|
Ирина Ковалева
Павлодарский, а ныне московско-ярославский скульптор Михаил Гайнутдинов о художественном образовании задумался лишь в 29 лет. До этого он работал водителем, охранником, сварщиком, ремонтировал квартиры и держал свою торговую фирму. Но целью жизни оказалось призвание, и после окончания академии Глазунова в Москве Михаил стал ваятелем. Среди его работ - масштабные проекты и станковая скульптура, реставрация старинных зданий и драконы для особняка Аллы Пугачевой. После семилетнего отсутствия член Московского союза художников Гайнутдинов прибыл в Павлодар и рассказал о своих успехах
Рисовать Михаил любил с детства, но всерьез стал заниматься творчеством в 1995-1996 годах, познакомившись с павлодарскими художниками: графиком Виктором Поликарповым и художником-монументалистом Михаилом Бекетовым.
Решив довериться призванию, Михаил поступил в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, основанную народным художником СССР Ильей Сергеевичем Глазуновым. Причем павлодарец Михаил Гайнутдинов оказался единственным абитуриентом на курсе, не имевшим начального и среднего художественного образования, который успешно сдал вступительные экзамены. Поблажек во время учебы не было: настоящее мастерство художника ни за какие деньги и взятки не купишь. В итоге до дипломной работы дошли единицы.
- Наш курс считается одним из лучших в академии, - рассказывает Михаил. - Конечно, было тяжело, но боевой дух, постоянное соревнование между собой сыграли свою положительную роль. Мы вчетвером все сдали дипломную работу на “отлично”. Однокурсник Илья Гуреев - великолепный скульптор, сейчас преподает в академии. И мне предлагали преподавать в одном из университетов скульптуру и рисунок, но я отказался - это не мое.
Дипломная работа Гайнутдинова - скульптура композитора Сергея Рахманинова - стала украшением академии. Правда, изначально она была заказана для музыкального училища Калининграда. Но Рахманинов остался в Москве.
После окончания вуза Гайнутдинов участвовал в представительных выставках и в 2006 году вступил в Московский союз художников. Он получил скульптурную мастерскую на Цветном Бульваре. Среди творческих работ Михаила Владимировича - бюст В. Соловьева, памятник В. Гиляровскому, проект памятника Белле Ахмадулиной. Также его проект участвовал в творческом конкурсе на создание мемориала погибшим в “Норд-Осте”.
Одной из интересных сторон творчества скульптора является реставрация. Михаилу довелось восстанавливать лепной декор на знаменитом Доходном доме архитектора Кекушева на Остоженке, роскошном московском здании в стиле “модерн” конца XIX века. А в Зеленоградске Калининградской области - реставрировать старинную 40-метровую водонапорную башню.
|
Водонапорная башня в г. Зеленоградске |
- Башня была построена в 1905 году, - рассказывает Михаил Гайнутдинов. - С середины прошлого века она не использовалась и постепенно пришла в упадок. К счастью, ее выкупили и решили отреставрировать. Восстанавливать все лепные элементы доверили мне. Фрагменты лепнины сохранились со старых времен. Так что воссоздать удалось без проблем. Помогло знание стиля, работ мастеров того времени. Было понятно, какие материалы они использовали. Разумеется, сейчас другие материалы - работать стало проще. Но технологию я соблюдал ту же, что была раньше. Теперь в башне - единственный в мире музей кошек Murarium.
Помимо реставрации, скульптор, как и в стародавние времена, зарабатывает на частных заказах. И тут тоже есть простор для фантазии. Так, один бизнесмен решил устроить у себя в жилище домашний театр. И, соответственно, оформить его по всем правилам дворянских поместий. Рядом со сценой обязательными оказались и лепные украшения - капители колонн с театральными масками. В этих самых гипсовых масках Гайнутдинов увековечил хозяина-театрала, его супругу, а также себя и архитектора.
Говоря о заказах, Михаил объясняет: самое главное - не угодить, а воспитать заказчика. Скульптор считает, что проблема многих нынешних художников - в неумении доказать свою правоту. Творцы не могут обосновать, что их профессиональное мнение важнее, чем обывательское представление заказчиков. Понимающий клиент попадается редко. Еще реже встречается тот, кто не просто понимает, но и доверяет мастеру, и достойно оплачивает его труд. Одним из таких был популярный российский пародист Максим Галкин, супруг Аллы Борисовны Пугачевой.
|
Драконы в замке А. Пугачевой и М. Галкина |
- С Галкиным и Пугачевой мы проработали около четырех лет над экстерьером их замка в деревне Грязь, - рассказывает Гайнутдинов. - Для оформления парадного входа Галкин предложил идею с драконом, будто бы охраняющим семейный очаг. Я согласился, сделал эскизы. Сначала был один дракон, потом два. Мы сделали еще и двух бронзовых горгулий на лестничный марш. На фасаде еще должен был стоять рыцарь с арбалетом, усмиритель драконов, их поводырь.
- В основном строительством замка в Грязи распоряжался Галкин, - говорит скульптор. - Однако Алла Борисовна тоже приезжала на строительство - “давала всем разгон”.
Юмориста Галкина ваятель охарактеризовал как человека эрудированного, артистичного, внимательного и приятного в общении.
- Однажды я собирался на работу, закрутился и не сразу заметил, что моя маленькая дочка на кухне достала из коробки с инструментами гаечный ключ и ест им лапшу! - вспоминает забавный эпизод Михаил Гайнутдинов. - Я заснял это на мобильный телефон и только потом вручил ей вилку. Когда я показал фото Максиму Галкину, он пошутил: “я теперь понимаю, как тебе нужны деньги - у тебя нет столовых приборов!” И сразу же оплатил мне весь заказ.
|
Доходный дом на Остоженке |
Еще одним интересным клиентом у Михаила был российский миллионер Евгений Чичваркин, сооснователь и бывший совладелец сети салонов сотовой связи “Евросеть”. Он планировал построить себе необычный особняк.
- Наша творческая группа сделала ему проект дома, напоминающего стиль Гауди: плывущие формы с мозаикой и эмалями. Моей задачей было пластическое решение этих сложных архитектурных форм. Но, к сожалению, удалось сделать только макет, поскольку Чичваркин теперь, как известно, живет в Лондоне и не хочет возвращаться в Россию - по крайней мере, сейчас.
|
Скульптор в своей мастерской в Москве |
В нынешнем году Гайнутдинов приехал работать из Москвы в Ярославль. Там давно трудится его старший наставник, павлодарский художник Михаил Бекетов. Его мастерская занимается и витражами в технике “Тиффани”, и керамикой, и художественным стеклом, и эмалью. А в 2013-м в Ярославле открыли мемориал “Хоккейное братство” в память команды “Локомотив”, погибшей в авиакатастрофе. Проект этого памятника в соавторстве с двумя дизайнерами разработал Михаил Бекетов.
|
На этот надгробный памятник ушло три тонны мрамора. После обработки осталось 1300 кг |
Для скульптора Михаила Гайнутдинова начался новый жизненный этап - ярославский. Он получил просторную мастерскую в Доме художника и уже начал то, без чего не мыслит себя - работу с камнем.
Фото автора и из архива Михаила Гайнутдинова |