хорошо. Потому характер у него скверный - Кощей все морозит, превращает в лед. А еще слово “кощей” восходит к “кощун”, то есть колдун. Там, где он живет, не растут деревья, не поют птицы, не родит земля, солнце не пускает свои благодатные лучи. В царстве Карачуна-Кощея всегда сумрак.
Тут уместно сказать, что Кощей не одинок. Есть у него супруга, с которой он, правда, видится редко, ибо однополярные элементы по законам физики отталкиваются. Зовут ее Яга. Баба всегда неопрятная, простоволосая, в одной рубахе без опояски. По Владимиру Далю то и другое - верх бесчиния.
|
Баба Яга |
Так вот, предполагают, что сыном Кощея и Яги и является известный нам дед по имени Мороз. А его добрый ныне нрав - современная трансформация. И компенсация злобных натур родителей. Причем щедрость и заботу о детях он унаследовал от матери. Согласно мнению крупнейшего специалиста в теории и истории фольклора Владимира Яковлевича Проппа, Баба Яга живет в трех ипостасях: дарительницы (дарит героям сказочных коней или волшебные предметы), похитительницы детей и воительницы (сражаясь с ней, герои всегда переходят на новый уровень зрелости). При этом злобность и агрессивность Яги не являются ее доминантными чертами. Это лишь проявление иррациональной натуры. Поэтому Яга еще и хозяйка леса, которую можно уговорить и задобрить. Наш же дед отказался от злобного наследия и уже не несет в себе фамильных черт. К тому же у него есть всегда очаровательная внучка Снегурочка.
|
Дед Мороз |
Но раз есть внучка, не обошлось хотя бы без одного ребенка. Кем были дети Деда Мороза, уже неизвестно. Возможно, их вытеснила из памяти христианская культура, которая отождествляет Деда Мороза и реального человека - архиепископа Николая из Ликийского города Миры, защитника бедняков и детей, покровителя моряков и студентов. Добрые дела и чудеса, которые сотворил Николай Чудотворец в течение жизни, возвели его в ранг святых.
Своеобразным “крестным отцом” Деда Мороза оказался писатель Владимир Одоевский, который в 1840 году опубликовал свою сказку про Мороза Ивановича. Он еще не совсем “наш Дед Мороз”, но уже очень-очень близко! Впрочем, для Снегурочки Дед Мороз может быть только опекуном. Но рядом с дедом она появилась в пьесе “Снегурочка” русского драматурга Александра Ивановича Островского в 1873 году. По сюжету ее родители - Мороз и Весна, так что барышня, скорее всего, дочь. Но в силу разницы в возрасте воспринимается как внучка.
|
Дед Мороз и Снегурочка |
Интересно разобраться и с неизменно высокой популярностью Деда Мороза, причем не только среди детей. Возможно, это связано с потребностью иметь доброго, могущественного защитника в лице надежного мужчины. А ответом на его присутствие становятся рассказы в мажорных тонах, которые сегодня реализованы в детских стишках и песнях.
|
Зимник |
Известно, что зимний дед - новогодний гость практически на всех континентах. Только зовут его по-разному. В Англии он Фазер Кристмас, Батюшка Рождество, в США - Санта-Клаус, на Алтае - Соок-Таадак, в Дании - Юлетомте, в Италии - Бабо Наттале. Но кроме него к послушным детям приходит добрая фея Бефана. В Испании приходит Папа Ноэль, в Камбодже - Дед Жар, в Китае - Шэн Дань Лаожэнь, в Колумбии - Папа Паскуаль. В Монголии Увлин Увгун приходит в сопровождении девушки Зазан Охин и Шина Жила (мальчика - Нового года). В Узбекистане дети ждут Корбобо и Коргыз, а в Финляндии - Йоулупукки. У финнов Йоулу означает Рождество, а пукки - козел. Там он носит шубку из козлиной шкуры и подарки развозит на козлике. А во Франции приходит Пер Ноэль, что буквально означает Дед Январь. Даже Японию посещает зимний праздничный дед, где его именуют Одзи-сан.
|
Николай Чудотворец |
Происхождением казахского Аяз Ата несколько лет назад интересовались журналисты у этнолога Нуржана Садирбек-улы. Он считает, что наш персонаж появился под влиянием прежде западной, а затем и советской культуры. Но у Аяз Ата своя приличная история. Аяз Ата появился в поэзии ХIХ века у Абая Кунанбаева, когда он переводил русских классиков. В степи же Новый год зимой не встречали. У тюрков эту функцию выполняет Наурыз.
После Октябрьской революции 1917 года Дед Мороз и Снегурочка на 18 лет попали в политическую ссылку. Их возвращение произошло в том числе и в советском Казахстане в 1935 году, когда официально разрешили праздновать Новый год. Позитивные образы Деда Мороза и Снегурочки оказались весьма востребованы, чтобы написать “правильные сказки” о новом времени и светлом будущем. |