|
Константин Маскаев
Виноград в Алматинской области наконец созрел! По поводу этого события старейшее в республике винодельческое предприятие - винзавод “Иссык” (действует с 1932 года) даже проводит фестиваль! Причем фестивальной площадкой помимо самого предприятия стали виноградники и специально обустроенные рядом с ними места для угощения, развлечений и отдыха. Пригласили для обслуживания персонал престижного ресторана. Получилось очень достойно и познавательно. И, понятно, - хмельно и весело
Винных фестивалей в Казахстане еще не проводили. Этот первый. Проводится на полпути к поселку Болек от поворота с Кульджинской трассы. Вычитая минувшую субботу - день открытия фестиваля, он будет проводиться еще три субботы. Вообще, конечно, как позволит погода, но виноградари надеются, что и урожай успеют собрать, и всем желающим продемонстрируют свое искусство изнутри и снаружи. Внешняя сторона вопроса - это собственно продукция, то есть иссыкские марочные вина. А до поры скрытая и негромкая - это весь цикл производства - от закладки винограда нового урожая до созревания и выдерживания вина в больших дубовых бочках и других емкостях.
Но чтобы приобщить гостей фестиваля к искусству виноделия, организаторы предоставили всем возможность ощутить себя сборщиками винограда. Даже устроили состязание, разделив участников на команды, назвав их по именам своих основных вин: “Пино Фран”, “Рислинг”, “Мерло”, “Совиньон”. Другой частью развлечения стал отжим винограда вручную. Лишь из опасений осиных укусов устроители отказались от такого зрелищного элемента шоу, как “Челентано” - воспроизведение широко известного эпизода фильма “Укрощение строптивого”, в котором герой эффектно давит виноград, танцуя в наполненной свежим виноматериалом огромной бочке. Но гости первой фестивальной субботы заверяли организаторов, что были готовы пренебречь жалящими насекомыми ради возможности увидеть красивый танец на винограде. Не исключено, что в один из предстоящих фестивальных дней что-то такое зрители и увидят.
Поздняя весна отодвинула сбор винограда почти на четыре недели, но последний месяц лета таки наполнил упругие тяжелые грозди солнцем. Уровень инсоляции и число знойных засушливых дней в этом году оказались рекордными. Этот жаркий период как раз пришелся на важный период созревания. Винограда меньше, чем, например, в два предшествующих года. Но урожай 2014 года успел набрать гораздо больше сахаров. Виноделы предполагают, что вино урожая этого года может превзойти по своему качеству и спросу даже вино, уродившееся в 2009 году.
Вообще, виноделие относится к рискованному виду хозяйственной деятельности. Год на год не приходится. Но в неурожайный год затраты на содержание виноградников и обслуживание предприятия ничуть не меньше. Требуется все тот же комплекс агротехнических мероприятий. Кроме того, виноград в предгорьях Заилийского Алатау требует больше заботы, чем, например, на Кавказе, в Крыму или Испании. Здесь зимы гораздо суровее. От того, как сумеют сохранить лозу в холода, зависят перспективы отрасли минимум на десятилетие. Поэтому, несмотря на наличие конкуренции, в среде виноградарей сложились партнерские отношения. Те заводы, которые делают ставку на производство натуральных вин, являются дотационными предприятиями, несмотря на исключительно качественный товар.
И рискованное земледелие - лишь часть проблемы. Сохраняется высочайшая конкуренция с продукцией из Испании и Чили. Поэтому действовать приходится в одном ценовом диапазоне. Совсем плохо обстоят дела с рекламой. На телевидении, радио и некоторых других СМИ она запрещена. Можно было бы реализовать экспортные возможности: рестораторы российских сетей оценили вино иссыкского завода и готовы включить его в свои винные карты. Но российская сторона, декларируя полное равноправие в рамках Таможенного союза, выстроила бастионы из сертификационных и прочих запретов, которые запрещают поставки. При этом вино российского производства беспрепятственно завозится на казахстанский рынок.
К слову, эмбарго России на ввоз ряда продовольственных товаров из Европы можно было бы использовать в рамках программы импортозамещения. Причем казахстанские виноградари предлагают заведомо качественный и натуральный товар. Вопросы экспорта, понятно, не в компетенции самих виноградарей. Это должно быть решено на уровне министров, а то и глав государств. Но виноделы пока не сумели обнаружить в среде казахстанских чиновников лоббистов, которые бы всерьез продвигали этот вопрос.
Наконец, культура употребления марочных натуральных вин пока не развита ни в Казахстане, ни в странах-партнерах по Таможенному союзу. В рамках винного фестиваля можно знакомить гостей с этой древней культурой. И люди, оказавшиеся на этой площадке совершенно случайно, отмечали, что открыли для себя много нового, что позволило посмотреть на место и роль хорошего вина в нашей жизни совершенно иначе.
Большинство же посетивших фестиваль оказались людьми искушенными, они бывали на прославленных виноградниках Европы, кое-кто даже посетил винные заводы и погреба в Латинской Америке. Тем не менее они признают, что отечественное казахстанское вино - продукт не менее достойный, заслуживает внимания. В этом контексте и винный фестиваль, и винные экскурсии - при надлежащем маркетинге - можно было бы сделать частью туристического интереса. Об этом в виноградной долине также задумались. Почему нет? При соответствующих усилиях и поддержке мы сможем обнаружить появление у Казахстана нового достойного бренда. Во всяком случае, в отличие от плодовой и овощной промышленности виноделие пока не сдается, борется за место под солнцем.
Фото Анатолия Устиненко |