ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Дети физиков и лириков Последняя страница

Айгуль Жилкишина
К 55-летию детской музыкальной школы №12
29 апреля в Астане состоялось заседание Комитета мажилиса по социально-культурному развитию, на котором представители Министерства образования и науки, Агентства по делам спорта и физической культуры, а также педагоги системы дополнительного образования обсудили вопросы дополнительного образования и его роли в развитии творческих способностей детей, организации досуга школьников. Имея 40-летний опыт работы, в том числе и 25 лет в должности руководителя, директор алматинской детской музыкальной школы №12 Елена Дмитриевна Тагильцева поделилась своим видением, планами и чаяниями

Лет 20-30 назад самой распространенной формой художественного образования было музыкальное. Классическую музыку как эстетическую ценность признавало все общество.
Сегодня еще можно встретить людей старшего поколения, обладающих высокопрофессиональными знаниями в своей области и в то же время владеющих уникальными познаниями в самых различных областях науки, культуры, искусства, религии. С ними можно часами беседовать, поражаясь широте, логике, красоте их мыслей и чувств. Как мы сейчас понимаем, эти люди и есть реальное воплощение идеи о всесторонне развитой и гармоничной личности.
Что было раньше непременным атрибутом общей культуры образованного человека? Умение играть на музыкальном инструменте. Каждый советский человек, если он родился в семье интеллигентов (или хотя бы один из родителей происходил из среды интеллигентов), учился или умел играть на фортепиано или гитаре, как минимум. Именно из них получились те самые физики и лирики, написавшие столько хороших песен. Кандидаты и доктора технических наук все поголовно играли хотя бы на гитаре. И ныне эти профессионалы разных сфер (от “шестидесятников” до “восьмидесятников”) проявляют высокоразвитый музыкально-эстетический вкус, ощутимый интерес к классическому музыкальному наследию. Их уровень музыкальной образованности и воспитанности поражает нынешнее поколение: прекрасные специалисты и истинные интеллигенты могут продемонстрировать вполне профессиональное исполнение на рояле (или других инструментах) джазовых композиций, а также произведений мировых классиков. Эти познания они приобрели в процессе общего социального и культурного развития, не имея специального музыкально-профессионального образования.
alt
Формирование основ музыкальной культуры нужно начинать едва ли не с младенчества, так как отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыкальное воспитание формирует эмоциональную сферу, совершенствует мышление, ребенок делается чутким к восприятию красоты в искусстве и жизни, а также становится эмоционально отзывчивым в жизни.
Раньше родители могли себе позволить водить своих отпрысков в музыкальную школу, тогда это были небольшие деньги: от 12 рублей в месяц в музыкальных салонах и студиях до 18 рублей в музыкальных школах. Нынче обучение в государственной музыкальной школе обойдется в 3000 тенге и 18 000 - в частной.
В 1991 году в стране было 620 государственных музыкальных школ. За 23 года потеряно много музыкальных кадров и осталось только 180 школ. В Алматы как было 12 государственных школ, так 12 и осталось. Лишь школа имени Амре Кашаубаева (самая первая музыкальная школа страны) поменяла форму собственности - она существует сейчас при частном колледже.
Всю подноготную о системе музыкального воспитания в Казахстане познала Елена Дмитриевна.

Ее путь в музыку
Когда мне исполнилось 11 лет, при МВД в 1959-м открыли детскую музыкальную школу для детей сотрудников, куда я пошла в 3-й класс, будучи музыкально подготовленным ребенком. А в 1974-м ко мне обратилась директор моей родной музыкальной школы при МВД и предложила работу. Так я вернулась в родные пенаты, но уже в другом качестве - сначала преподавателем, завучем и спустя время стала директором.
Школа моя, как и прежде, находилась в полуподвальном помещении жилого дома, на Тулебаева - Абая. 53 года мы прожили в подвальчике - восемь крохотных классов (где помещались инструмент и два стула) и маленький зал. Жильцы к нам привыкли, мы были всегда примерными соседями. У нас проучились все дети, жившие в том доме, а также их дети и внуки. Кстати, там получили музыкальное образование и обе дочери Ахметжана Есимова, одна - как пианистка, другая - как гитаристка.
Потом настали времена “оптимизации” и “гуманизации”: у МВД не нашлось средств на содержание своей музыкальной школы, и мы были вынуждены прекратить набор детей. Волею судеб нам пришла на помощь (ныне покойная) Маржан Хайдаровна Мамашева, она сумела убедить руководство города, что музыкальная школа лишней никогда не будет. И нас приняли на баланс Фрунзенского исполкома. Нашим существованием и нынешним процветанием мы обязаны только ей.

