|
Мария Коленко
В Государственном академическом театре оперы и балета имени Абая состоялась премьера оперы Жоржа Бизе “Искатели жемчуга”
Произведение французского композитора периода романтизма жители и гости южной столицы встретили восторженно. Лирическая опера по либретто Мишеля Карре и Эжена Кормона имеет достаточно традиционный сюжет, в основе которого лежит любовный треугольник.
Действие происходит на берегу острова Цейлон, где ловцы жемчуга собрались для того, чтобы выбрать своего вождя. Им становится Зурга (Дулат Токанов) - статный и всеми уважаемый опытный охотник. Когда-то высокое чувство к прекрасной девушке Лейле (Нуржамал Усенбаева) разлучило его с лучшим другом Надиром, партию которого исполнил тенор Нуржан Бажекенов. Чтобы сохранить дружбу, Надир отправился в далекое путешествие, однако не смог забыть старого друга и вернулся.
Стоит отметить дуэт Зурги и Надира Au fond du temple saint как символ примирения и окончания вражды. Несмотря на то, что оперу “Искатели жемчуга” ставят на сцене достаточно редко, две знаменитые арии из этого музыкального произведения часто записывают исполнители различных жанров - упомянутый раннее дуэт и знаменитую теноровую арию Надира Je crois entendre encore. “В сиянье ночи лунной ее я увидал, и арфой многострунной чудный голос мне звучал”, - поет влюбленный, жаждущий хотя бы еще раз встретить на своем жизненном пути красавицу Лейлу. Его молитвы были услышаны.
Любимая Лейла, которая дала обет целомудрия и ходит накрытая покрывалом, стала жрицей и теперь помогает своим пением и молитвами искателям жемчуга не пропасть в пучине моря. Прежде чем будущая заступница приступила к своим обязанностям, Зурга напомнил ей о клятве, которую она давала - отречение от любви. Во время того, как она подтверждает ее, Надир узнает Лейлу и в его сердце вновь вспыхивает искра.
На этом закончилась первая картина. Искушенные зрители жаждали обсудить увиденное, а затем стали с нетерпением ждать продолжения. Прекрасные голоса артистов оперы дополняли не менее прекрасные костюмы и декорации, которые менялись за считанные минуты. Так, для второй картины на сцене соорудили храм, куда верховный жрец Нурабад (Серик Аукатов) отвел ночью Лейлу и спросил, хватит ли ей сил сдержать клятву. Девушка поведала ему историю о том, как беглец, которому, будучи ребенком, она помогла скрыться, подарил ей в знак благодарности жемчужное ожерелье, что до сих пор украшает ее шею. Нурабад оставляет Лейлу и уходит. Девушка погружается в воспоминания о минутах счастья с ее возлюбленным Надиром. Она, так же, как и он, жаждет встречи. Когда Надир находит Лейлу, ее охватывает страх, и девушка прогоняет любимого, чтобы не быть замеченными и схваченными. Тут происходит сцена, как в лучшем бразильском сериале - жрец застает их на месте преступления.
Как мы прекрасно знаем, за каждым преступлением следует наказание. Здесь героям грозит высшая мера - смерть. Однако Зурга успокаивает взбудораженных жителей: раз они дали ему полномочия вождя, то он сам будет решать судьбу этих двоих. Тогда Нурабад срывает с Лейлы покрывало, и Зурга узнает ту самую девушку, которая и стала причиной его раздора с Надиром. Жажда мести, гнев и ревность завладели его разумом, и он меняет решение и произносит: “Пусть погибнут оба”. После всего случившегося его мучают сомнения. Правильно ли лишать жизни друга и любимую девушку. При встрече с вождем Лейла просит пощадить Надира и готова сама понести наказание за двоих. Однако после ее мольбы Зурга вновь приходит в ярость и теперь сомнения в правильности принятого им решения его совершенно не мучают. Смирившись с участью, Лейла попросила молодого рыбака выполнить последнюю просьбу - передать жемчужное ожерелье матери. Зурга останавливает его и узнает украшение, которое когда-то передал спасшей его маленькой девочке. Он находится в недоумении. Как же мог приговорить к смерти ту, кому обязан своей жизнью?!
Пытаясь все исправить, Зурга поджигает хижины ловцов, которые уже готовились привести в исполнение наказание. Ловцы покидают сцену, а вождь освобождает влюбленных Надира и Лейлу, и они скрываются.
Хочется отметить молодых артистов балета, которые своими плавными и грациозными движениями завораживали зал. В сцене, когда Лейла только вступила на землю острова, девушки-танцовщицы использовали ароматические палочки и лепестки роз, что, безусловно, придало этой сцене таинственности. Порадовал своим слаженным пением хор - чередование тихих и громких звуков окутало зал и добавило колорита.
Режиссер-постановщик из Италии Паоло Бозизио немного изменил концовку оперы: Зургу не бросили в костер по приказу верховного жреца, он сам свел счеты с жизнью, вонзив кинжал себе в живот. Финальная сцена вызвала бурную реакцию, кто-то из зрителей озвучил мысли вслух и произнес: “Харакири”. Занавес закрылся. Посыпались аплодисменты, крики “Браво”, благодарная публика щедро одарила артистов цветами.
Справка “НП”
Впервые опера Жоржа Бизе “Искатели жемчуга” была поставлена в Париже 30 сентября 1863 года в Theatre-Lyrique.
Фото Талгата Галимова |