|
Анастасия Наумецкая
По приглашению Посольства Грузии в Казахстане и Грузинской ассоциации сомелье мы, небольшая группа казахстанских журналистов, поехали в эногастрономический тур по Кахетии и Тбилиси.
Два часа самолета - и мы поднимаемся по горным дорогам Кахетии. Впереди винные истоки и история, артефакты христианства и встречи с интереснейшими людьми. Я старалась каждую минуту этих пяти дней быть “здесь и сейчас”
Кахетия - красивейший винный регион, со своими древними правилами и легендами. Сюда можно приехать и остановиться, например, в пятизвездочном отеле, расположенном вокруг красивого горного озера, и выезжать на экскурсии оттуда - логистику и программу поездок такой отель возьмет на себя. А можно взять машину (в нашем случае это был микроавтобус) и поехать по винному маршруту, заранее составленному профессиональным гидом. Останавливаться на винодельнях, гулять по виноградникам, фотографировать закат, пить вино и вести бесконечные беседы. Вообще Грузия открывает какие-то чакры коммуникабельности на самые различные темы. Казалось бы, не журналистам жаловаться на ее недостаток, но эти пять дней мы все время разговаривали. Обо всем, и грузинское вино было нам хорошим собеседником. Конечно, беседовали и о политике. У грузин свой взгляд на происходящее вокруг страны и весьма четкое понимание того, что делается внутри. Страна живет и энергично развивается между самыми разными по характеру соседями, честно преодолевая свои собственные проблемы, искренне радуясь успехам и не забывая о поражениях. Искренне сочувствуют украинцам. Чутко берегут свой мир. Рады гостям, делятся своим историческим винным богатством с неизменной во все времена щедростью.
Три дня мы путешествовали по кахетинским винным дорогам, поднимались на перевалы, останавливались на обед с дегустацией прекрасных вин компании “Хареба” в Кварельских тоннелях, посетили храм Алаверди, были в музее Александра Чавчавадзе (усадьбу как будто недавно покинула семья князя!) и провели полдня в Сигнаги, называемом издревле городом любви.
Собор Алаверди
Приехав в Алаверди, мы задержались больше планируемого времени на два часа. Этот кафедральный собор XI века производит сильное впечатление гармонией своих громадных пропорций и устремленного ввысь купола. Стоя у его древних стен, понимаешь, почему ни враги, ни даже время (собор пережил несколько внушительных землетрясений) не разрушили этот памятник не только и не столько зодчества, сколько человеческой веры. Алавердская епархия была главнейшей и одной из крупнейших христианских общин Кахетии. В нее кроме центральной части Кахетии входили также Тушетия, Пшави и Хевсуретия. Будучи главным собором Кахетии, Алаверди являлся усыпальницей кахетинских царей. Здесь похоронены цари Кахетии и члены царской семьи: Александр I и Александр II, Теймураз I и его сын Давид, сын Александра II - Георгий, дочь Ираклия I - Кетеван, его мать Елена, супруга, царица Анна, жена Ираклия II. Под престолом собора захоронены мощи святой царицы Кахетии великомученицы Кетеван.
|
Кафедральный собор Алаверди расположен в Алазанской долине, близ деревни Алаверди (Ахметский район), в 20 километрах от города Телави. Здесь в середине VI века основал монастырь один из тринадцати сирийских отцов - преподобный Иосиф, погребенный затем на этом месте.
В соборе сохранились росписи XV века. Фотографировать внутри храма запрещено, но зато можно снимать камерой. Также строг дресс-код для посещения собора, никаких коротких шорт как для женщин, так и для мужчин, открытых плеч и спин. Для этого у входа стоит большая корзина с платками и палантинами. Надо отметить, что эти правила серьезно соблюдаются во всех грузинских храмах. |
Древний Сигнаги
и необычные
встречи
В Сигнаги мы довольно долго ехали по горным путям, дороги в Кахетии находятся в прекрасном состоянии, но водители встречаются разные. Поэтому хотелось бы отметить профессионализм нашего гида и водителя.
В двух километрах от Сигнаги находится монастырь Бодбе и храм Святой Нины, крестительницы Грузии. Здесь, в храме, покоятся ее мощи, и атмосфера внутри непередаваемо красива и возвышенна. Отсюда открывается сказочный вид на город, долину и горы Большого Кавказа. Сам город обнесен хорошо сохранившейся крепостной стеной со сторожевыми башнями, построенной в 1762 году. В Сигнаги стоит приехать на день, погулять по его старым улочками и проникнуться непередаваемой атмосферой старой Грузии, остановиться в одном из уютных отелей и провести чудесный вечер в ресторане “Слезы Фазана” с одноименным вином.