Благодатная нива
В 2007 году нам дали 50 процентов финансирования, в 2008-м - 100 процентов. В 2012 году Берик Амиржанович Байболов полностью изменил нашу жизнь, предоставив нам пустующее здание за школой №30, на улице Ленина. У нас получилось 15 классов и два концертных зала.

Три уровня
музыкальной
Грамотности

Четыре года назад создали программу, согласно которой определяют три уровня музыкальной грамотности.
К первому относятся те, кто играет на радость бабушкам, - они шли мимо и задержались у нас. Они не обладают талантами, у них нет навыков. Их привели родители и хотят, чтобы их ребенок через два месяца научился играть какую-то песню, мелодию из фильма. Они не играют произведения Моцарта или Гайдна в том объеме, как того требует программа школы. Но они могут играть, и они востребованы в своей подростковой среде.
Ко второму относятся те, кто получает общее музыкальное образование (50-60 процентов от всего числа обучающихся). Они довольно глубоко знают классическую музыку, хорошо разбираются и в современной, увлекаются джазом. Дальше профессионально музыкой такие дети, как правило, не занимаются.
И, наконец, к третьему, профессиональному, уровню можно отнести наиболее подготовленных, талантливых учеников. Их примерно от 10 до 30 процентов от общего числа, и они являются профессионально подготовленными детьми. Им разрешается учиться не семь, а девять лет - это подготовка для поступления в музыкальный колледж.
Дети 2-го уровня - это и есть наш основной контингент. Детей, зашедших к нам “случайно”, мало. А дети-таланты, они в любом случае проявят свой талант. Такие наши воспитанники успешно выступают в Нью-Йорке, Италии, Турции, России.
Мечта Елены Дмитриевны - проработать еще несколько лет директором школы, чтобы осуществить в полной мере некоторые планы, в частности, чтобы школа получила имя Сейдоллы Байтерекова, композитора, заслуженного деятеля культуры Казахстана.

Практическая
польза
музыкальных
занятий

Виктория Владимировна Шахова, преподаватель по классу флейты, вспоминает: “Когда я начинала (11 лет назад), у меня было всего три ученика из детского дома, а сейчас их столько, что у нас мест не хватает. Особенно в последние три года очень много желающих, а педагогов меньше, в частности, по таким специальностям, как флейта, гобой.
Конечно, из наших учеников профессиональными музыкантами будут единицы. Но я полагаю, в ребенке нужно воспитывать особенное отношение к искусству. Очень важно, чтобы дети любили музицировать, играли на каком-либо инструменте, а также могли подобрать мелодию или сочинять музыку. Помимо изучения школьной программы я стараюсь обучать своих учеников сочинять, импровизировать. Это очень важно для самореализации подростков. Дети учатся лучше, если им помогают родители, а при отсутствии интереса с их стороны гаснут. Есть и дарования, но их, конечно, единицы.
Правда, изначально в класс духовых инструментов приводят астматиков или детей в предастматическом состоянии - просто для улучшения здоровья. Дыхательные упражнения, правильно поставленное дыхание при игре на духовом инструменте способствуют выздоровлению. Родители приходят только с одной просьбой: “Нам ничего не надо, нам бы только здоровье поправить”. А некоторые из таких учеников нынче выступают на конкурсах и занимают призовые места. Конечно, выздоровление происходит не сразу, а в течение года-двух. Например, ко мне пришел в первый класс Темиртас Джангир - маленький, худенький, слабенький мальчик. Первый год он очень болел, а сейчас окреп, почти не кашляет, во всяком случае, больше не задыхается. Теперь же мой четвероклассник играет не только на флейте, но и на саксофоне. А в Нью-Йорке на международном конкурсе среди саксофонистов занял первое место”.

Нас часто спрашивают: “Какую вы прибыль даете? Какой от вас толк?”. Я могу так ответить: “Да, у нас нет прибыли, ноль чистого дохода. Однако то, что дети ходят к нам заниматься музыкой, - это долгосрочные вложения в культуру Казахстана, в престиж Отечества. Наши выпускники достойно смогут представить страну везде и всюду, в какой бы области они ни работали. Мы “вытаскиваем” индивидуальность ребенка, воспитывая, взращивая в нем музыкальную колористику. Дети, получившие дополнительное образование, совершенно другие, духовно более богатые. А “практическая” польза состоит в том, что дети, которые после школьных занятий идут на таэквондо, потом - на рисование и еще занимаются музыкой, заняты весь световой день. У них нет места в голове для дурных мыслей, и они не подвержены влиянию улицы, у них нет времени и возможности увлечься наркотиками”.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение