|
Алан Байтенов
Каждый год летом автор этого материла в составе научной экспедиции путешествует по самым интересным уголкам Казахстана. Работа разделена на этапы - сейчас очередь Восточно-Казахстанской области. Нам интересно все, что связано с историей нашей страны. Это наскальные изображения, культовые сооружения и, конечно же, мемориальное зодчество казахского народа.
Сегодня нам бы хотелось рассказать об очень интересном памятнике - мавзолее Балтабек-кажи, что находится в 34 километрах к западу - юго-западу от районного центра Таскескен. Он уникален хотя бы потому, что является самым высоким глиняным мавзолеем в Казахстане - его высота со шпилем 16 метров! Кроме того, у этого памятника интереснейшая история появления. По преданию, Балтабека-кажи расстреляли в годы установления советской власти. Но перед смертью он все же успел сказать последнее слово
Скажу сразу, что в 2007 году мы уже говорили об этом уникальном памятнике мемориального зодчества Казахстана. Однако с каждым годом в истории появления этого сооружения появлялись все новые подробности. Поэтому сегодня мы вновь возвращаемся к этой теме и представляем вниманию читателя до этого неизвестные детали.
Восточный Казахстан - это царство сырцовой архитектуры, интересно, что на всем этом обширном пространстве - от Сары-Арки на западе и до Китая на востоке, от Тарбагатая на юге и предгорий Алтая на севере - среди сотен мемориалов известен лишь один-единственный мавзолей из обожженного кирпича - мавзолей Зейнуллы (к югу от города Зайсан). Поразительно, но многочисленные великолепные мечети, церкви, синагоги, гражданские здания и инженерные сооружения, возводимые из обожженного кирпича в таких очагах культуры, как Семипалатинск, Усть-Каменогорск, Зайсан и Аягуз, практически не оказали влияния на степную архитектуру. Памятники народного зодчества упорно держались традиционного кирпича из необожженной глины - такое беспрецедентное сопротивление городским влияниям не свойственно больше ни одному региону Казахстана.
Когда смотришь на него снизу вверх - шапка падает. Именно так описывали местные старожилы высоту мавзолея Балтабека-кажи. Проверял сам. Действительно, наиболее меткого описания не придумаешь - все-таки 16 метров! Конечно же, самое интересное в этом мавзолее - его высота, материал, из которого он построен, и то, что он до сих пор стоит, с 1921 года - без фундамента, под открытым небом, подвергаясь осадкам и жестоким к глиняным стенам степным ветрам. Интересно и то, что при создании ритуальных построек никогда не ставили во главу угла прочность. По большому счету, мавзолеи были рассчитаны на тот же жизненный цикл, что и человек. Именно отсюда, как считают специалисты, берет начало запрет на ремонт могил.
Обычно исследования по выявлению памятников строятся не только на изучении исторической литературы или работе с подробными картами, но важнейшие сведения о неизвестных памятниках приносят еще и опросы местных старожилов. В свое время один из аксакалов со станции Актогай (Северное Прибалхашье) сообщил нам о высоком мавзолее Балтабек-кажи, добавив, что памятник выше мавзолея Козы-Корпеша и Баян-Сулу. Эта каменная “башня”, поставленная уже более тысячи лет назад в честь казахских Ромео и Джульетты и находящаяся неподалеку от станции Тансык, достигала в высоту почти двенадцати метров. Но в этот раз все подтвердилось - мавзолей Балтабек-кажи ощутимо выше.
Подбираясь к памятнику, мы сначала не сориентировались в его истинных размерах. Но позже, когда уже подъехали ближе, почувствовали всю “тяжесть” огромного размера ощетинившегося шестью рядами купольных жердей колосса. Нас поразили не только высота, но и сам класс мастера, который смог соорудить подобное. Например, диаметр камеры составляет 9 метров 30 сантиметров, что сложно сделать не только из сырца, но и из обожженного кирпича. Для сравнения: самые большие размеры камер мавзолеев в диаметре едва достигают 6-7 метров. Как показало дальнейшее исследование, мавзолей - однокамерный, с шестнадцатигранным телом. Форма купола конусообразная, и он завершается монолитным столпообразным навершием. Там же некогда возвышался деревянный шпиль. Время не пощадило его, и он, упав, теперь находится в камере мавзолея.
Внутри мавзолей был частично оштукатурен, просматривались фрагменты арабской вязи. Кстати, замком купола послужил “табак”, то есть блюдо для мяса. Именно этот момент ярко иллюстрирует обычай передачи утвари в другой, загробный мир. Сегодня мавзолей находится в аварийном состоянии, так как со временем пошли сквозные трещины от основания и до купола.
Последнее
желание
История “хозяина” мавзолея не менее интересна. Байсултанулы Балтабек был образованным человеком, автором “Балтабек-кажы шежиресы”, где описал историю человеческих родов, естественно, включая и казахские. Согласно преданиям, он был расстрелян в годы установления советской власти и похоронен в братской могиле. Будучи обеспеченным и влиятельным человеком, Балтабек-кажи, естественно, был неудобен новой власти. И, в конечном итоге, был арестован, после чего приговорен к смертной казни. Однако это был настолько сильный духом человек, что даже перед ликом смерти не отказался от своих принципов. Так, по преданию, в тот день, в тот момент, когда его уже приготовили к расстрелу, он попросил выполнить его последнее желание - закурить. А для этого ему был необходим его кисет, что был сделан из рога сайги. Палачи даже не успели опомниться, как Балтабек-кажи извернулся и ударил одного из “красных” в живот тем самым сайгачьим рогом. Это было смертельное ранение...
Все произошло зимой, и поэтому родственники временно захоронили его в низине, а летом перезахоронили повторно. Благодаря достойному поведению перед смертью авторитет Балтабек-кажи значительно вырос в глазах его соплеменников, и весь аул летом не откочевал на жайляу, а остался для подготовки кирпичей для строительства мавзолея. В результате в 1921 году был возведен этот величественный памятник. И сейчас, когда мы смотрим на купол мавзолея, невольно представляем тот самый рог сайги. Не исключено, что мастер именно таким способом решил обозначить ключевой момент в жизни и смерти Балтабека-кажы.
Естественно, эта история не получила широкого распространения. Не исключено, что именно поэтому новая власть всячески старалась скрыть подробности смерти Балтабек-кажи. К примеру, даже на подробных картах местности этот памятник отсутствует. Притом, что благодаря своему размеру он является отличным ориентиром. Кроме того, мавзолей Балтабек-кажи - узловая точка, где пересекаются степные дороги всех возрастов.
Да, подобные конфликты неизбежны, когда пытаются резко изменить культуру, которая насчитывает не одну тысячу лет традиций. И сегодня памятник имеет выдающееся значение для казахстанцев. Прежде всего он уникален своими размерами - это самое высокое в Казахстане мемориальное сооружение из сырцового кирпича. Кроме того, несмотря на достаточно позднее время возведения, в памятнике прослеживаются древние традиции - торчащие из кладки купола жерди, это реликт древнейших представлений, связанных с верой в посмертное существование души (считалось, что на них садилась душа в образе птицы), перевернутое блюдо в замке купола имеет истоки в обычае сопроводительного инвентаря в потусторонний мир. Сейчас состояние памятника аварийное - сквозные трещины в стенах, добравшиеся уже до основания купола, грозят неминуемым разрушением. Дни этого колосса, гордо, как и его хозяин, встречающего свою гибель вдали от людских глаз, сочтены.
Фото автора |