|
Айгуль Жилкишина
К 55-летию детской музыкальной школы №12
29 апреля в Астане состоялось заседание Комитета мажилиса по социально-культурному развитию, на котором представители Министерства образования и науки, Агентства по делам спорта и физической культуры, а также педагоги системы дополнительного образования обсудили вопросы дополнительного образования и его роли в развитии творческих способностей детей, организации досуга школьников. Имея 40-летний опыт работы, в том числе и 25 лет в должности руководителя, директор алматинской детской музыкальной школы №12 Елена Дмитриевна Тагильцева поделилась своим видением, планами и чаяниями
Лет 20-30 назад самой распространенной формой художественного образования было музыкальное. Классическую музыку как эстетическую ценность признавало все общество.
Сегодня еще можно встретить людей старшего поколения, обладающих высокопрофессиональными знаниями в своей области и в то же время владеющих уникальными познаниями в самых различных областях науки, культуры, искусства, религии. С ними можно часами беседовать, поражаясь широте, логике, красоте их мыслей и чувств. Как мы сейчас понимаем, эти люди и есть реальное воплощение идеи о всесторонне развитой и гармоничной личности.
Что было раньше непременным атрибутом общей культуры образованного человека? Умение играть на музыкальном инструменте. Каждый советский человек, если он родился в семье интеллигентов (или хотя бы один из родителей происходил из среды интеллигентов), учился или умел играть на фортепиано или гитаре, как минимум. Именно из них получились те самые физики и лирики, написавшие столько хороших песен. Кандидаты и доктора технических наук все поголовно играли хотя бы на гитаре. И ныне эти профессионалы разных сфер (от “шестидесятников” до “восьмидесятников”) проявляют высокоразвитый музыкально-эстетический вкус, ощутимый интерес к классическому музыкальному наследию. Их уровень музыкальной образованности и воспитанности поражает нынешнее поколение: прекрасные специалисты и истинные интеллигенты могут продемонстрировать вполне профессиональное исполнение на рояле (или других инструментах) джазовых композиций, а также произведений мировых классиков. Эти познания они приобрели в процессе общего социального и культурного развития, не имея специального музыкально-профессионального образования.
Формирование основ музыкальной культуры нужно начинать едва ли не с младенчества, так как отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыкальное воспитание формирует эмоциональную сферу, совершенствует мышление, ребенок делается чутким к восприятию красоты в искусстве и жизни, а также становится эмоционально отзывчивым в жизни.
Раньше родители могли себе позволить водить своих отпрысков в музыкальную школу, тогда это были небольшие деньги: от 12 рублей в месяц в музыкальных салонах и студиях до 18 рублей в музыкальных школах. Нынче обучение в государственной музыкальной школе обойдется в 3000 тенге и 18 000 - в частной.
В 1991 году в стране было 620 государственных музыкальных школ. За 23 года потеряно много музыкальных кадров и осталось только 180 школ. В Алматы как было 12 государственных школ, так 12 и осталось. Лишь школа имени Амре Кашаубаева (самая первая музыкальная школа страны) поменяла форму собственности - она существует сейчас при частном колледже.
Всю подноготную о системе музыкального воспитания в Казахстане познала Елена Дмитриевна.
Ее путь в музыку
Когда мне исполнилось 11 лет, при МВД в 1959-м открыли детскую музыкальную школу для детей сотрудников, куда я пошла в 3-й класс, будучи музыкально подготовленным ребенком. А в 1974-м ко мне обратилась директор моей родной музыкальной школы при МВД и предложила работу. Так я вернулась в родные пенаты, но уже в другом качестве - сначала преподавателем, завучем и спустя время стала директором.
Школа моя, как и прежде, находилась в полуподвальном помещении жилого дома, на Тулебаева - Абая. 53 года мы прожили в подвальчике - восемь крохотных классов (где помещались инструмент и два стула) и маленький зал. Жильцы к нам привыкли, мы были всегда примерными соседями. У нас проучились все дети, жившие в том доме, а также их дети и внуки. Кстати, там получили музыкальное образование и обе дочери Ахметжана Есимова, одна - как пианистка, другая - как гитаристка.
Потом настали времена “оптимизации” и “гуманизации”: у МВД не нашлось средств на содержание своей музыкальной школы, и мы были вынуждены прекратить набор детей. Волею судеб нам пришла на помощь (ныне покойная) Маржан Хайдаровна Мамашева, она сумела убедить руководство города, что музыкальная школа лишней никогда не будет. И нас приняли на баланс Фрунзенского исполкома. Нашим существованием и нынешним процветанием мы обязаны только ей.
