|
Ольга Шишанова
До празднования Нового года еще несколько дней, а вокруг одного из сибирских городов от “китайских фонариков” успело выгореть почти четыре гектара леса, в Москве едва не дошло до крупного пожара, когда петарды попали на декорации одной из съемочных площадок на Мосфильме, в Казахстане сгорело авто, перевозившее мебель, в самом Китае машина с грузом петард от их непроизвольного взрыва упала в пропасть
Такие “взрывные события” происходят каждый год, особенно накануне больших праздников, с завидным постоянством и регулярностью. Везде. И Казахстан - не исключение. Например, в прошлом году в новогоднюю ночь от петард только в Алматы, по данным служб ЧС, пострадало 15 человек. Самую серьезную травму получил молодой человек, у которого петарда взорвалась в руке, самый младший - двухлетний ребенок - был доставлен в больницу с термическим ожогом глаз. Правда, в департаментах по ЧС говорят, что число пострадавших с каждым годом идет на уменьшение, однако не намного.
В этом году, накануне праздников, невзирая на многочисленные предупреждения о соблюдении техники безопасности, необходимости торговли пиротехническими средствами только в установленных местах и при наличии обязательного сертификата и сопроводительных документов, сотрудникам службы ЧС снова сталкиваются с нарушениями.
Так, “предприниматели Усть-Каменогорска игнорируют требования ДЧС в сфере продаж пиротехники, а в Мангыстау сотрудники департамента ЧС не могут проверить петарды на пожарную безопасность”. И похоже, что такая же или подобная ситуация складывается и в других городах республики.
Между тем власти Москвы, устав от бесконечных нарушений в сфере торговли “китайскими фонариками”, с февраля уходящего года ввели серьезные штрафы не только за запуск “небесных фонариков”, но и “за звуки опасных хлопушек, которые раздаются даже в недостигшее 23 часов время и вызывают недовольство горожан”. Если сюда же приплюсовать множество случаев, когда от взрыва пиротехники страдали люди, сгорали квартиры и автомобили, становится понятна обеспокоенность властей игрой населения с огнем в буквальном смысле этого слова.
У нас в Казахстане все это вроде как регулируется Постановлением правительства РК “Об обязательном подтверждении соответствия продукции”, где утверждены квалификационные требования по лицензированию такого вида деятельности. При этом весь пиротехнический товар, что завозится в Казахстан, по идее, должен проходить через испытательный центр пиротехнических изделий акционерного общества “Казахвзрывпром”. После этого он должен быть распределен по специально оборудованным торговым точкам - согласно приказу министра внутренних дел еще от 23 апреля 2005 года.
Существует также и Постановление правительства РК №2013 “Об утверждении технического регламента и требований к безопасности пиротехнических составов и содержащих их изделий”, которое, однако, погоды не делает. И на этом беспокойство властей о проблеме заканчивается.
В итоге и на практике все это оборачивается огнем, тепловым излучением, ударной волной при многочисленных взрывах, калечащих осколках, акустических и оптических излучениях. Хотя бы по той простой причине, что у наших людей напрочь в “праздничных случаях” отсутствует потребность в соблюдении техники необходимой безопасности, не говоря уже об обыкновенном инстинкте самосохранения. Особенно у детей и подростков.
Кроме того, по данным ЧС республики, “благодаря” запуску петард, фейерверков, бенгальских огней в предпраздничные и праздничные дни опасность пожаров резко возрастает почти в два раза, достигая 82-85 процентов.
Но самое страшное в том, что зачастую на рынках продаются “пусковые установки, по признакам подходящие к профессиональной пиротехнике, которые просто нельзя использовать, поскольку радиус безопасного удаления и другие характеристики превышают допустимые нормы в три-четыре раза”. Ведь известно, что практически “вся пиротехническая продукция, продаваемая в нашей республике, завозится из Китая, который производит 80-90 процентов всей мировой пиротехники”.
В то время как подобные товары, что предлагаются на казахстанских базарах якобы под российской или казахстанской маркой, на самом деле являются китайской подделкой, поскольку, по мнению специалистов, “российский товар импортировать невыгодно из-за высокой цены, а в Казахстане производства пиротехники вообще нет”.
Астана |