|
Ботагоз Торгаева
Несколько лет назад в Казахстане тема преемственности поколений в научном мире носила весьма злободневный характер. Ученые мужи жаловались на мизерные зарплаты, отсутствие должного финансирования, непонимание чиновников. Однако сегодня можно констатировать, что эти проблемы успешно решаются. Статус ученого в Казахстане высок, а заниматься наукой стало престижно и почетно. Научные достижения имеют достойную оплату, для начинающих ученых учреждаются именные стипендии, увеличивается число образовательных грантов, растет финансирование исследований. А у именитых и заслуженных ученых теперь есть ученики и последователи. Словом, теперь есть, кому передать древко научного знамени Отечества
“В Казахстане число научных работников выросло до 23,7 тысячи человек, увеличился и приток молодежи в науку”, - заявила 16 мая 2014 года на заседании депутатской группы “€ѓiр” по вопросам партнерства науки, образования и бизнеса заместитель премьер-министра РК Гульшара Абдыкаликова. - Доля ученых в возрасте до 35 лет выросла до 38 процентов, доля ученых до 45 лет - до 56 процентов”.
Понимая, что понятие “молодой ученый” появилось не на пустом месте, а в соответствии с вызовами и велениями времени, мы решили провести посредством данных Википедии небольшой обзор биографий великих мыслителей, ученых, открытия которых значительно продвинули мировой прогресс в различные исторические периоды. Во сколько лет они создали свои изобретения? Написали свои великие творения?
Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор, русский математик и механик, член-корреспондент Петербургской академии наук
Софья Ковалевская успешно защитила докторскую диссертацию в Геттингенском университете, когда ей было 24 года. За открытие третьего классического случая разрешимости задачи о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки в 38 лет Ковалевская была удостоена звания лауреата премии Парижской академии наук. Решение этой задачи поставило ее в ряд крупнейших математиков того времени и сразу принесло ей мировую славу.
Советский физик, академик Академии наук СССР, один из создателей первой советской водородной бомбы, а также термоядерной авиационной “Царь-бомбы”, общественный деятель, правозащитник, “великий гуманист”, народный депутат СССР, лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год
Андрей Сахаров в 26 лет защитил кандидатскую диссертацию, а в 32 - докторскую.
“Человек, который изобрел XX век”, “Святой заступник” современного электричества, “Властелин мира”, “Гений уходящей эпохи”, “Повелитель молний”, сербский инженер, физик
Никола Тесла, еще будучи студентом 2-го курса, придумал, как создать индукционный генератор переменного тока. В 26 лет Тесла придумал, как можно использовать в электродвигателе явление вращающегося магнитного поля.
“Третий учитель” после “Второго учителя” - Аль-Фараби и “Первого учителя” - Аристотеля, “Князь врачей”, средневековый персидский ученый, философ, врач, представитель восточного аристотелизма
Авиценна, научное наследие которого составляет более 450 трудов в 29 областях науки, с раннего возраста проявлял исключительные способности и одаренность. Уже к 10 годам он знал наизусть почти весь Коран.
“Солнце русской поэзии”, создатель современного русского литературного языка, великий русский поэт
Александр Пушкин свои первые поэмы “Монах”, “Бова”, “Послание к Юдину”, “Сон” написал уже в 14 лет.
Непревзойденный узбекский поэт, мыслитель и государственный деятель XV века
Алишер Навои к 15 годам стал известен как поэт, слагающий стихи на двух языках - среднеазиатских тюрки и фарси.
Этот прекрасный список выдающихся личностей, творивших в разное время, в разных сферах и в разных странах, можно продолжать бесконечно. Мировая культура, наука и образование пронизаны их творчеством и, безусловно, немыслимы без их имен. Но, возвращаясь к нынешней эпохе, хотелось бы оглянуться вокруг и посвятить несколько строк нашим выдающимся современникам, внесшим свой вклад во благо человечества. И также рассмотреть возраст, на который пришлись их сенсационные достижения, вызвавшие международный резонанс.
Итак, продолжим. “Гений тысячелетия”, “Миллионер из хрущоб”, выдающийся российский математик, первым доказавший гипотезу о душе. В 2010 году
Перельман публично отказался от “Премии тысячелетия” Института Клэя (США) в один миллион долларов за доказательство гипотезы Пуанкаре.
Михаил Калашников - выдающийся конструктор стрелкового оружия в СССР, Герой Российской Федерации, кавалер ордена Святого Андрея Первозванного, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и Сталинской премий. Создатель автомата Калашникова. В 19 лет разработал инерционный счетчик выстрелов из танковой пушки. В 21 год генерирует идею создания своего образца автоматического оружия. Когда Михаилу Калашникову исполнилось 28 лет, автомат Калашникова победил в конкурсе 1947 года и был принят на вооружение.