Благодатная нива
В 2007 году нам дали 50 процентов финансирования, в 2008-м - 100 процентов. В 2012 году Берик Амиржанович Байболов полностью изменил нашу жизнь, предоставив нам пустующее здание за школой №30, на улице Ленина. У нас получилось 15 классов и два концертных зала.
Три уровня
музыкальной
Грамотности
Четыре года назад создали программу, согласно которой определяют три уровня музыкальной грамотности.
К первому относятся те, кто играет на радость бабушкам, - они шли мимо и задержались у нас. Они не обладают талантами, у них нет навыков. Их привели родители и хотят, чтобы их ребенок через два месяца научился играть какую-то песню, мелодию из фильма. Они не играют произведения Моцарта или Гайдна в том объеме, как того требует программа школы. Но они могут играть, и они востребованы в своей подростковой среде.
Ко второму относятся те, кто получает общее музыкальное образование (50-60 процентов от всего числа обучающихся). Они довольно глубоко знают классическую музыку, хорошо разбираются и в современной, увлекаются джазом. Дальше профессионально музыкой такие дети, как правило, не занимаются.
И, наконец, к третьему, профессиональному, уровню можно отнести наиболее подготовленных, талантливых учеников. Их примерно от 10 до 30 процентов от общего числа, и они являются профессионально подготовленными детьми. Им разрешается учиться не семь, а девять лет - это подготовка для поступления в музыкальный колледж.
Дети 2-го уровня - это и есть наш основной контингент. Детей, зашедших к нам “случайно”, мало. А дети-таланты, они в любом случае проявят свой талант. Такие наши воспитанники успешно выступают в Нью-Йорке, Италии, Турции, России.
Мечта Елены Дмитриевны - проработать еще несколько лет директором школы, чтобы осуществить в полной мере некоторые планы, в частности, чтобы школа получила имя Сейдоллы Байтерекова, композитора, заслуженного деятеля культуры Казахстана.
Практическая
польза
музыкальных
занятий
Виктория Владимировна Шахова, преподаватель по классу флейты, вспоминает: “Когда я начинала (11 лет назад), у меня было всего три ученика из детского дома, а сейчас их столько, что у нас мест не хватает. Особенно в последние три года очень много желающих, а педагогов меньше, в частности, по таким специальностям, как флейта, гобой.
Конечно, из наших учеников профессиональными музыкантами будут единицы. Но я полагаю, в ребенке нужно воспитывать особенное отношение к искусству. Очень важно, чтобы дети любили музицировать, играли на каком-либо инструменте, а также могли подобрать мелодию или сочинять музыку. Помимо изучения школьной программы я стараюсь обучать своих учеников сочинять, импровизировать. Это очень важно для самореализации подростков. Дети учатся лучше, если им помогают родители, а при отсутствии интереса с их стороны гаснут. Есть и дарования, но их, конечно, единицы.
Правда, изначально в класс духовых инструментов приводят астматиков или детей в предастматическом состоянии - просто для улучшения здоровья. Дыхательные упражнения, правильно поставленное дыхание при игре на духовом инструменте способствуют выздоровлению. Родители приходят только с одной просьбой: “Нам ничего не надо, нам бы только здоровье поправить”. А некоторые из таких учеников нынче выступают на конкурсах и занимают призовые места. Конечно, выздоровление происходит не сразу, а в течение года-двух. Например, ко мне пришел в первый класс Темиртас Джангир - маленький, худенький, слабенький мальчик. Первый год он очень болел, а сейчас окреп, почти не кашляет, во всяком случае, больше не задыхается. Теперь же мой четвероклассник играет не только на флейте, но и на саксофоне. А в Нью-Йорке на международном конкурсе среди саксофонистов занял первое место”.
Нас часто спрашивают: “Какую вы прибыль даете? Какой от вас толк?”. Я могу так ответить: “Да, у нас нет прибыли, ноль чистого дохода. Однако то, что дети ходят к нам заниматься музыкой, - это долгосрочные вложения в культуру Казахстана, в престиж Отечества. Наши выпускники достойно смогут представить страну везде и всюду, в какой бы области они ни работали. Мы “вытаскиваем” индивидуальность ребенка, воспитывая, взращивая в нем музыкальную колористику. Дети, получившие дополнительное образование, совершенно другие, духовно более богатые. А “практическая” польза состоит в том, что дети, которые после школьных занятий идут на таэквондо, потом - на рисование и еще занимаются музыкой, заняты весь световой день. У них нет места в голове для дурных мыслей, и они не подвержены влиянию улицы, у них нет времени и возможности увлечься наркотиками”. |