“Слезы Фазана”,
или Винные слезы
радости
После экскурсии по городу нас ждал ужин и дегустация вин Pheasant’s Tears (“Слезы фазана”) в одноименном ресторане. Хозяин ресторана и основатель винодельческой компании оказался, ко всеобщему удивлению группы, американцем шотландско-ирландского происхождения, художником, закончившим Суриковское училище, музыкантом, приехавшим в Грузию в поисках этнической музыки... и ставшим известным в Кахетии виноделом. Пути творческой личности непредсказуемы!
В шестнадцать лет Джон Вурдеман увлекся музыкой, причем этнической, настолько, что, случайно услышав старинные грузинские песнопения, пообещал себе во что бы то ни стало поехать в Грузию и найти таких песен больше. Из каких только возможно источников он стал понемногу учить грузинский язык.
- Джон, значит, в Грузию Вас привела музыка, не вино?
- Мои отношения с этой страной начались в шестнадцать лет. Я влюбился не только в песни, но через них постепенно в грузинскую культуру. Она проникла в меня и, как лоза, пустила корни. А дальше все само собою сложилось.
- Но до виноделия была еще живопись?
- Она и остается, всегда со мной - я по-прежнему рисую.
- Как Вы из Вирджинии попали в Суриковское училище?
- Вы знаете, когда я приехал в Москву с этим желанием - поступить в Суриковское, практически у всех была примерно такая реакция, к тому же это был непростой 1994 год. Американец! У меня не приняли документы, посоветовав найти себе школу в Америке. Но когда чего-то сильно желаешь, и если тебе это суждено, то препятствия растворяются. Я снял дачу около Абрамцево и все лето рисовал. Пейзажи, людей, настроение. Потом привез все картины в училище и... меня приняли без экзаменов. В 1998 году я закончил его с отличием.
- А затем решили поехать в Грузию?
- Решил еще в шестнадцать. Но до того, как остаться жить в Грузии, объехал Среднюю Азию, Южный и Северный Кавказ, побывал во многих местах. В поисках музыки, встреч, культуры. Что удивительно, в мой первый приезд, буквально в первый же вечер, я попал в ресторан, где, несмотря на сложное тогда время и экономические проблемы, был настоящий пир и играли музыканты. Это была группа “Соинари”, чьи песни я услышал на диске в Америке. Я не суеверный человек, но когда-то этот диск, записанный на простой совсем студии в Тбилиси в количестве всего 300 штук, почему-то попал именно в мои руки!
- Почему Вы назвали компанию “Слезы фазана”?
- В этих местах есть поверье, что самые лучшие слезы могут быть от радости. А фазаны водились в Колхиде издревле. Вот так мы придумали название, это такие сказочные слезы - в наших винах!
- Кем Вы себя ощущаете, родившись в Америке, выбрав жизнь и построив бизнес в Грузии?
- У меня двойное гражданство, американское и грузинское. Родители живут в Америке, а моя семья - жена и дети - здесь. Мне здесь спокойно и свободно, это мое ощущение, и оно позволяет мне заниматься творчеством. Виноделие для меня, по сути, не бизнес. Это фонд искусства, которым я занимаюсь всю свою жизнь и хочу заниматься как можно дольше.
- Вы производите уникальные вина по традиционной грузинской технологии - с долгой выдержкой в квеври. Это серьезный труд, не только творчество.
- Когда-то, в самом начале, мой друг и партнер Гела Паталишвили, винодел в восьмом поколении, сказал мне: “Почему тебя так интересуют грузинские песни? Ты так тщательно их ищешь и собираешь, так хранишь... Но ты не можешь узнать до конца Грузию, не прикоснувшись к нашей винной культуре!” Он оказался прав больше, чем кто-то мог предположить. Технология квеври - это сакральное искусство. Мы делаем это вино, живем этой традиционной жизнью и храним все, что знаем и узнаем. И мне бы хотелось, чтобы вы попробовали наш хлеб! Наша компания выращивает древние грузинские сорта пшеницы, мука и хлеб из которой традиционно имеют красноватый оттенок.
К сожалению, вин таких небольших компаний в Казахстане не найти. За ними - а таких знаковых, по-настоящему топовых, производителей в Грузии немало - надо ехать самостоятельно. Что искренне желаю сделать тем, кто интересуется вином и грузинской культурой.
Тбилиси. Ку!
Встреча с Маэстро
Резо Габриадзе
Ассоциация сомелье Грузии подарила нашей группе казахстанских журналистов не только прекрасное время в Кахетии. Вечером по приезде в Тбилиси нас ждал спектакль “Рамона” в знаменитом театре марионеток, а перед ним - совершенно уникальная встреча с Резо Габриадзе.
Последние несколько лет Мастер не дает интервью. Он совершенно аполитичен. А преклонный возраст и концентрация на творчестве не оставляют времени, да, наверное, и желания на встречи с нашей братией - их было много в его жизни. Тем приятнее исключение, которое сделал Резо, сказав: “Я очень уважаю казахов, приходите!”.
|
Писатель, художник и режиссер Резо Габриадзе является соавтором сценариев фильмов “Не горюй”, “Мимино”, “Кин-Дза-Дза”, “Кувшин” и многих других. Он не только народный артист Грузии, лауреат Государственной премии Грузии и лауреат российских премий “Триумф”, “Золотая маска” - он также кавалер высшего французского ордена “За вклад в литературу и искусство “Командор” |
Встреча была коротка. К тому же мы, взрослые шестеро журналистов, настолько прониклись ситуаций - кабинет Мастера, реквизит из “Кин-дза-дзы” и живое воплощение всех наших - общих - советских еще киношных эмоций! - что первые пять минут говорили только о том, как мы рады увидеться.
- Резо Леванович, спасибо, что встретились с нами! Мы выросли на фильмах с Вашими сценариями, и этот мягкий, интеллигентный юмор - все крылатые фраза - понятны только тем, кто их видел!
- Если бы у меня было немногим больше времени, я бы перенес спектакль для вас. Хорошо, что вы посмотрите “Рамону”. Но как бы я хотел, чтобы вы увидели “Сталинград”!
- Почему?
- Там есть отрывок: солдат, молодой парень-казах, пишет письмо матери с фронта. Это очень такой искренний кусочек... моей души, я писал его с любовью. Казахи - те, кого я знаю, открытые и добрые люди. Знакомство с казахами всегда перерастает в хорошую дружбу, так было у меня в молодости, во время учебы, и друг у меня был хороший - Кадырхан Исхаков. И знакомства такие потом - это мостик для общения наших детей. Я рад видеть вас в Тбилиси!
- Вы были со своими спектаклями не раз в Москве, во Франции, Италии. Но не приезжали в Казахстан?
- Нет, к моему большому на данный момент огорчению! Я бы приехал с удовольствием - пока еще могу. И хотелось бы показать спектакли в Алматы и Астане, ваша новая столица мне очень интересна.
- А что для этого надо сделать?
- Должно быть приглашение от принимающей стороны, так это обычно бывает.
- Хорошо, мы постараемся найти заинтересованные компании для Вашего приезда!
- Было бы хорошо. А когда вы в следующий раз соберетесь в Тбилиси, обязательно посмотрите “Сталинград”. Желаю вам приятного вечера. И самых лучших впечатлений от вашего пребывания у нас!
Грузинское вино славится не только множеством неповторимых сортов. Предмет особой гордости - традиционный способ производства, в квеври (глиняная амфора без ручек, которую зарывают в землю по самое горлышко). Помните грузинскую короткометражку “Кувшин”? Неудивительно, наверное, что получилась у нас встреча с Резо Гаюриадзе, автором сценария это чудного фильма. Так вот, в фильме у богача разбивается сосуд для вина, и деревенский мастер, проникнув через пролом, латает его изнутри. Но, починив, вылезти оттуда уже не может - горлышко слишком узкое. Так вот, тот кувшин в фильме и есть квеври. Форма его не меняется тысячелетиями. Квеври может достигать трех метров высоты и вмещать несколько тысяч литров. Квеври редко достают из земли - они там могут оставаться веками. Чистят их только холодной водой и специальными щетками, иногда из черешневых веток - и никаких моющих средств и растворов. Большие квеври моют, залезая внутрь. Но, в отличие от бедолаги-киногероя, без хлопот вылезают наружу!
Фото автора |