Джоан Роулинг - британская писательница. В 25 лет у нее появилась идея романа о Гарри Поттере. В 32 года она опубликовала первый роман серии “Гарри Поттер и философский камень”. За пять лет Роулинг прошла путь от жизни на социальное пособие до статуса мультимиллионера. В 2007 году журнал Time дал ей второе место в номинации “Человек года”, отметив социальное, моральное и политическое вдохновение, которое она дала своим поклонникам.
“Маленькая Мария Каллас из Казахстана”, “Чудо-девочка”, “Оперная дива Мария” -
Мария Мудряк. В пятилетнем возрасте Мудряк попала в Книгу рекордов Гиннесса, записав свой первый сольный лазерный диск и став самой юной певицей планеты. В десять лет Марию в виде исключения приняли в миланскую Высшую академию музыки при театре “Ла Скала”. Позднее она поступила в Государственную консерваторию, вновь став самой юной студенткой. Она получила стипендию по президентской программе “Болашак”. В 2012 году Мария Мудряк получила диплом об окончании Миланской государственной консерватории имени Джузеппе Верди, став самой юной выпускницей, прошедшей полный курс обучения.
“Юная королева шахмат”, “Шахматная принцесса”, “Малышка на миллион”, казахстанская шахматистка, международный мастер среди женщин
Жансая Абдумалик. Cвой первый титул Абдумалик завоевала в 6 лет. В 7 лет она выполняет норму первого разряда. В 2011 году ректором КБТУ Искандером Бейсембетовым Жансае вручен грант на обучение в университете после окончания школы. В апреле 2013 года Президентский совет ФИДЕ присвоил 14-летней Жансае Абдумалик звание международного гроссмейстера среди женщин.
Как видно из вышеперечисленного списка гениальных личностей, их неординарный талант проявился еще в детстве и юности. Над феноменом гениальности ломают копья ученые и исследователи самых разных сфер, рассматривая явление гениальности и гениев с различных точек зрения. Одни авторы произносят слово “гений” с трепетом и безусловным восхищением, возводя в культ их личности. Иные оценивают их с позиции продуктивности и вклада в развитие науки, образования, прогресса человечества, а также рассматривают генетическую предрасположенность или приобретение выдающихся качеств в процессе изучения выбранного предмета. А есть и те, кто непременно напомнит, что многие из них страдали психическими расстройствами или некоторыми отклонениями от нормы.
“Если ребенок быстро развивается, это не значит, что в подростковом возрасте он станет признанным гением. И наоборот - если задатки не проявились в молодости, нельзя утверждать, что человек ничего не изобретет в более зрелом возрасте”, - утверждают американские экономисты Бенджамин Джонс из Северо-Западного университета и Брюс Вайнберг из университета Огайо, вычислившие “возраст гениальности”, чтобы доказать, что для всех открытий свое время.
В частности, ученые проанализировали данные о свыше 500 нобелевских лауреатах и почти 300 всемирно признанных изобретателях ХХ века. Специалисты заключили, что 93 процента значимых открытий были совершены людьми старше 26 лет. Пик продуктивности ученых приходится на период 30-40 лет. Кроме того, заметили американские экономисты, в каждой дисциплине - свой “возраст гениальности”. Так, средний возраст открытий у физиков, по подсчетам Джонса и Вайнберга, составил 36 лет, у химиков - 39 лет, у физиологов - 41 год.
В целом средний возраст наибольшей научной результативности в XX веке составляет 39 лет, и за последнее столетие вырос на 6 лет. Согласно прогнозам американских исследователей, этот показатель и дальше будет повышаться.
По мнению директора департамента статистики Евразийской экономической комиссии, доктора экономических наук Юрия Шокаманова, “с течением времени растет и средний возраст человека, сделавшего выдающиеся достижения, что естественно. Ведь 100-200 лет назад средняя ожидаемая продолжительность жизни была в 1,5 раза меньше, поэтому выдающиеся открытия люди просто физически не смогли сделать в современном пожилом возрасте”.
“Современный средний возраст (после 50 лет) 100 лет назад считался пожилым, - уточняет г-н Шокаманов. - У современного поколения людей, благодаря росту ожидаемой продолжительности жизни, появились возможности для творчества и достижений не только в молодом или среднем возрасте”. В то же время, по мнению Юрия Шокаманова, “гениальных с рождения людей много в любой стране. Но не все имеют возможность проявить свои способности. Поэтому нужно просто создавать условия для раскрытия этого потенциала”.
“Понятие гениальности условно и больше является субъективной оценкой”, - говорит врач-психотерапевт Республиканского научно-практического центра психиатрии, психотерапии и наркологии МЗ РК Александр Ким.
“У нас в стране, - отмечает г-н Ким, - можно наблюдать негативные тенденции, являющиеся отражением мировых веяний. Родители пытаются искусственно сформировать из своих детей “гениев” путем завышенных требований. Школьные программы, к примеру, становятся с каждым годом все сложнее и сложнее. Родители подталкивают детей к все более и более высоким результатам, пытаясь реализовать в своих детях то, что не смогли сами. Но на пубертатный период приходится стадия становления коммуникативных навыков, формируются круг общения, социальные навыки. Перенаправляя же всю свою энергию на дополнительные занятия, подростки упускают стадию социализации, что со временем приводит к дефициту адаптационных возможностей, который в свою очередь, способен привести к формированию невротических расстройств. Стараясь оправдать завышенные требования родителей, они в последующем, в возрасте с 14 до 19 лет, который приходится на последние классы школы и первые годы обучения в вузах, получают дополнительный выраженный дистресс, что может стать в итоге дополнительной причиной для развития различных психических расстройств, например, шизофрении”.
Директор Института мозга человека Российской академии наук, доктор биологических наук Святослав Медведев в своей статье “Цена возможностей и сверхвозможностей мозга” утверждает, что возможности мозга человека не беспредельны. В качестве примера российский профессор ссылается на стахановское движение, возникшее в 30-е годы прошлого века: “Машинисты начали водить сверхтяжелые и сверхдлинные поезда, доярки раздаивали коров до рекордных показателей. Наступила эпоха побед и рекордов. Что же, до этой эпохи инженеры были настолько глупы, что не знали о возможностях паровозов? Разумеется, знали. Но знали также и то, что при подобной нагрузке резко возрастает износ. (Вспомним, что на “Формуле-1” два-три раза за гонку меняют шины.) А раздоенная корова умирает от недостатка кальция”.
А еще в народе говорят: “Загнанных лошадей пристреливают”. Святослав Медведев напоминает, что практически все чемпионы олимпийского уровня - больные люди. “Их рекорды связаны с запредельной мобилизацией сил организма, и это даром не проходит, - отмечает ученый, - платой за медаль в восемнадцать лет часто становится инвалидность в сорок”.
В Большой медицинской энциклопедии определение гениям дается как “начинателям” новой исторической эпохи в своей области. В разделе “Гениальность и патология” указывается, что “близость обоих этих явлений между собой определяется тем, что то и другое представляют отклонения от нормы. Отклонения подтверждаются громадным патографическим материалом о том, что процент душевных заболеваний у выдающихся людей выше, чем у среднего населения. Среди страдавших психическими расстройствами гениев Винсент ван Гог, Торквато Тассо, Джонатан Свифт, Эрнест Хэмингуэй и ныне живущий выдающийся американский ученый Джон Нэш. Кроме того, гениев “обвиняют” и в том, что после них не остается потомства и некому унаследовать их гены.
Однако, к счастью, тезис о том, что гениальность неминуемо приводит к сумасшествию, благополучно опровергается историей человечества. “Гениальность отнюдь не является тождественной психическому нездоровью, - утверждает, в свою очередь, врач-психотерапевт Александр Ким. - Главное - гармонично и всесторонне развивать свои способности в соответствии со своими возможностями и ресурсами”. В качестве примера психотерапевт приводит мыслителей Древней Греции, в частности, пример Аристотеля, бывшего в молодости неплохим атлетом. В античных Греции и Риме наряду с развитием интеллектуальных способностей равнозначное значение придавалось физическому развитию. Также Александр Ким отмечает, что не согласен с расхожим мнением, что все гении рано уходят из жизни, потому как есть много подтверждений, что они могут жить долго и счастливо, иметь семью, детей и внуков. Например, Лев Толстой, проживший 82 года, Сергей Михалков (96 лет), Константин Циолковский (78 лет), Дмитрий Менделеев (73 года).
“Гениальность в моем понимании - это наличие у человека способностей, многократно превышающих общестатистические нормы, - отмечает г-н Ким. - Однако пример Перельмана, повергший всех в раздумья ввиду его отказа от одного миллиона долларов, позволяет предположить, что углубленно изучая математику в детстве и всю свою сознательную жизнь, он, чрезвычайно развив интеллектуальные способности, оказался социально дезадаптированным человеком”.
В этой связи показателен пример известной юной шахматистки Жансаи Абдумалик. После занятий за доской Жансая занимается спортом, ходит на плавание. Выходит, есть формула успеха для гениев: не надо зацикливаться на чем-то одном, пусть даже очень любимом занятии. |